Ссылки для упрощенного доступа

Тюрьма Абу Граиб


Рядовая Линди Ингланд покидает зал военного трибунала в Техасе, 4 мая 2005 г.
Рядовая Линди Ингланд покидает зал военного трибунала в Техасе, 4 мая 2005 г.
В апреле 2004 года мир потрясли фотографии издевательства над заключенными в багдадской тюрьме Абу Граиб.

История эта закончилась тем, что военный трибунал вынес обвинительный приговор 11 американским военнослужащим, включая трех женщин. Но "лицом" этого скандала стала рядовая 372-й роты военной полиции американской армии Линди Ингланд. На одних фотографиях Линди, которой тогда был 21 год, держала на собачьем поводке заключенного, лежащего на полу тюрьмы. На других она была запечатлена с сигаретой, указывающей в сторону заключенного. Заключенному при этом надели на голову мешок и приказали мастурбировать. Были и кадры Линди с ее тогдашним женихом Чарлзом Гранером. Они на заднем плане, смеющиеся и поднимающие вверх большой палец. А перед ними – гора обнаженных тел.



Эти фотографии вкупе с репортажем-расследованием корреспондента журнала The New Yorker вызвали серьезные вопросы о том, как относятся к заключенным в Ираке, Афганистане и на базе в Гуантанамо те, кто их охраняет и проводит допросы. И, самое главное, – являются ли издевательства в тюрьме Абу Граиб исключением, актом, совершенным одним отделением американских вооруженных сил, или это повальная практика, сформировавшаяся на базе директив Пентагона о том, как допрашивать заключенных.

В результате проведенного в 2008 году расследования комитет по делам вооруженных сил Сената США пришел к выводу, что сама культура подобного отношения к заключенным, какая проявилась в тюрьме Абу Граиб, была создана официальными лицами в администрации Джорджа Буша-младшего, включая министра обороны тех лет Дональда Рамсфелда. Их политика, говорилось в выводах сенатского комитета, "посылала сигнал, что физический нажим и унижение достоинства – это приемлемое отношение к заключенным".

Сотрудник правозащитной организации "Международная амнистия" Карстен Юргенсен уверен, что уважение прав человека, которое должно было стать частью строительства нового государства после падения режима Саддама Хусейна, не стало реальностью частично из-за скандала в Абу Граиб. Пытки и издевательства над людьми – наследие режима Саддама Хусейна, говорит Юргенсен. Но то, что оккупационные войска тоже использовали эту практику, значительно усугубило это наследие. И новое правительство Ирака тоже от него не отказалось.

Что же касается Линди Ингланд, то она вернулась в США в марте 2004 года – до того, как всплыли фотографии из тюрьмы. Она вернулась по беременности и в октябре 2004 года родила сына. В мае 2005 года военный трибунал приговорил ее к трем годам тюремного заключения за сексуальное, физическое и психологическое издевательство над заключенными. Она также была с позором разжалована из армии.

Ее освободили под залог 1 марта 2007 года после того, как она отбыла 521 день из своего трехлетнего заключения. Она вернулась в свой родной город Форт Эшби в Западной Виргинии и стала работать с писателем Гэри Уинкером над собственной автобиографией "Перенесшие пытки: Линди Ингланд, Абу Граиб и фотографии, которые потрясли мир". Ингланд надеялась, что книга поможет ей восстановить собственную репутацию. Она с самого начала утверждала, что позировала на фотографиях не по собственной воле – ее принуждал к этому ее жених, который к тому же был выше ее по званию.

Ей по-прежнему не удается найти постоянную работу, и она по-прежнему остается одинокой матерью с ребенком, которому сейчас уже восемь лет. Бывший жених Чарлз Гранер отрицает, что это его сын. Самого Гранера выпустили из тюрьмы после того, как он отбыл шесть с половиной из десяти присужденных ему лет.

Линди Ингланд заявляет, что сожалеет о том, что публикация фотографий и сами действия в тюрьме Абу Граиб привели к многочисленным актам возмездия против американских военнослужащих в Ираке и в мире. Но извинения жертвам издевательств в тюрьме Абу Граиб она так и не принесла.
XS
SM
MD
LG