Ссылки для упрощенного доступа

Благовест как пушечный выстрел


В Петербурге собираются дополнить традицию полуденного выстрела из пушки полуденным звоном большого колокола Исаакиевского собора. Соответствующие поправки уже внесены в устав города. Большой колокол сейчас – единственный в звоннице Исаакия, первый возвращенный в собор после того, как в 1931 году колокола переплавили большевики.

Традиция полуденного выстрела из пушки появилась в Петербурге в 1865 году, причем первые пять лет стреляли со двора Адмиралтейства, а затем пушку установили в Петропавловской крепости. Но в 1934 году эта традиция была прервана большевиками, восстановили ее в 1957-м. Колокола Исаакиевского собора были отлиты в 1840 году, первый раз они зазвонили 30 мая 1852 года, в день памяти святого Исаакия Далматского, призывая верующих ко всенощной, – это произошло еще до того, как собор был достроен. По воспоминаниям современников, звон этих колоколов был такой громкий, что заглушал колокольный звон всех окрестных храмов и был слышен далеко за пределами тогдашнего Петербурга. Замолчали колокола Исаакиевского собора в начале 1930-х годов, богослужения прекратились, после чего в помещении собора открылся антирелигиозный музей. В связи с этим Ленгорисполком принял решение о снятии колоколов. Их демонтировали и отправили на переплавку на завод имени Ворошилова и в мастерские Монументскульптуры.

Собор и сейчас остается музеем, но в 1991 году в нем появилась церковная община, и теперь в праздники по согласованию с дирекцией здесь снова совершаются богослужения. Минувшей осенью в Исаакиевский собор начали возвращаться колокола. 11 колоколов были отлиты в Воронеже по старинным технологиям, из так называемой колокольной бронзы, сплава меди и олова. В декабре на северо-восточную звонницу был поднят и освящен самый большой, главный колокол весом в 10 тонн, называемый полиелейным. Один язык его весил больше 300 килограммов. Звон такого колокола, который не сопровождается звоном других колоколов, называется благовест.

В связи с возвращением колоколов петербургские депутаты из фракции "Единая Россия" предложили установить еще одну звуковую традицию – полуденного колокольного звона. Говорят, в полиелейный колокол Исаакиевского собора звонили до 1917 года, – действительно, почему бы не звонить опять: 12 торжественных ударов, последний удар совпадает с выстрелом пушки. Как знать, может быть, и эта традиция приживется, и петербуржцы и туристы, оказавшись в полдень на площади и услышав колокол, будут невольно поднимать головы и видеть надпись на соборе: "Господи, силою твоею возвеселится царь".

"Каждый город, чтобы привлечь туристов, бережет свои традиции и разрабатывает свои бренды, – говорит эксперт Всероссийского общества охраны памятников Павел Никонов. – Для Петербурга это, в частности, – пушка из Петропавловской крепости. Звон колоколов в нашем сознании больше связан с Москвой, но и он не помешает. Я ничего не имею против колоколов, но гораздо важнее сохранить Петербург как таковой. Ключевой вопрос – как добиться того, чтобы строительное сообщество прониклось мыслью о ценности подлинной исторической застройки. Ближайшее окружение Исаакиевского собора свидетельствует о полной разрухе в головах застройщиков: это и купол гостиницы "Ренессанс", и чудовищные преобразования дома Лобановых-Ростовских, и строительство новой гостиницы на Вознесенском, 6, и комплекс "Белые ночи", дом, в котором был арестован Достоевский по делу петрашевцев.

Вот в чем пикантность того, что мы наблюдаем на Исаакиевской площади: купол гостиницы "Ренессанс" практически вознесся над зданием городской прокуратуры, на глазах у депутатов Законодательного собрания. Причем неоднократно было говорено и признано, что это – образец махрового самостроя, наглейшего нарушения строительного законодательства. Не говоря уже о надругательстве над исторической панорамой. Раньше ведь был такой эффект: памятник Николаю Первому с нескольких точек осмотра казался скачущим по крышам. Сейчас этот эффект утрачен, памятник скачет на фоне безобразного стеклянного объема.

Любое позитивное начинание приветствуется, но неприятно было бы осознавать, что одно служит дымовой завесой для другого. Часто приходится слышать: "А зато у нас…" – как будто одним мы расплачиваемся за другое. Если мы восстановим колокольный звон Исаакиевского собора, наверное, это будет очень хорошо – но ни в коем случае не в качестве платы за возможность терпеть все остальное", – считает Павел Никонов.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
XS
SM
MD
LG