Ссылки для упрощенного доступа

Пархоменко обвинил Астахова в воровстве текстов


Сергей Пархоменко, 2007
Сергей Пархоменко, 2007

Одно из наиболее бурных интернет-обсуждений дня: писал ли российский уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов свою диссертацию?

Павел Астахов
Павел Астахов

Журналист Сергей Пархоменко сегодня в своем блоге обвинил Астахова в том, что "ДОКТОРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ ПАВЛА АСТАХОВА "ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)", ЗАЩИЩЕННАЯ В 2006 ГОДУ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РФ, ЯВЛЯЕТСЯ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЙ ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛНОСТЬЮ". Так и написал - большими буквами, так что, как говорится в таких случаях, орфография оригинала сохранена. При этом Пархоменко уточняет, что не обвиняет Астахова в плагиате как таковом: "Потому что плагиатом тут и не пахнет: тут нет никакого воровства идей, никакой попытки использовать для собственного произведения чужие методы и решения. Потому что нету никакого "собственного произведения": есть плотно подогнанные друг к другу жирные ломти чужих текстов, воспроизведенные дословно, страница за страницей, а иногда и десятками страниц подряд".

Сергей Пархоменко
Сергей Пархоменко

Исследование Пархоменко (иначе это трудно назвать) сопровождено подробной таблицей, с помощью которой можно постранично сравнить диссертацию Астахова и тексты тех научных работ, откуда он, по утверждению Пархоменко, позаимствовал ее практически полностью. Иными словами, заменив диссертацию, которая по определению является самостоятельным исследованием, компиляцией, то есть набором чужих идей и выводов.

Пархоменко отмечает, что механизм заимствований, тем не менее, не примитивен (краснею, но снова цитирую дословно): "Большая часть скопипизженного текста все равно не выходит за рамки стандартного набора примитивных хитростей, обычно используемых мастерами художественной резьбы по чужим диссертациям: они время от времени принимаются рвать абзацы не в тех местах, что в оригинале, изредка меняют вводные части фраз..., химичат с очередностью параграфов и заново тасуют нумерованные перечисления... Считается, что эти приемы затрудняют проверку текста при помощи простейших инструментов, вроде автопоиска по тексту, но "Диссерорубка" преодолевает это жухальство, конечно, без малейшей заминки".

Цели, с которыми Сергей Пархоменко начал эту непростую текстологическую работу, он объясняет так: "Меня интересует проблема лжи. Проблема "повязанности" всех со всеми на любых уровнях и во всяческих обстоятельствах... Проблема мафиозной поруки, которая объединяет людей, ничем больше, вроде бы, не схожих и не породненных. Просто диссертационное дело, будучи очень формализованным, исчисляемым, расчерченным на аккуратные и однотипные логические квадратики, очень удобно для выявления (и последующей демонстрации публике) интересующего нас феномена. По этому диссертационному полю рисовать удобно, как по миллиметровке. Я требую от моих "героев", чтоб не врали и не мошенничали. А "определенного научного уровня" пусть от них требует кто-нибудь, кого интересует наука, а не политика...".

Собственно говоря, скандалы с плагиатом в научных работах политиков - вещь не новая. В Германии из-за подобного рода разоблачений ушли в отставку министр обороны Карл Теодор цу Гуттенберг (в 2011 году) и министр образования Анетте Шаван (в феврале 2013-го). А в Венгрии - даже президент, Пал Шмитт (ровно год назад, в апреле 2012-го). В России, однако, ситуация специфическая - как в силу причин, обозначенных Сергеем Пархоменко ("мафиозная порука", связывающая людей, которые обладают властью или близки к ней), так и из-за недавнего скандала вокруг Высшей аттестационной комиссии (ВАК) - инстанции, занимающейся присуждением ученых степеней.

Реакции Павла Астахова по поводу выдвинутых в его адрес обвинений пока нет. Кстати, Владимир Путин в прошлом тоже был не чужд научной деятельности. Относительно итогов которой доводилось читать, к примеру, следующее: "16 из 20 страниц, которыми начинается ключевая часть работы Путина, были либо скопированы, либо переписаны с минимальными изменениями со статьи "Стратегическое планирование и политика" профессоров Уильяма Кинга (William King) и Девида Клиланда (David Cleland)". Развития эта история, впрочем, тогда не получила.

XS
SM
MD
LG