Ссылки для упрощенного доступа

Общим аршином


Рисунок Павла Бунина "Писатель М. Ю. Лермонтов"
Рисунок Павла Бунина "Писатель М. Ю. Лермонтов"
Постоянный автор солидного журнала, человек взглядов скорее либеральных, лишь слегка заигрывающий с почвенничеством, пишет – и пишет кровью сердца – о школьном образовании в России, особенно о преподавании литературы. Его угнетает курс на "барабанный патриотизм", сулящий серьезные затруднения с толкованием классики. "Лермонтова с его "странною любовью" к отчизне – не за славу, купленную кровью, а за разливы рек и дрожащие огни печальных деревень – самое бы оно сурово осудить, кабы не знать, что как раз Лермонтов-то за свою страну дрался, и дрался храбро. Впрочем, теперь и это знают не все", – отмечает публицист.

Это верно: знают не все. Но потихоньку растет число людей, знающих, что дрался он не по своей воле и не за свою страну, а на Кавказе, и не чаял, как оттуда вырваться. "Пожелайте мне легкой раны…" Они отдают себе полный отчет, что это совершенно разные вещи: за страну и на Кавказе. По нынешним временам вряд ли нужно долго топтаться на сем месте. Каждый может продолжить ряд: не за свою страну, а в Прибалтике, не за свою страну, а в Финляндии, не за свою страну, а в Польше, Венгрии, Чехословакии, Афганистане, вплоть до современной Грузии.


Барабанный патриотизм – действительно самое противное, что грядет, да уже и грянуло, не впервые, впрочем. А вот самое болезненное будет после этого. Речь идет о ревизии классики в современном западном духе. Ее таки придется измерить общим аршином – каждую строку, а не то что главу. И все, что с евроатлантической высоты какого-нибудь 2020 года будет выглядеть империализмом, расизмом, сексизмом, ксено- и любой иной фобией, так и будет названо. В лучших случаях сомнительные места будут снабжены воспитательно-познавательными примечаниями, в худших – вымараны, заменены точками или какими-нибудь бесцветными словами.

Это будет сравнимо с тем, что Россия уже проходила с большевиками. Тогда все рассматривалось сквозь призму классовой борьбы. Дело было трудное, щекотливое, но совершенно необходимое для победы самого передового общественного строя. Классика-то была создана классом-эксплуататором! Одни из его представителей были вбиты в землю, другие убежали, кого-то изгнали, кого-то прокляли, поскольку не могли дотянуться в прошлые века с более крутыми мерами. А книги их, что ли, пощадить? Было бы не совсем логично. Что-то сожгли, что-то изъяли из библиотек, что-то снабдили вразумляющими комментариями, преди- и послесловиями. Блоку показалось, что во главе революционных масс идет Христос. Что увидел, то и спел:

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.

А в книжках двадцатых годов последняя строка выглядела так: "Впереди идет матрос". Да, в алом венчике. Из перлов черного юмора всех советских времен этот, согласитесь, – Намбэр Ван. Теперь ошибки классиков будут исправлять в духе политкорректности. Их подвергнут такому экзамену, что из великих выдержать его сможет разве что Лев Толстой. Перехлесты будут такие, что кто-то из старорежимных словесников сунет голову в петлю или вспыхнет факелом на Красной площади, но остановить Великий Пересмотр не удастся никому. Выпускница, посмевшая написать в сочинении, что хотела бы походить на Татьяну Ларину с ее "но я другому отдана и буду век ему верна", получит жирный неуд и будет отправлена к школьному психологу. Запад, идущий в этом отношении впереди, показывает не "слабоумное преклонение перед настоящим", – он просто вынужден учитывать безобразия прошлого. Слово и картинка весьма способствуют очеловечиванию двуногого, но они же могут и расчеловечивать его, как тех же немцев – свастика, а русских – красная звезда (или все-таки серп и молот?). Россия сегодня платит дань Чечне не только за то, как обращалась с нею во все времена, но и за то, как рассказывал об этом Пушкин.


Тебя я воспою, герой,
О Котляревский, бич Кавказа!
Куда ни мчался ты грозой –
Твой ход, как черная зараза,
Губил, ничтожил племена…

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG