Ссылки для упрощенного доступа

Буква “Си” в джазе


Списки Стива Харриса и Скотта Яноу

Стив Харрис составлял свой список лучших компактных дисков в 1986-87 годах, и многие достойные джазмены, достигшие зеленых лужаек Олимпа в 1990-х и позже, в его сборник не попали. Но некоторые вещи не меняются. Не меняются никогда.

Бенни Картер начинал на фортепьяно, взялся за трубу и поменял ее на саксофон. Это были двадцатые, начало тридцатых годов. Он играл у Ёрла Хайнса, Хораса Хендерсона, Чарли Джонсона, Дюка Эллингтона и Флетчера Хендерсона. В 1928 году он собрал свой первый оркестр; через два года вернулся к Флетчеру Хендерсону, затем играл у Чика Уэбба и в 1932 году опять собрал собственное комбо. Он был аранжировщиком у многих банд-лидеров, включая Бенни Гудмэна. В 1935 году он приземлился в Париже, записывался в Нидерландах и Франции с Джанго Рейнхардтом и домой вернулся лишь в 1938 году. В 1945-м он перебрался в Лос-Анджелес и стал сочинять и аранжировать музыку для Голливуда.



Винилу оркестра Бенни Картера Further Definitions Харрис дает три звезды за исполнение, две за запись. Он также рекомендует диск Картера “Джентльмен и его музыка”, записанный в августе 1985 года. Скот Яноу согласен со Стивом Харрисом по части Further Definitions, но предлагает еще два диска.

Скотт Яноу не включил Рея Чарльза в свой список. Для него Чарльз слишком поп-певец, слишком R & B, слишком соул. Стив Харрис отметил двумя звездочками исполнение на виниле “Легенда живет”. Я же советую старые записи, собранные фирмой Rhino Rds в два CD, как пишет Марк Хамфри, “весьма умной компиляции”, названной просто “Стандарты”.



Рей Чарльз Робинсон родился в сентябре 1930 года в Олбани, штат Джорджия, но рос он в Гринвилле, Флорида. Его мать была испольщицей, отец –железнодорожным рабочим. В пять лет Чарльз стал терять зрение, к семи ослеп. Его музыкальный талант проявился в учебном заведении для слепых и глухих, школе Св. Августина. Необходимо сказать, что даже в бедной афроамериканской общине Гринвилля Робинсоны находились, увы, на самой нижней ступеньке социальной лестницы. Отец Рея умер, когда ему было десять лет, через пять лет умерла его мать. При этом, еще школьником, Рей начал выступать на радио. Он сам аккомпанировал себе на пианино. Считается, что именно он был создателем вокального стиля "соул". Если детство Рея прошло в бедных кварталах Гринвилля – финишировал он в особняке на Беверли-Хиллс.



Еще один Картер. Сильно моложе. Джеймс. 1969 года рождения, начал играть на саксе в 11 лет. Причем на всех четырех: альт, тенор, сопрано и бас. Нынче ему всего лишь 44 года. На сцену его вытащил Уинтон Марсалис. Мне кажется, что влияние Джона Колтрейна не просто очевидно, оно как бы обобщает весь опыт Джеймса Картера. От него нужно ждать прорыва в нечто грядущее.



Нэт Кинг Коул в каком-то смысле разочаровал многих поклонников его таланта. Он был пианистом на уровне Арта Тейтума. Но его вокальный успех – успех, преумноженный ТВ, перевел его из класса новейших пианистов в вокал. Да, он был феноменален именно в этом жанре. Но в более крутом, в соперничестве с Тейтумом, он проиграл. Коммерчески он был звездой, именно как певец, но его пианистическая карьера, именно здесь, сошла на нет. Скотт Яноу предлагает два CD Коула – Jumpin at Capitol и Jazz Encounters. Стив Харрис обходит “Короля” стороной.



И напоследок Чик Кориа: Харрис рекомендует его CD “Ранние дни” и второй том “Пианистических импровизаций”, Скотт Яноу – двойной СD “Возвращение в Седьмую Галактику” и “Мое испанское сердце”.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG