Ссылки для упрощенного доступа

Великобритания как родина свободной прессы


3 мая по инициативе ЮНЕСКО в двадцатый раз отмечается Всемирный день свободы печати. В этом году он проходит под девизом «Говорить без страха: обеспечить свободу слова во всех средствах массовой информации». Великобритания традиционно считается страной с давней – уходящей в 17 век – традицией свободы прессы. Первая газета вышла в Лондоне в 1621 году. Само слово «газета» было впервые употреблено в Англии в 1670 году. В Англии же было основано в 1851 году крупнейшее в европейское агентство печати Рейтер.

Британская пресса любит цитировать слова Уинстона Черчилля, говорившего, что «свободная пресса – самый опасный враг тирании». В Англии нет государственных средств массовой информации и нет законодательства, регулирующего работу средств массовой информации. Саморегулирование традиционно оставалось основным принципом их деятельности. Однако в Британии существуют независимая Комиссия по жалобам на прессу, которая будет в ближайшее время упразднена и заменена другим органом, а также наблюдающая за соблюдением этических норм журналистики и честной конкуренции государственная структура под названием Ofcom.

Пресса Великобритании вступает в новую фазу регулирования журналистской деятельности. Скандал, разразившийся в 2011 году, когда таблоид News of the World был уличен в нелегальном прослушивании частных телефонов, побудил правительство назначить независимую комиссию для общественного расследования работы британской прессы во главе с лордом Левесоном. После восьмимесячных расследований комиссия представила доклад, в котором главной рекомендацией было создание нового органа по регулированию работы прессы. Речь шла не о введении цензуры, а о необходимости законодательного оформления работы британских журналистов. Однако правительство проигнорировало эту рекомендацию. Было решено не создавать государственный орган по регулированию работы прессы, что стало бы ударом по ее независимости, а прибегнуть к традиционной в Британии Королевской хартии, которая учредила бы независимый орган, регулирующий этическую сторону деятельности прессы и способный налагать на прессу штрафные санкции.

Британское Общество редакторов – одна из самых влиятельных организаций британской прессы. Его исполнительный директор Боб Сетчуэлл отмечает в интервью РС, что главным залогом свободы британской прессы на протяжении трехсот лет остается принцип ее саморегулирования.

- Было бы неверно утверждать, что у нас нет свободы прессы, хотя иногда кое-кто и пытается ее ограничить. Однако не в британской традиции репрессивные акции, направленные против журналистов, которые наблюдаются в других странах. Нельзя сказать, что у нас жизнь журналистов находится в опасности. Их не арестовывают, они находятся под защитой закона. Правда, сейчас возникают угрозы трёхсотлетней свободе прессы в Британии, хотя у нас по-прежнему каждая газета сама регулирует свою деятельность. Практика показала, что существующий в Британии принцип саморегулирования прессы заставляет редакторов дважды подумать, прежде чем решиться на неоднозначную публикацию, которую можно было бы трактовать как угрозу общественным интересам или как вмешательство в частную жизнь. Наряду с этим принципом с викторианских времён у нас существует закон о клевете, который также является своего рода регулятором работы прессы. Полагаю, что в целом редакционные стандарты в британской прессе очень высоки. Сейчас многие с ностальгией вспоминают золотой век британской прессы, когда у газет были миллионные тиражи, как, к примеру у Daily Express, печатавшейся тиражом в шесть-семь миллионов экземпляров, или как у принадлежавшей Руперту Мёрдоку и закрывшейся из-за злоупотреблений News of the World. Такие времена были еще 50-60 лет назад. Высокие стандарты редакционной политики поддерживаются и реальной конкуренцией, существующей в британской прессе. Такая конкуренция существует не только в прессе, но и на телевидении, на радио и даже в интернете среди электроных изданий. Высокие стандарты британских средств массовой информации многим обязаны существующей у нас подлинной свободой высказываний.

- Что, на ваш взгляд, самое важное в британской традиции свободы прессы?

- Знаете, когда я бываю в европейских странах, входивших в советский блок, меня часто просят помочь в создании свободной прессы. «Вот в Англии, - говорят мне, - существует подлинный политический плюрализм, – там у каждой партии, каждого профсоюза есть свой печатный орган». Это абсоютно ложное представление о британской прессе. У нас нет партийных или профсоюзных газет. Пресса не должна быть рупором какой-либо партии, организации или социальной группы. Это лишает ее независимости. Подлинно свободная пресса, даже если она принадлежит какому-то лицу, должна финансироваться за счет рекламы и продажи тиража. Традиция свободы прессы в Британии всегда основывалась на этом фундаменте. Существует непосредственная корреляция между успехом у своей читательской аудиторией, читательским рейтингом и финансовой независимостью прессы.Только в этих условиях газета может позволить себе быть подлинно свободной. И это хорошо понимают редакторы британских средств массовой информации.

- Испытывает ли британская пресса давление со стороны правительства?

- Это опасность, которая подстергает независимую журналистику, поскольку любое правительство стремится обуздать прессу, чтобы умерить ее критический пафос. Политики вообще недолюбливают прессу, посколько она держит под контролем их деятельнсть и нередко влияет на их карьеру. Несколько лет назад газета Daily Telegraph разоблачила махинации парламентариев с оплатой их служебных расходов, что стоило многим из них политической карьеры. Парламентарии, конечно, не против свободной прессы, но такой, которая получала бы их одобрение, а не одобрение читателей.

- Что бы вы назвали главной проблемой, стоящей сегодня перед британской прессой?

- Пожалуй, это вызов, который бросает традиционным СМИ развитие цифровой технологии и информатики. Я имею в виду получение информации с помощью интернета, мобильных телефонов и других инструментов коммуникации. Приверженцы электронных СМИ утверждают, что они по определению свободнее традиционных, поскольку интернет труднее контролировать, Однако, на мой взгляд, свобода прессы мало зависит от способа передачи информации. Как всегда, главным гарантом здесь остается человек.

В отличие от Боба Сетчуэла заместитель генерального секретаря британского Национального союза журналистов Барри Фитцпатрик обеспокоен состоянимем свободы прессы в Британии.

- Наш профсоюз и его члены озабочены состоянием свободы прессы. Главная угроза исходит от газетных магнатов, сосредоточивших в своих руках значительную часть влиятельных изданий. Эти собственники СМИ способны оказывать серьезное влиятие в пользу различных партий или групп интересов. Задача нашего профсоюза противостоять этим влияниям и стоять на страже свободы прессы. За последние десять лет произошли революционные изменения в сфере информационных технологий. Многие традиционные издания переместились в интернет, а это, как ни странно, привело к уменьшения заработков журналистов. Нас беспокоит и высокая цена газет, и то, что многие электронные версии газет и журналов стали платными. Эти тенденции, естественно, снижают свободу получения информации. С другой стороны, бесплатные СМИ могут существовать только за счет рекламы или инвестиций. Если они становятся нерентабельными, это бьет по карману журналистов. Заботясь о положении журналистов, наш профсоюз тем самым борется и за свободу своих членов и за свободу прессы. Свободная пресса не может существовать без свободных журналистов, чьи права защищены сильной и влиятельной организацией.


Новый орган саморегулирования британской прессы будет иметь независимое финансирование , но будет подчинен государственному ведомcтву в сфере коммуникаций Ofcom. При этом присоединение к Королевской хартии будет добровольным. Присоединившиеся к Хартии уже не смогут игнорировать указания нового регулятора .Таким образом, свобода прессы в Британии сохранится практически в неизменном виде.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время свободы"

XS
SM
MD
LG