Ссылки для упрощенного доступа

Стихи Вацлава Гавела как визуальный образ


Стихотворение "Культ личности" на выставке визуальной поэзии Вацлава Гавела
Стихотворение "Культ личности" на выставке визуальной поэзии Вацлава Гавела
Библиотека Вацлава Гавела в Праге, организация "Хартия-77" и Парламентская ассамблея Совета Европы учредили ежегодную международную премию за вклад в борьбу за права человека имени бывшего президента Чехословакии и Чехии. После смерти Гавела в конце 2011 года в Чехии обращаются не только к его политическому наследию и авторитету политика-правозащитника. Гавел был известным драматургом и публицистом, в последние годы жизни выступил в качестве режиссера игрового кинофильма по собственному сценарию, а в молодости писал стихи. Рядом с Национальным театром в Праге под открытым небом появились стенды со стихотворениями Гавела из сборника "Антикоды", написанного в 60-х годах прошлого века. Выставка приурочена к полной современной публикации поэтического сборника и одновременно к премьере театральной постановки по мотивам вошедших в него стихотворений.

Стихотворение "Жизнь"
Стихотворение "Жизнь"
Словосочетание "выставка стихотворений" звучит довольно необычно, но именно оно лучше всего отражает то, что прохожие могут увидеть на небольшой площади рядом с Национальным театром. На выставленных здесь стендах – экспериментальные стихотворения Вацлава Гавела. Это калиграммы: тексты, оформленные в виде рисунков. Например, слово "жизнь" используется десятки раз, чтобы изобразить крест. А стихотворение "Культ личности" - пирамида из нолей и единиц без единого слова. Есть здесь и чисто абстрактные "тексты": с геометрической упорядоченностью на лист бумаги помещены точки вместе с буквой "ч". Все стихотворения создавались автором на пишущей машинке. Чтобы передать их первоначальную визуальность, шрифт был сохранен – как при подготовке стендов для выставки, так и при публикации книги.

Первостепенное значение в калиграммах может иметь как текст, так и рисунок, созданный по его мотивам, хотя большинство стихотворений из сборника Гавела "Антикоды" вполне осмысленные. Например, вот это:

НАШ НАРОД не допустит, чтобы достижения
НАШЕГО НАРОДА были отняты
У НАШЕГО НАРОДА и чтобы кто-либо обманывал
НАШ НАРОД призывая:
НАШ НАРОД!
О НАШЕМ НАРОДЕ пусть решают те, кто шагает
С НАШИМ НАРОДОМ !

Гавел обращался к поэзии лишь в первые годы своей творческой карьеры. В мире он больше известен как автор пьес, которые в не меньшей степени, чем его поэзия, демонстрировали абсурдность происходившего в то время в Чехословакии. По словам куратора выставки "Антикоды" Анны Фреимановой, Гавел с радостью принимал вызовы времени и пробовал себя в новом амплуа. Поэтому неудивительно, что он обращался и к экспериментальной поэзии:

Стихотворения "Алфавит современного общества" и "Алфавит современного человека"
Стихотворения "Алфавит современного общества" и "Алфавит современного человека"
"На этой выставке представлен немного иной Вацлав Гавел, не такой, каким мы его знаем по театру или политике, – говорит Анна Фреиманова.По изобразительным текстам, визуальной поэзии можно судить, что Вацлав Гавел имел богатое воображение. Я постаралась выбрать для выставки тексты с визуальным содержанием, можно даже сказать, тексты-картины. В сборнике "Антикоды" можно также найти стихотворения, в которых, как правило, зашифрована мысль автора или игра слов. В книге – около 200 калиграмм, из них я выбрала около трех десятков и разделила на несколько тем: "Человек и его внутренний мир", "Слово". Слово может стать инструментом, но одновременно способно превратиться в препятствие, а в некоторых случаях даже в ловушку. Другие темы – "Творчество в период несвободы", "Человек и общество", "Человек и эпоха". Эти тексты Вацлава Гавела связаны со временем, а это значит – с той политической ситуацией, которая тогда сложилась в Чехословакии. Поэтому может показаться, что эта выставка не очень оптимистична.

Гавел передает своими текстами мрачный образ того времени и демонстрирует, что человек не способен определить свое место в мире, постоянно сомневается, и от этого возникает картина бессмысленности жизни. Раскрасить эту нерадостную картину автор пытается при помощи иронии, игривости, специфического юмора. Оптимизма добавляет в конечном счете и история его жизни. Очевидно, что поэзия очаровала Гавела, поэтому он и написал сборник "Антикоды". В 50-х этот его интерес вылился в то, что он стал искать встречи с поэтами, многие из которых не могли публиковаться. Таким образом, он познакомился, например, с Ярославом Сейфертом, который позже получил Нобелевскую премию по литературе, Иржи Коларжем, а с Владимиром Голаном у него позднее завязалась дружба. Иными словами, поэзия имела для Гавела большое значение в начале его творческой жизни. В более зрелом возрасте Гавел перестал писать стихи, и превратился в читателя поэтических сборников
".

В 60-х, когда Гавел увлекся стихотворчеством, к экспериментальной поэзии в Чехословакии обращались многие. Начинающего драматурга на литературный эксперимент вдохновил чешский поэт и коллажист Иржи Коларж, которому и посвящен поэтический сборник. Коларж не только писал стихотворения, но и создавал тексты и коллажи из газетных вырезок. В отличие от своих современников, Гавел ставил главный акцент не на визуальность, а на социальный протест, подчеркивал абсурдность политических лозунгов.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
XS
SM
MD
LG