Ссылки для упрощенного доступа

Помора обвиняют в «измене родине»


Ivan Moiseev
Ivan Moiseev
Судебные слушания по делу Ивана Мосеева должны были начаться в 12
ноября, однако их перенесли на 21 ноября из-за болезни подсудимого.

Дело в отношении директора Поморского института коренных и малочисленных народов Севера возбуждено по 282-ой статье УК РФ. Его обвиняют в разжигании ненависти к этнической группе «русские». Поводом для этого стал комментарий, который ещё весной Мосеев якобы оставил на информационном сайте «Эхо Севера». Пользователь под псевдонимом «Поморы» написал: «Вас миллионы быдла, а нас две тысячи человек». Сам Иван Мосеев утверждает, что не является автором комментария; кроме того, как рассказывает его адвокат Вениамин Белов, «По нашей оценке, которую дал опытный лингвист, нельзя связывать это высказывание с русским народом. «Быдло» – это широкое понятие, это толпа людей, которая идут у кого-то на поводу и т. д. А обвинение поставило вопрос так, что получается, что это оскорбило русский народ».

Средства массовой информации сообщили, что внимание ФСБ на спорный комментарий обратил главный редактор портала «Эхо Севера» Илья Азовский. Сам он в интервью Радио Свобода пояснил, что дело было иначе: «Я намерен судиться с изданиями РБК и "Коммерсант", потому что я в ФСБ не обращался. Я не являюсь ни стукачом, ни осведомителем ФСБ. Это ко мне обратились компетентные органы с официальным запросом, в котором со ссылкой на законодательство РФ потребовали, чтобы я предоставил IP-адрес какого-то поста. Впоследствии оказалось, что к этому посту имеет некое отношение гражданин Мосеев. На тот момент я даже не знал этого. Как главный редактор СМИ, я обязан предоставить IP-адрес по официальному запросу правоохранительных органов, что я и сделал. В своих комментариях следователю я упомянул о том, что данное
высказывание мне тоже показалось довольно подозрительным с точки зрения этики. Слово "быдло" нельзя квалифицировать иначе, чем провокационное и унижающее честь и достоинство. Именно так я и сказал! Оскорбление это или не оскорбление, экстремизм это или не экстремизм, это будет решать только суд», – говорит Илья Азовский.

Летом этого года в квартире Ивана Мосеева прошёл обыск. Сообщалось также, что директора Поморского института подозревают в дестабилизации социальной и политической обстановки в Архангельской области, а именно, в сотрудничестве с норвежской разведкой. По словам адвоката Вениамина Белова, несмотря на то, что такое обвинение Мосееву не предъявлялось, подозрения действительно имели место: «Документ с подобными официальными формулировками в деле есть, там говорится о признаках “измены”. Получается, что такие предположения имелись у оперативных работников, но они не нашли подтверждения».

Адвокат подчеркнул, что у следствия, по его мнению, не было достаточных оснований, чтобы возбуждать уголовное дело в отношении его подзащитного даже за разжигание межнациональной розни.

Архангельский журналист Анатолий Беднов предположил в интервью Радио Свобода, что уголовное преследование Ивана Мосеева может быть связано с его общественной деятельностью; Моссев, в частности, выступал за признание архангельских поморов малочисленным коренным населением «Это дело само по себе абсурдное. То, что приписывается Мосееву, выглядит ещё достаточно невинно по сравнению с теми комментариями, оскорбляющими поморов, которые были размещены ранее. Почему-то по ним никаких дел не возбуждается. За этим стоят люди, которым невыгодно, чтобы здесь были поморы, которые могут заявить о своих правах. И под благовидным предлогом пытаются известного общественного деятеля архангельского выкинуть из общественно-политической жизни» – уверен журналист.

Как рассказывает Беднов, в Архангельской области существует несколько поморских организаций. На протяжении последних 20 лет они жили достаточно мирно. Конфликтов с властью не было. Поморы уже многие годы добиваются статуса коренного малочисленного народа, чтобы иметь право на определенные льготы по рыболовству, как основному роду занятий, по пользованию природными ресурсами.
XS
SM
MD
LG