Ссылки для упрощенного доступа

Время джаза


Декстер Гордон, «Большой Декс», 15 лет жил и играл в Европе между Парижем и Копенгагеном, родился 90 лет назад.

В своей «Книге Джаза» (не путать с «Книгой Джаза» Йоахима Берендта») Леонард Фезер писал: «Декстер Гордон, как никто другой, освоил идиому бибопа, применил ее к тенор-саксофону». Декстер Гордон или просто Декс, усвоил и преодолел целый ряд влияний, прежде чем обрел собственный голос. Самым явным и сильным было влияние Лестера Янга, в меньшей степени Хёршела Эванса и Иллиноя Джэкета. Конечно, нельзя исключить из списка мэтров Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи, но Декс прошел сквозь мощный прибой их талантов, отряхнувшись на берегу, как большой пес. Он был вообще крупным, большим, высоким, мускулистым. Даже в старости, хотя она по нашим временам была относительной, в 63 года, когда он играл в фильме Бертрана Тавернье «Round Midnight», он был крупным и сильным человеком. Он все еще был Декстером с ковера диска «Наш человек в Париже»…
В медленно прогревающемся эфире еженедельное «Время Джаза» и девяностолетие со дня рождения Киза Декстера Гордона.
Вы можете слушать нас на коротких «Свободы», через спутники Hotbird и AsiaSat-3, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Dexter Gordon Quartet - Easy Living – 5:28 (Dexter Gordon Quartet - Bouncin' with Dex – SteepleChase)

«Easy Living», «Беспечное существование» Рэйнджера и Робина, прославленное дуэтом Эллы Фитцджеральд и гитариста Джо Пасса. В данном случае Декстер Гордон – тенор-саксофон; барселонский джазмен Тэтэ Монтолиу – рояль; копенгагенский человек по кличке «никогда не кончающееся имя», откуда и абравиатура - NHO Педерсен – контрабас и Билли Хиггинс – ударные. 14 сентября 75 года. Один из девяти альбомов, записанных Дексом для датской фирмы «SteepleChase». Декстер Гордон пятнадцать лет жил и играл в Европе, в основном в двух столицах: Копенгагене и Париже.
А теперь к истокам. Декс родился в Лос-Анджелесе 27 февраля 1923 года в состоятельной и благополучной семье. Он был единственным сыном врача, доктора Франка Александра Гордона и госпожи Гуендолин Гордон. Между детством Декса и детством Майлза Дейвиса можно провести параллель: отец Майлза так же был успешным и богатым афроамериканским врачом. Среди пациентов отца Декстера были Дюк Эллингтон и Лайонел Хэмптон. Франк Гордон был серьезным джазовым фанатиком и то, что его сын весьма рано увлекся джазом, доставляло ему настоящую радость. Отец покупал сыну билеты на концерты, а юный Декс наслаждался огромной домашней коллекцией пластинок отца, не мешая соседям – семья жила в собственном доме.
Дексу было семь лет, когда отец подарил ему кларнет, затем пригласил учителя. Так, мальчиком, Декстер освоил теорию музыки и гармонии. Но пора дать слово саксофону Декса:

Dexter Gordon - Cheese Cake - 6:30 (Dexter Gordon - The Best of Dexter Gordon - Blue Note)

«Cheese Cake», «Творожная запеканка» - композиция Декстера Гордона, он же тенор-саксофон и лидер; Сонни Кларк – рояль; Батч Уоррен – контрабас и всё тот же Билли Хиггинс – ударные. 27 августа 62 года. Хакенсак, звукорежиссёр-счастливчик – Руди ван Гельдер!
Первым Учителем Декса был уроженец Нового Орлеана кларнетист Джон Стадивант, который открыл для юного Декстера королей кларнета: Алберта Николаса, Бастера Бэйли и Барни Бигарда. Но Декс не только слушал домашние лекции и игру на кларнете своего ментора; он скупал подержанные пластинки на 78 оборотов и к 13 годам у него была солидная коллекция: от Бенни Картера, Роя Элдриджа, Скупса Харри, Чу Берри, Дика Уилсона, Энди Кёрка и, что весьма важно, Бена Уэбстера.
Если стиральная машина соседей устраивает помехи ( схожие с грозой в конце февраля) вашему коротковолновику, советую перейти на сайт «Свободы» www.svoboda.org. У микрофона в незнающей, что делать – дрожать от холода или же менять меховую парку на несерьезный демисезон – Париже, ваш ДС. Не сгонять ли нам в Гарлем на Сахарный Холм. По крайней мере, музыкальный маршрут вам хорошо известен:

