Ссылки для упрощенного доступа

Ватиканолог Алексей Букалов – о конклаве и знамениях


Гроза в Ватикане. 11 февраля
Гроза в Ватикане. 11 февраля
14 марта, согласно установленным в Ватикане правилам, в Сикстинской капелле соберется конклав, собрание кардиналов, на котором будет избран новый Папа Римский – вместо ушедшего в отставку Бенедикта XVI. Наблюдатели продолжают обсуждать причины решения Йозефа Ратцингера и называют кандидатов на пост предстоятеля Святого Престола. Замечают и небесные предзнаменования: минувшей ночью в собор Святого Петра во время грозы ударила молния. Собеседник РС – римский журналист, эксперт по ватиканской проблематике Алексей Букалов.

– В Ватикане к небесным знамениям относятся спокойно. Здесь считают, что чем ближе к небу – тем лучше; чем больше знаков – тем важнее. Я думаю, что сегодняшняя гроза – реакция неба на драматическое отречение Папы Бенедикта. Шучу, конечно.

– Появилось общее понимание того, что конклав состоится в марте и что к 31-му числу папа может быть избран. Чем обуславливаются именно эти сроки?

– Это всего лишь пожелание, вернее, надежда на то, что к одному из главных христианских праздников, а именно к Пасхе, церковь будет иметь нового предстоятеля. Процедуры, связанные с отставкой, с отречением понтифика, в ватиканской документации подробно не прописаны. Имеются лишь общие положения, действует составленная на основе канонического права Конституция, где указано: конклав должен начаться не позже чем через две недели после того, как престол станет вакантным. Положение «вакантного престола» объявляется 28 февраля в 20.00, конклав должен открыться 14 марта. Но сколько он будет идти – непонятно. Одно дело, когда выбирают, как это было на последнем конклаве, в общем, практически уже согласованного кандидата, назначенного самим ушедшим папой или хотя бы находившегося в центре служебной деятельности кардинала (таким и был Ратцингер), но другое дело, когда нужно выбрать совершенно новую фигуру.

Руководит работой конклава кардинал-камерленго. Сейчас, в силу введенного Бенедиктом XVI совмещения должностей, этот пост занимает государственный секретарь (то есть глава правительства Святого престола) кардинал Бертоне. У организаторов конклава, кстати, много чисто технических проблем, начиная с ремонта гостиницы «Санта-Кьяра», находящейся на территории Ватикана. Напомню, что кардиналы не должны общаться с внешним миром во время работы конклава. Раньше их размещали в музеях Ватикана, в комнатах и залах, прилегающих к Сикстинской капелле. Но Папа Иоанн Павел Второй, который мудро готовил свой уход и чуть ли свои похороны, распорядился построить специальную гостиницу на 200 мест на территории Ватикана. Нужно еще, кроме всего прочего, починить печку-буржуйку, которая очень дымила и плохо себя вела во время последнего конклава, поскольку ее 26 лет не использовали. Эта печка устанавливается в Сикстинской капелле; ее труба идет на крышу, и по цвету дыма, который выходит из этой трубы, весь мир определяет исход очередного тура голосования. Так вот, на прошлом конклаве, когда избирали Ратцингера, печка дымила и дым шел не в трубу, а внутрь Сикстинской капеллы. Поэтому плакал не только свежеизбранный Папа, как полагается, но и весь конклав. Думаю, сейчас печку починят.

– Пару лет назад режиссер Нанни Маретти снял фильм под названием Habemus Papam, отчасти предвосхищающий ситуацию, которая возникла в Ватикане сегодня. Речь в этой ленте идет о только что избранном Папе (играет его французский актер Мишель Пикколи), который не находит в себе внутренних сил, чтобы возглавить католическую церковь. Могло ли в жизни быть как в кино: могло движение души Папы Ратцингера привести его к отречению от престола?

– Этот фильм Нанни Маретти итальянцы в эти дни то и дело вспоминают. Конечно, с одной стороны, решение Папы Ратцингера – это именно движение души. Как сейчас уверяют эксперты, оно принято примерно год тому назад и связано с окончанием латиноамериканской поездки папы (Мексика и Куба), после которой он очень устал. После этого Папа еще побывал в Бейруте, но от этой поездки он не мог просто отказаться в связи с ситуацией в Сирии. Это одна сторона дела – душевное состояние и такое вот решение, отказаться, находясь в зените власти (конечно, не в лучшей физической форме и в преклонном возрасте), от этой власти. Но есть здесь, конечно, и какие-то подводные камни, о которых мы пока не знаем. Очень может быть, что решение было вынужденным и что оно стало следствием и того скандала, который журналисты назвали Ватиликс. А может быть, уход Папы можно расценивать и как победу заговорщиков.

– Сейчас все обсуждают кандидатуру на пост Папы, называют десятки имен фактически. Известна поговорка «Кто входит на конклав папой, выходит с конклава кардиналом», то есть угадать фактически ничего невозможно. Я сейчас апеллирую к вашему большому ватиканскому опыту: велики ли шансы, что не итальянец получит престол Святого Петра?

– Думаю, что очень велики. Потому что итальянцы уже не имеют большинства, которое когда-то у них было в Священной коллегии. Накануне прошлого конклава я высказывал предположение, что они захотят вернуться к итальянскому Папе после 26 лет пребывания на престоле иностранца, в данном случае Войтылы. Но прошло еще 8 лет, и сейчас вопрос в том, смогут ли итальянские кардиналы создать сильное лобби. Такие фигуры из «итальянской фракции», как кардинал Мартини, которые тогда считались фаворитами, выбыли из игры, и теперь нет явного лидера. Есть же возрастной ценз для избрания Папы – не старше 80 лет. Кардинала Ратцингера избрали, когда ему было 78, под завязку, в надежде на то, что он недолго протянет и можно будет снова сыграть в эту лотерею. Так что появление на престоле еще одного Папы-неитальянца – реальная возможность.

Фрагмент итогового выпуска программы «Время Свободы»
XS
SM
MD
LG