Ссылки для упрощенного доступа

Стэн Гетц, он же Станислаc Гаецкий


«Стэн Гетц играл на саксофоне, на тенор-саксофоне, хотя слово «играл» в данном случае звучит бледно. В нем нет накала и силы, для того, чтобы описать интимные отношения между музыкантом и его инструментом. Саксофон был частью его самого, так, словно это был его собственный голос. И в то же самое время, если бы он родился в другую эпоху и в другой цивилизации, этой встречи не произошло бы. Если бы погромы 1903 года не заставили бы его деда с бабкой бежать с Украины не оглядываясь, он, может быть, играл бы на фаготе в симфоническом оркестре или же на кларнете в бродячем оркестре на крестьянских свадьбах. Вполне возможно, что он умер бы от голода в первые годы советской власти или погиб бы в начале Второй мировой войны. То есть, если бы он не вырос в бедности в Нью-Йорке 30-х годов, его музыка, его жизнь были бы совершенно иными. И феномен, который мы называем «Стен Гетц» просто бы не существовал».
Дейв Джелли «Nobody Else But Me», издательство «Backbeat Books» 2002 год, Сан-Франциско.


1. Stan Getz - Lady Day – 6:00 (Stan Getz - The Jazz Masters - 100 ans de Jazz – Mandarim Rds)

ДС: - «Lady Day», то есть Билли Холидей, композиция Уейна Шортера. Стэн Гетц – тенор-саксофон; Энди Ливэрн – рояль; Браян Бромберг – контрабас; Чак Лоиб – гитара и Виктор Джоунз – ударные. Европейские гастроли Гетца. Ирландская фирма «Mandarim Rds». Установить дату не удалось. Опять – диск-компиляция.
Стэнли, Станислас, Гаецкий, он же Гетц родился в тот же день, что и Сонни Ститт, о котором шел разговор в прошлом «Времени Джаза», но на три года позже и не в Бостоне, а в Филадельфии. Его отец год не обедал, экономил деньги, чтобы купить сыну саксофон. В семье об этом не знали. Первым саксом Стэна был серебряный альт-саксофон тускло-зеленого, цвета, словно он был покрыт плесенью. До сакса Стэн играл на губной гармонике, на контрабасе, на фортепьяно, без проблем научился нотной грамоте. Он мог читать что угодно с листа, но мог запомнить мелодию и на слух. Короче, с младых ногтей он был вундеркиндом, и его бедные родители-иммигранты это прекрасно сознавали.

2. Stan Getz - My Foolish Heart - 5:54 (Stan Getz - My Foolish Heart: Live at the Left Bank - Label M)

ДС: «My Foolish Heart», «Мое глупое сердце» - стандарт Нэда Уашингтона и Виктора Янга. Стэн Гетц – тенор-саксофон и лидер; Ричи Байрах – рояль; Дэйв Холлэнд – контрабас и Джак ДеДжонетт – ударные. Запись была сделана 20 мая 75 года в «The Famous Ballroom» в Балтиморе. За год до этого концерта Гетц записал великолепный диск с трио Билла Эванса «But Beautiful» и ритм-группа в этой пьеске («Мое глупое сердце») идет по следам винила Эванса и Гетца. Но оба диска хороши… Вы в этом убедитесь сами.

История джаза на частотах «Свободы». От ранних дней Big Easy - Нового Орлеана, до Сент-Луиса, Чикаго и Канзас-Сити, до Нью-Йорка и Западного побережья, до Европы и Японии… От рэгтайма и блюза, от диксиленда к буги и страйду, от больших довоенных оркестров до малых молодежных комбо, заменивших ушедших на войну джазменов, до бибопа и кула, Третьего Течения и авангарда, до фьюжн и, наконец, world music, джаза, пропитанного фольклором сотен стран. Вы можете найти интересующие вас периоды развития джаза и его жанры, как и последние выпуски «Времени Джаза», на нашем сайте www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

3. Bill Evans Trio - You and the Night and the Music – 7:24 (Bill Evans Trio (feat. Stan Getz) - But Beautiful – Milestone)

ДС: «You and the Night and the Music», «Ты и ночь, и музыка» - Артура Шварца. Стэн Гетц – тенор-саксофон; Билл Эванс – рояль; Эдди Гомез – контрабас и Марти Морелл – ударные. Август 74 года, Нидерланды.
Стэн Гетц выучился играть на фаготе, когда в школьном оркестре освободилось место. Его учителем был Саймон Ковар – лучший игрок на фаготе Нью-Йоркской филармонии. В то же самое время Стэн подрабатывал на вечеринках, свадьбах и еврейских праздниках, играя на своем зеленом альт-саксофоне. Ему платили три доллара в день и для 41 года это были неплохие деньги для четырнадцатилетнего парня. Часть он отдавал матери и это была внушительная помощь семье, часть откладывал, чтобы купить тенор-саксофон. Судя по его поздним воспоминаниям, он практически с детства чувствовал ответственность за семью. Тем более, что отец его был скорее неудачником и весьма скромным предпринимателем. В этих воспоминаниях чувствуется и желание отблагодарить отца за целый год, проведенный без ленчей. Зеленый саксофон было трудно забыть…

4. Connie Evingson - You and the Night and the Music - (Connie Evingson - Gypsy In My Soul - Minnehaha Music)

ДС: - «Ты, Ночь и Музыка – вы наполняете меня огнем желания, поджигая всю мою жизнь! Утро может настать без предупреждения и утащить с собой звезды. Мы должны жить ради таких мгновений, но, скажи, когда музыка замолкнет, будешь ли ты моим?»
Вопросик! Песня была написана в 1934 году Артуром Шварцом (музыка) и Хоуардом Дайцем для бродвейского мюзикла «Revenge with Music». Мюзикл выдержал 157 представлений и скончался, но песня Шварца и Дайтца стала стандартом.
Конни Эвингсон – вокал и комбо «Clearwater Hot Club», 2004 год.
Вот и ответ на ваш вопрос, уважаемый Александр Шатенштейн, для чего нужны все эти даты? Как вы пишите: «джаз вне времени»… Среди слушателей огромное количество неофитов. И важно для начала понять хотя бы то, что Конни Эвингсон живет и поет в нашу эпоху, а не в эпоху Стэна Гетца и поздней Билли Холидей. Даты нужны, как и нужна география событий: Новый Орлеан отличается от Канзас-Сити, а Чикаго от Нью-Йорка и Западного побережья. В поздних сороковых был записан трубач Майлз Дейвис, а в поздних семидесятых – он же, но по сути дела другой трубач. Для ветеранов, и это правда, «джаз вне времени», но именно потому, что они знают все его этапы. Остальным же пожелаем терпения. История всё расставит по своим местам.

ID-3 Четырьмя лучшими дисками февраля названы: СД Джо Ловано «Cross Culture»; квартет Уейна Шортера «Without a Net», то есть «Без подстраховки»; компакт ударника Ману Катче, названный просто по его имени и диск Стэнли Коуэлла «Пора», «It’s Time». Меня особенно интересует СД Уейна Шортера, потому что Уейн в первый раз после 43-х лет разлуки вернулся на «Blue Note».
Самым, пожалуй, ошеломительным февральским анонсом является афиша седововласого и седобородого Сонни Роллинса, который в свои 82 года объявил о концерте в Центре им. Кеннеди - в пятницу 29 марта в восемь вечера. На афише Сонни Роллинс снят в полный рост в профиль в ярко-алом сюртуке и, само собой, с саксофоном в руках.
И последняя сегодняшняя новость из USA – февральский номер «Даунбита» посвящен Дейву Брубеку. Он скончался в декабре, когда январский номер, учитывая грядущие праздники, был уже сверстан. Эссе «Изумительная жизнь и эпоха Дейва Брубека» написано для ежемесячника Джоном МакДонофом.
В занесенной снегами хорошо прогретой избушке, на пляже в эмиратах, на кухне одной из бесчисленных российских окраин или же на дежурстве в неопасном и во тьму погруженном учреждении, вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза». На коротких «Свободы» или же с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.
Небольшой прыжок в будущее Стэна Гетца, в Стокгольм 83 года. Стэн Гетц сам, вместо меня, объявляет состав:

Getz & Baker - Dear Old Stockholm – 6:00 (Stan Getz - Line for Lyons – Gazell)

ДС: - «Dear Old Stockholm», «Старый добрый Стокгольм». Сама тема - это аранжировка Стэном Гетцем шведской (ставшей фольклором) песни Андерса Фрикселя «О, милый Вермланд…». Вермланд – небольшая провинция Швеции, граничащая на западе с Норвегией. Эта новейшая версия песни стала крайне популярной в джазе; её исполняли и Майлз Дейвис, и Джон Колтрейн.
Вот состав, который объявил сам Гетц: гость квартета Чэт Бейкер – труба; Стэн Гетц - лидер и тенор-саксофон; Джордж Мраз – контрабас и Виктор Льюис – ударные. 18 февраля 83 года, стокгольмский театр «Сёдра».
Мимоходом замечу, что у Стэна Гетца были довольно натянутые, холодные отношения с Чэтом Бейкером. Но на этом диске «Line for Lyons» и именно в этой одноимённой композиции дуэт Стэна и Чэта удался на все сто.

6. Stan Getz - The Peacocks - 5:39 (Stan Getz - The Peacocks – Columbia)

ДС: «The Peacocks», «Павлины» - композиция пианиста Джимми Роулса, он же Джеймс Джордж Хантэр. Вышедший на «Коламбии» винил Стэна Гетца «Павлины». Чудесный дуэт Стэна Гетца с Джимми Роулсом, как пишет Скотт Яноу «этим недооцененным пианистом и чудесным аккомпаниатором». Июль 75 года.
Я пропускаю сегодня перечисление многочисленных ступеней, по которым сначала карабкался, а потом восходил Стэн Гетц. От Джака Тигардена (Big Tea), Стэна Кентона, Джимми Дорси, Бенни Гудмэна до «Четырех Братьев» оркестра Вуди Хэрмэна и первых собственных комбо. У нас, надеюсь, еще будет время вернуться к творчеству Стэнли Гаецкого. Скажу лишь, что с 51 года он начинает играть в Европе, позже селится в Швеции, возвращается в Штаты, записывается с Диззи Гиллеспи, Хёрбом Эллисом, Оскаром Питерсоном, Джей Джей Джонсоном, Джерри Маллиганом Чэтом Бейкером, Биллом Эвансом, а позже с менее известными пианистами, такими как Лу Ливи, Кенни Баррон, Алберт Дейли, ДжоАнн Брэкин, Энди Лаверн, Джим МакНили и тот же Джимми Роулес.
В 1988 году из-за болезни он резко обрывает европейские гастроли: рак печени. Через месяц он приезжает в Европу в последний раз с новым квартетом, после чего возвращается домой в Малибу, Калифорния, где 6 июня 91 года Стэн Гетц умирает. Ему было 64 года.

У Стэна Гетца было две клички: Sound, Звук и Steamer – буквально Пароход. «Первая кличка The Sound, Звук, - пишет Яноу, - была более чем оправданна: У Гетца был неслыханно прекрасный тон, звучание…» Вторая, The Steamer, скорее относится к периоду его наибольшей активности, которая зачастую подпитывалась алкоголем и наркотиками. Стэн Гетц играл под влиянием Лестера Янга, то есть в манере противоположной школе Коулмена Хокинса. Но уже в начале пятидесятых Гетц начал звучать самостоятельно, его нельзя было с кем-нибудь перепутать.

Финишная прямая вашего личного еженедельного «Времени Джаза». Вы можете слушать нас на коротких «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

7. Stan Getz – Desafinado – 5:50 (The Girl From Ipanema - The Bossa Nova Years – Verve)

ДС: - «Desafinado» Антонио Карлоса Жобима. Стэн Гетц – тенор-сакс; Чарли Бёрд – гитара; Джин Бёрд – контрабас и Бадди Деппеншмитд – ударные. 13 февраля 62 года, Пирс Холл, Вашингтон.
Эта запись является еще одной важной деталью или, скорее, периодом творчества и музыкальной карьеры Гетца. Он помог самбе и босанове проникнуть на территорию северной Америки и считается, чуть ли не крёстным босановы в Штатах. Стэн записал с Чарли Бёрдом диск «Jazz Samba». Интерпретация композиции Антонио Карлоса Жобима «Desafinado», которую вы услышали, превратила диск в гигантский хит. Стэн Гетц продолжал записывать бразильскую музыку с Лауриндо Альмейда и Луизом Бонфа. Вершиной его бразильского периода и бестселлером был винил «Getz/Gilberto». Ритмы были непривычными и новыми для Стэна Гетца. Коммерческий успех, а у Гетца все же была семья и это было немаловажно, был колоссальным. Но Стэн не хотел, чтобы к нему навсегда прилип ярлык американского отца босы. И он с трудом, но покинул Копакабану и Байию.
Любимым диском Гетца был, записанный на год раньше его бразильского дебюта диск «Фокус». Он вышел в октябре 61 года на «Verve». Это Гетц с оркестром Эдди Сотера. По стилю это и Третье Течение и, честно говоря, нечто иное. Музыку и аранжировку написал Сотер, а Стэну Гетцу – оставалось лишь импровизировать на фоне струнного ансамбля, импровизировать, буквально, на ходу.
«Фокус» был записан в трудный для Гетца момент: он слишком долго отсутствовал, жил с семьей в Швеции, а в это время в Штатах произошло слишком много гигантских для джаза событий: появился модальный джаз, соул, хард-боп и фри-джаз. Сдвиг был тектоническим. Нужно добавить, что про самого Гетца, про «Звук» - слегка забыли. И вот он появился с новой пластинкой, без комплексов, без желания догнать, доказать, а наоборот – с совершенно новой свободой… Эффект был ошеломительным:

8. Stan Getz - I'm Late, I'm Late - 8:08 (Stan Getz & Orchestra – Focus – Verve)

ДС: «I'm Late, I'm Late», «Я опаздываю, я опаздываю!». Эта композиция Эдди Сотера буквально копирует вторую часть шедевра Бела Бартока «Музыка для струнного ансамбля, перкуссии и челесты». Барток первым признал талант Эдди Сотера, который и посвятил мэтру эту пьесу.
Хёрши Кей был дирижером на этой записи и руководил струнным ансамблем. Стэн Гетц был гостем из космоса с саксофоном в руках. Запись была сделана в промежутке между 14 и 28 сентября 61 года предположительно в Уэбстер Холле в Нью-Йорке.
На этом мы оставим невероятного Стэна Гетца: талантливого, трудного, весьма непростого сына иммигрантов из царской России. Принято считать, что белая иммиграция была первой. Она была второй. Иммиграция военных лет – третьей; моя личная четвертой. Так что в некоторые статьи и эссе нужно внести поправки.
Подкаст этого «Времени Джаза» вы найдете на нашем сайте www.svoboda.org. Веселой и удачной вам недели, чао, бай-бай!

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG