Ссылки для упрощенного доступа

В Петербурге наконец-то открылась выставка Icons Марата Гельмана


В Петербургском арт-центре "Ткачи" открылась выставка Марата Гельмана Icons, обросшая скандалами задолго до начала вернисажа. Вообще-то он должен был состояться еще в ноябре прошлого года в лофте Rizzordi Art Foundation, но тогда православные активисты устроили стояние у Александро-Невской лавры, собрав 3000 подписей против Гельмана и его Icons, так что руководство лофта отказалось от выставки из-за "неблагоприятной обстановки". Около двух недель назад противники проекта снова призывали запретить выставку – председатель Петербургского отделения движения "Народный собор" Анатолий Артюх, член Центрального совета организации "Профсоюза граждан России" Николай Стариков и руководитель регионального отделения партии "Родина" Андрей Петров обратились с просьбой об этом к совладельцам ОАО "СМП банк" Аркадию и Борису Ротенбергам, которых они считают спонсорами выставки. В своем обращении активисты назвали Марата Гельмана деятелем псевдокультуры, организатором многих безнравственных и богохульных акций, включая даже знаменитый танец Pussy Riot. Со своей стороны, Марат Гельман заранее объявил, что он рассчитывает на успех, заметил, что выставка разочарует тех, кто ожидает увидеть провокации, которых там попросту нет.

Проект Icons– собрание картин и скульптур двадцати пяти известных российских художников – появился на базе музея современного искусства PERMM, но петербургская выставка дополнена еще несколькими работами. Среди авторов выставки – Дэмиен Херст, Евгения Мальцева (осенью на Винзаводе удостоившаяся визита разъяренных казаков), Ирина Затуловская, Дмитрий Врубель, Евгений Семенов, Виктор Хмель, Константин Худяков и группа Recycle, Гор Чахал, Георгий Острецов, Владимир Куприянов, Михаил Шварцман. На открытии выставки Марат Гельман представил таких ее участников, как Алладин Гарунов и молодой художник Паша Брат, чьи работы – как раз среди тех, которые добавлены к петербургской версии Icons. По словам Марата Гельмана, все работы для проекта он подбирал сам, обратившись к огромному каталогу современного искусства, которое находится у него в голове.


Марат Гельман рассказал о работе Гора Чахала "Имя Бога", где собраны все имена бога в Ветхом и Новом завете и подсчитано, как часто каждое имя используется, о попытке Константина Худякова реконструировать внешность Христа, Марии, Адама, Андрея Рублева, о диаграмме Дэмиена Херста The Holy Trinity, показывающей, что нельзя понимать сакральные тексты буквально, об "Иконостасе" Ильи Гапонова и Кирилла Котешова, о проекте Алладина Гарунова – обобщенных фигурах, прообразами которых послужили фрески Феофана Грека, о работах Гоши Стрельцова, использующих текст Евангелия как исторический литературный памятник, о проекте Владимира Куприянова "Русская античность", посвященном произведениям искусства, передаваемым в монастыри и нередко там погибающим. По словам Гельмана, эти работы – не провокация, а попытка провести грань между понятием иконы и icon, то есть знака, проследить, как икона превращается в знак.

Можно, наверное, посчитать провокацией давнюю и известную работу Рауфа Мамедова, где в роли участников Тайной вечери сфотографированы люди с синдромом Дауна, или работу Алладина Гарунова – Троицу в виде пустых нимбов на черном фоне. Во время открытия воздух в просторных залах "Ткачей" был наэлектризован ожиданием так называемых "казаков" и прочих "ревнителей православия", но их не было – только некие неопознанные активисты наклеили провокационный листок на работу Евгении Мальцевой "Троица", но охрана сорвала его так быстро, что содержание листка для всех осталось тайной. На всякий случай у дверей арт-центра стояли люди в одиночных пикетах с плакатами "Музей – не мечеть, Выставочный зал – не церковь", "Свободе творчества – да! Религиозному фанатизму – нет!", "Как быть с оскорблением чувств неверующих?"

Марат Гельман
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:42 0:00
Скачать медиафайл
XS
SM
MD
LG