Ссылки для упрощенного доступа

14 ноября. Собачья история


Если бы мне предложили прочитать славистам лекцию о сегодняшней России, что-то вроде «Постижения страны» (у Олега Кулика был такой проект «Вглубь России»), я бы начал ее с рассказа о массовом убийстве собак так называемыми догхантерами. А, может быть, этим сюжетом и ограничился – подробностей хватит не на один час дискуссии. Любая деталь ошеломит заморского гостя. И бессмысленная жестокость. И пугающая массовость догхантерского движения. И простота приобретения без рецепта лекарства от туберкулеза – основного элемента отравы. Ну и главное – то, что все это проходит безнаказанно и скользит где-то на задворках новостных лент. Если бы у меня по соседству в пражском парке кто-нибудь рассыпал яд, полиция оцепила бы этот парк, местное МЧС провело бы тотальную очистку территории, репортажи о злодеянии были бы на первых полосах газет, бандитов осудили бы президент, министры и депутаты. Ну и, конечно, отравители оказались бы за решеткой или в сумасшедшем доме. А здесь – тишина, у несчастных владельцев собак полиция даже не хочет принимать заявления.
А поджог приюта для животных «Альма»? Почему никто не ищет негодяев? Сто лет назад вышла книга Ивана Родионова «Наше преступление» – о бессмысленном деревенском убийстве, которое стало символом краха российского государства. Вот таким же признаком сегодняшнего краха мне кажется пожар, в котором сгорели 5 собак и 8 кошек. Это действительно преступление "наше", совершенное сразу всеми, как убийство в "Восточном экспрессе".
Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля два года назад получил мультфильм Сержа Аведикяна «Собачья история» о депортации бродячих собак из Стамбула в 1910 году. (Вот мое интервью с режиссером.) Младотурки решили европеизировать город и избавиться от собак. 16 тысяч псов были на четырех кораблях вывезены на необитаемый остров и почти все погибли. Энвер-паша, затеявший истребление собак, умер 90 лет назад, в 1922 году, но его преступление (одно из многих) до сих пор не забыто. Энвер-паша оправдывал депортацию собак стремлением к цивилизации. Продолжатели его дела в России в 2012 году хотят убежать от цивилизации как можно дальше. Посмотрите мультфильм Аведикяна, он без субтитров, но все понятно.



О собаках, людях и людях-собаках, кризисе антропоцентризма и покровителе животных Франциске Ассизском говорят в «Культурном дневнике» художники Юлия Кисина, Александр Соколов и Олег Кулик. И еще одна ссылка: размышления философа Джастина Эрика Халлдора Смита о том, чем человек обязан собаке:

Собака и человек эволюционировали вместе, и в каком-то смысле это делает наш вид ближе к Canis lupus familiaris (собака обыкновенная), чем к Pan troglodytes (обыкновенный шимпанзе) – не в смысле поиска общих предков, а в связи с историей наших взаимоотношений. Этой истории уже около 15 тысяч лет, и подробности ее еще свежи в памяти обоих видов: люди занимались интенсивной селекцией собак, но есть подозрение, что собаки делали то же самое по отношению к людям. В результате мы стали походить друг на друга больше (и с точки зрения поведенческих особенностей, и по способам выражения эмоций), чем на своих ближайших родственников: серого волка в случае собак и шимпанзе в случае людей. Волк – ближайший предок собак, но никакой солидарности отсюда не возникает. Как раз наоборот: собаки на нашей стороне.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG