Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты из Загреба и Белграда - об оправдании Гаагским трибуналом хорватских генералов


Хорватские генералы Младен Маркач и Анте Готовина
Хорватские генералы Младен Маркач и Анте Готовина
Кассационная коллегия Международного Гаагского трибунала по наказанию военных преступлений в бывшей Югославии в пятницу оправдала хорватских генералов Анте Готовину и Младена Маркача, обвинявшихся в совершении военных преступлений во время вооруженного конфликта против сербов в 1995 году. Готовина и Маркач командовали операцией «Шторм», результатом которой стал разгром военных формирований непризнанной Республики Сербская Краина и реинтеграция ее территорий в состав Хорватии. В результате этой операции погибли несколько сот мирных жителей, десятки тысяч человек стали беженцами.

Популярный в Хорватии генерал Готовина, обвинение против которого были выдвинуты в 2001 году, несколько лет скрывался от правосудия. В 2005 году он был наконец арестован в Испании. В 2011 году Готовина приговорен Гаагским трибуналом к 24 годам тюремного заключения (генерал Маркач к 18 годам) - по принципу ответственности командира за нарушение правил и обычаев ведения боевых действий, превышение норм допустимой обороны и преступления против человечности. Судья Теодор Мерон, рассматривавший кассацию, счел эти злодеяния недоказанными.

В Загребе, где освобожденных генералов встречают с ликованием и восторгом, обращают внимание на то, что по уголовным делам, связанным с боевыми действиями на территории собственно Хорватии, Гаагский трибунал не осудил ни одного хорватского военного. Говорит обозреватель загребской газеты «Ютарни лист», политический комментатор Владо Вурушич:

- В Загребе на центральной площади Елачича собрались пять-шесть тысяч человек, которые вместе смотрели трансляцию из Гааги. Когда суд освободил генералов, всех охватило чувство эйфории, и в Загребе, и по всей Хорватии, особенно в родных городах двух генералов. Люди свистят, скандируют здравицы в адрес Готовины и Маркача, выходят на улицы с национальными флагами. Все здесь ожидали другого приговора: что генералов осудят на тот срок, который они уже провели в заключении в Гааге. Комментируя оправдание заключенных, местные политики во главе с премьер-министром заявляют: вот доказательство того, что вся Хорватия оправдана, именно на этом война в Хорватии закончена. Министр обороны Хорватии Анте Котроманович, однополчанин генерала Готовины, вылетел правительственным самолетом в Гаагу. Вечером они вернутся в Загреб, где их, очевидно, встретит премьер-министр.

- Генерала Готовину, который скрывался от правосудия, считая себя невиновным, полиция искала не один и не два года. Целое десятилетие тянулась вся эта история, а значит, продолжалась и дискуссия о роли хорватских вооруженных сил в войне против самопровозглашенных сербских государственных образований. Есть какая-то вина на стороне Хорватии, как считают в Загребе?

- Сейчас многие говорят: естественно, в военных условиях обе стороны совершают преступления, значит, есть преступники и на хорватской стороне. Прежде в Загребе многие считали, что в оборонительной войне невозможно совершение военных преступлений. Большинству здесь очевидно: речь шла о сербской агрессии против Хорватии. Важно вот что: Гаагский трибунал уже осудил нескольких хорватов, процессы против других и сейчас продолжаются. Но все эти хорваты воевали в Боснии, где Хорватия в какой-то период конфликта выступала в качестве агрессора. А вот что касается хорватов из Хорватии, они все оправданы - или их дела переданы на рассмотрение судов в Хорватии. Ни один хорват - если мы говорим о войне, которая проходила на территории Хорватии - не осужден в Гааге.

В то же время и с освободительной войной не все так просто, у многих хорватов все-таки двоякое отношение к событиям того времени. Да, Хорватия себя защищала, но все-таки была и гибель мирных сербов, были и беженцы, а теперь есть какое-то осознание того, что и хорватская армия, к сожалению, во время операции, которая была поводом для суда в Гааге, кое-что натворила. И все же: Хорватия сейчас полноценное государство, которое вступает в Евросоюз, член НАТО, наша страна имеет, конечно, свои заботы, но и свои надежды. Не будь этой военной операции - Хорватия, наверное, была бы в том положении, в котором сейчас находится Сербия по отношению к Косову.

- Идея тотальной патриотической обороны в Хорватии пользуется особой популярностью в правой части политического спектра. Националистически организации настаивают на тезисе об однозначной справедливости хорватской войны. Как вы считаете: возвращение в Загреб генералов Готовины и Маркача в ореоле героев может усилить позиции так называемых хорватских турбопатриотов?

- Правая партия Хорватское демократическое содружество, которая практически 20 лет самостоятельно правила Хорватией, с первого дня независимости, может сейчас на этом получить кое-какие висты. Уже поговаривают, что Готовина станет кандидатом ХДС на следующих президентских выборах. Другое дело, что по результатам последних выборов хорватские «правые» оказались в нокдауне: президент и премьер-министр - социал-демократы. Даже в кризисное время, когда в Хорватии и забастовки, и вообще недовольство людей экономической и социальной ситуацией, популярность правящей партии и президента не падает. Многое зависит от того, как себя поведет Готовина. Некоторые его близкие друзья говорят, что он в политику не будет вмешиваться, что с него хватит. Но для «правых» он в любом случае останется символом.

- Этот генерал - такой герой хорватских «лихих 90-х годов». Человек, который в молодости служил во французском Иностранном легионе, генерал без военного образования, с сомнительными бизнес-связями и приятелями из полукриминальной среды. Как сейчас выглядит Готовина в глазах большинства хорватов?

- Конечно, он авантюрист, этого нельзя отрицать. Готовина рано потерял мать, в 16 лет сбежал из дома, попал в Иностранный легион. Поговаривают и о его криминальном прошлом. Но он, очевидно, все-таки способный военный. В свое время его выдвинули на командные позиции, чтобы подчеркнуть как раз патриотический характер войны. В первые годы независимости в хорватской армии было две категории офицеров: офицеры югославской армии, которые перешли на хорватскую сторону, и военные без формального специального образования, проявившие себя в боях. Тогдашнему президенту Туджману, хотя он сам в прошлом генерал армии Тито, ближе была первая категория военных, он не доверял бывшим юго-офицерам. Поэтому тоже Готовина сделал быструю военную карьеру, - рассказал загребский журналист Владо Вурушич.

Гаагский трибунал действительно рассматривал несколько уголовных дел о совершении хорватскими военными преступлений во время конфликтов с сербскими сепаратистами на территории Хорватии. Действительно, ни один из них не был осужден в Голландии. Однако несколько дел были переданы на рассмотрение хорватских судов, которые вынесли обвинительные приговоры. Кое-кто уже отсидел свой срок - например, генерал Мирко Норац, в отношении других - например, полевого командира Томислава Мерчепа - процессы еще продолжаются.

В Белграде оправдательное решение в отношении хорватских генералов считают скандальным, нарушающим принципы справедливости. Прокурор сербского специального Суда по военным преступлениям Владимир Вукчевич заявил: несмотря на то, что в данном случае речь идет об одном из самых крупных военных преступлений, совершенных во время войн на территории бывшей Югославии, в ходе которых совершались убийства, депортации, творилось насилие против несколько сотен тысяч людей, за это никто не ответил. По его словам, неприемлемо то, что при оценке одних и тех же фактов, уже установленных судом гаагского трибунала, второстепенная - по словам прокурора - Кассационная коллегия приняла диаметрально противоположное решение.
«Это доказывает, что в Гааге речь идет о выборочной справедливости, которая хуже всякой несправедливости», – заявил председатель Национального совета Сербии по сотрудничеству с Гаагским трибуналом Расим Льяич. Однако на вопрос журналистов о том, решится ли Сербия прервать отношения с Международным трибуналом, Льяич ответил, что таких намерений у Белграда пока нет. В Сербии в целом сегодня преобладают чувства огорчения.

С просьбой прокомментировать оправдательный приговор Гаагского трибунала РС обратилось к директору белградской неправительственной организации Центр по этническим отношениям Душану Яничу:

«Это очень плохая новость. Решение суда фактически означает: победителей не судят, несмотря на их преступления. Я понимаю, что суд попал в деликатное положение, понимаю, что оно связанно с предстоящим судебным процессом о взаимных обвинениях Сербии и Хорватии в совершении геноцида. Но этот приговор, по сути, является лишь продолжением драмы, в которой Сербия и Хорватия отказываются вместе решать проблемы.

Что касается правового аспекта, удивляет следующее: по принципу ответственности командира в Гаагском трибунале за события военного времени оправдывают только хорватских и албанских военных, а остальных строго наказывают. Я считаю, что когда трибунал выносил первый приговор генералам Готовине и Маркачу, его стандарты уже были не столь высоки, как вердикты на процессах против других обвиняемых. Теперь недоверие к Гаагскому трибуналу в Сербии неминуемо возрастет, и не только в Сербии. В Сербии совершенно точно можно ожидать мобилизации сторонников национализма и шовинизма. Еще популярнее станет популизм. Таким образом, гаагский приговор возымеет не только правовые, но и политические последствия», - считает Душан Янич.
XS
SM
MD
LG