Dexter Gordon - Take The 'A' Train - 10:30 (Dexter Gordon - Take The 'A' Train – Black Lion)

«Take The 'A' Train», «Поедем на поезде «Эй»» - отрывок из десятиминутной композиции Билли Стрейхорна. Декстер Гордон – тенор-саксофон и лидер; Кенни Дрю – рояль; неизбежный участник европейских записей NHO Педерсен – контрабас и Алберт Хис – ударные. Копенгаген, «Кафе Монмартр», 21 июля 67 года.
Клуб «Кафе Монмартр» по словам одного историка джаза, «похож скорее на таверну с деревянными столами и лавками, за которыми сидят девицы, все как одна похожие на молодую Бриджид Бардо и дюжие хлопцы, которые, если, не дай бог, какой-нибудь шалопай начнет отбивать ритм на пивной кружке, бросят ему такой свинцовый взгляд, что парень до конца сэта просидит, как статуя командора; если, конечно, командоры способны сидеть».
«Впервые я услышал Бена Уэбстера, который солировал у Дюка Эллингтона. Дюк был потрясающим. Но затем мне попался диск Каунта Бейси и я завопил: - Вот оно! Если Дюк был совершенно фантастическим, то Бейси был на все сто - моим». Декстер Гордон.
И тут бесполезно ставить нечто вроде восклицательного знака или выделять текст подчеркиванием. Бен Уэбстер играл у Дюка, но у Бейси играл Лестер Янг:

Lester Young - Polka Dots and Moonbeams – 3:28 (Lester Young - Blue Lester – Savoy)

«Polka Dots and Moonbeams», «Узор в горошек и лунные лучи» - Джимми Ван Хьюсена. Сам великий соперник Коулмэна Хокинса – Лестер Янг, тенор-саксофон и лидер квартета; Хэнк Джоунз – рояль; Рей Браун – контрабас и Бадди Рич – ударные. Запись была сделана в Нью-Йорке 17 сентября 49 года.
Декстер Гордон говорил о Лестере Янге: «В нем было нечто абсолютно исключительное, нечто, что просто сбивало меня с ног. Я пытался играть, подражая ему. Для меня он был первым джазменом, который «играл в цветных тонах». Он наверняка хорошо знал Равеля и Дебюсси…»
Декстеру Гордону было 14 лет, когда его отец скончался от инфаркта. Отныне он был единственным мужчиной в семье. В пятнадцать он купил свой первый саксофон. То был альт. С переходом на сакс поменялись и его учителя. Первая труба оркестра Леса Хайта, Ллойд Риз, стал его тьютором. Он был знаменит, не только как преподаватель игры на различных духовых инструментах, но и как мэтр гармонии и транспозиции. Среди учеников Рида были Чарли Мингус и Бадди Коллет. Вторым учителем Декса той эпохи был Сэм Браун. Бадди Коллет писал о нем: «Это был уникальный преподаватель в нашей Jefferson High. Он занимался с нами и после уроков, допоздна задерживаясь в школе, заставляя ребят, в том числе Декса, играть гаммы. Учениками Риза и Брауна были Чико Хэмильтон, Мелба Листон Ви Рэдд, Франк Морган, Джаки Келсо, Билл Даглас, Лэмар Райт-Младший и Эрни Роял. Нынче все они – в энциклопедиях джаза».
Каждую неделю, без пропусков и пауз, вы слушаете свингующее «Время Джаза». На частотах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий. Одним из самых точных определений звука, звучания тенор-саксофона Декса было – «грубо-нежное»….

Dexter Gordon - Polkadots And Moonbeams – 8:03 (Dexter Gordon - Something Different – SteepleChase)

«Polkadots And Moonbeams» - после учителя, ученик. «Узор в горошек и лунные лучи» - Джимми Ван Хьюсена в исполнении Декстера Гордона – тенор-саксофон; Филиппа Катэрина – гитара; NHO Педересна – контрабас и Билли Хиггинса – ударные. 13 сентября 75 года, Копенгаген.
Жизнь и творчество Декса можно разделить на три периода: детство и первые шаги на Западном побережье, Нью-Йорк и то, что называлось «культурной иммиграцией в Европу». Это не такой уж простой феномен – 15 лет в Европе. Сначала Дексу пришлось отсидеть в тюрьме из-за наркотиков. В Париже и Копенгагене афроамериканские джазмены были не только в почете, не только героями, но бригады по борьбе с наркоманией не охотились за ними с тем ошалелым упорством, как в США. «Культурная иммиграция» была еще и возможностью укорачивать жизнь без вмешательства со стороны. Когда Декс играл роль Дэйла Тёрнера в фильме Бертрана Тавернье «Около полуночи», роль, слепленную в сценарии из сцен парижской жизни Бада Пауэла и Лестера Янга, он играл и себя самого.

Dexter Gordon - Guess I'll Hang My Tears Out To Dry – 5:20 (Dexter Gordon - Ballads – Blue Note)

«Guess I'll Hang My Tears Out To Dry», «Возьму-ка я да развешу слезы посушиться…» Стайна и Кана. Декстер Гордон – тенор-саксофон; Сонни Кларк – рояль; Батч Уоррен – контрабас и Билли Хиггинс – ударные. 27 августа 62 года; Хакенсак, Нью-Джерси.
В 39 году (Декс все еще учится в Jefferson High) мать подарила ему тенор-саксофон. Она не стала возражать, когда сын объявил, что хочет бросить школу и начать играть профессионально. В 40 году, в 17 лет, Декстер уже играл в местном оркестре «Гарлемские Коллеги». Играл он и в лучшем клубе Лос-Анджелеса на Центральном авеню, в «Alabam». И, конечно же, история каждого музыканта начинается дважды: когда он в юном возрасте берет в руки скрипку или усаживается на табуретку перед пианино, подложив под одно место телефонную книгу, а второй раз, когда его личная карьера по-настоящему стартует. В случае Декса можно было без труда предположить, что однажды ему позвонит один из отцовских приятелей-пациентов. Так оно и случилось: кларнетист и саксофонист Маршэл Роял захрипел в телефонной трубке, предлагая Дексу работу в новом оркестре Лайонела Хэмптона…
«Я тут же прикатил к Хэмпу,- вспоминал Декстер, - поиграл с ребятами с полчаса и – всё (That was it!) Без репетиций, без особых сборов мы тут же двинулись в гастрольное турне». И это есть для Декстера Гордона нулевая точка отсчёта.
Девяносто лет исполняется нынче, увы, отсутствующему герою джаза, тенор-саксофонисту Декстеру Гордону. Декс покинул голубую планету навсегда в возрасте 67 лет. Но он исчезал с американской джазовой сцены и до этого. Первый раз в 53 году (почти на два года), когда он приземлился в калифорнийской тюрьме «Чино» и позже, когда он выбрал Европу, ее фанов, ее студии звукозаписи и ее древние камни. И в то же самое время он выступал и записывался со всеми гигантами эпохи: от Чарли Паркера, Реда Норво, Тэдда Дамрона, Стэна Ливи, Майлза Дейвиса – далее везде. Джон Колтрейн признавался, что он долгое время находился под влияние Декстера Гордона. И здесь в наличие рокировка: Гордон и сам попал под влияние балладного бесконечно лиричного Трейна.
Финишная прямая вашего еженедельного «Времени Джаза». Вы можете слушать нас на коротких «Свободы», через спутники Hotbird и AsiaSat-3, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Я предлагаю расстаться на 16-минутной импровизации Декса и его квартета в сан-францисском клубе «Keystone Korner». Квартет был записан 16 сентября 78 года. С Дексом – тенор; играли: Джордж Кэйблс – рояль; Руфус Рейд – контрабас и Эдди Глэдден – ударные. Тема вам знакома, это «Тело и Душа», стандарт Джонни Грина:

Dexter Gordon - Body And Soul – 16:59 (Dexter Gordon - Ballads – Blue Note)

«Body And Soul», «Тело и Душа» - музыка Джонни Грина. Герой сегодняшнего «Времени Джаза» Декстер Гордон – тенор-саксофон; Джордж Кэйблс – рояль; Руфус Рейд – контрабас и Эдди Глэдден – ударные. Сан-францисский клуб «Keystone Korner»; 16 сентября 78 года. Это, пожалуй, тот самый случай, когда в игре Декса слышен Джон Колтрейн, но Колтрейн вдохновленный Дексом.
Подкаст этого «Времени Джаза», как и предыдущих программ, вы найдете на сайте «Свободы» www.svoboda.org. Всех вам благ, удачной и веселой недели, чао, бай-бай!

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG