Ссылки для упрощенного доступа

Остров для двоих


Обзор последних номеров журнала "Даунбит"

Начнем с Уэйна Шортера. В свои 79 он может не сомневаться в честно заработанных звездах на погонах. Пятьдесят лет на авансцене джаза, в огне и грохоте баталий, начиная с дебюта у Арта Блейки в "Вестниках джаза"...

Он был незаменимой фигурой во втором классическом квинтете Майлза Дейвиса, и он же был одним из создателей "прометеевской музыкальной машины", как пишет один из историков джаза, оркестра Weather Report, плавильни стиля фьюжн. "Прогноз погоды" был оркестром, родившимся из Bitches Brew Майлза Дейвиса, – с тем же желанием развивать электронное звучание и коллективную импровизацию.



Периоды его феерической активности, особенно с другом-пианистом Хэрби Хэнкоком, сменялись непредсказуемыми исчезновениями и выныриванием, то в роли лидера собственных комбо, то в роли солиста у близких по духу джазменов. Музыковед Роберт Аскрофт задал Шортеру вопрос в "Даунбите":

– Вы сыграли новую версию Plaza Real, которая знакома вашим поклонникам по старым дискам Weather Report. Это нагнетание давления, сброс и новое нагнетание. Но в данной версии отсутствует именно сброс напряжения, релаксации. Это переосмысливание старых идей?

– О, да! – отвечает Уэйн Шортер. – Это новый подход. Я собираюсь сыграть эту вещичку с оркестром, и пусть она набухает и разрастается. Я пришел к выводу, что нет ни начала, ни конца. Все спрашивают: а что было до того, как все началось? Курица или яйцо. Для меня до того, как что-либо началось, – существовал потенциал... Он меня и интересует.

– Похоже на то, что вам, как музыканту, всегда важно знать "что будет следующим?"

– Факт. Но потенциал – гораздо более глубокая тайна, чем ответ на вопрос о том, что было до начала вещей…

Диск Without a Net, вышедший в этом году, собран из записей гастролей квартета последних двух лет по Европе и США. Это типичная для Шортера и его единомышленников свободная импровизация, хотя некоторые темы основаны на композициях, написанных для Майлза Дейвиса ("Орбиты") или же на музыке довоенного фильма "Полет в Рио" – пьеса, в которой совершенно неожиданно Уэйн не вступает на саксофоне, а свистит.

Спонтанность, преданность интуиции, возникновению звука из ничего – и здесь остается главной движущей силой Уэйна Шортера. Он вспоминает: "Я шесть лет играл у Майлза, и мы никогда не репетировали. Как можно репетировать неизвестное?"



Последний раз я видел Уэйна в пяти метрах от объектива моей "лейки" в ноябре прошлого года в концертном зале "Плеель". Нужно сказать, что наследник Трейна удвоил свой физический вес и объем. Он мне напомнил позднего Майлза периода коротких всхлипов, крайне ограниченных вторжений, отказа (если это отказ) от протяженности или же, если она намечалась, дроблением ее на укороченные фразы.

Хироми Уэхара, наверное, самая известная японская звезда джаза наших дней. Обычно она подписывается просто – Хироми. Ее новому диску Move ("Движение"), посвящена центральная статья апрельского номера "Даунбита". Она родилась 26 марта 1979 года в Хамамацу, Япония. С шести лет изучала классическое фортепьяно; в четырнадцать – играла в Чешском филармоническом оркестре. Ей было семнадцать, когда Чик Кориа, гастролировавший по Японии, пригласил ее сыграть с ним. Следующий этап – получение стипендии и занятия на музыкальном факультете в Беркли, Бостоне. Ее мэтром становится сам Ахмад Джамаль…

Майкл Галлант из "Даунбита" пишет, что Хироми часто смещает центр тяжести именно на ударника, Саймона Филлипса, который пришел в джаз из рока. Он играл с Миком Джаггером и с рок-группой The Who. В каком-то смысле его роль в трио либо равнозначна роли самой Хироми, либо затмевает ее. В свои 34 года Хироми все еще похожа на девочку-подростка.



"Хвала небесам, она не застряла на стадии вундеркинда! – говорит контрабасист трио Энтони Джэксон. – Бывают такие вундеркинды, которым сначала пять лет, потом двадцать девять, потом тридцать семь, а они все еще вундеркинды. Мне довелось играть со многими большими пианистами. С Хироми с первого же момента было ясно: у нее феноменальный талант, но не просто дар, а еще и накопленный опыт".

Сама пианистка, играющая и пост-боп, и прогрессивный рок, и классику, и джазовые стандарты, говорит, что она чувствует себя на сцене как дома. "Каждый раз – это праздник. Это как солнечное утро!"

Хироми старается не создавать особых пауз между этими сценическими праздниками. В ближайшие недели она выступит в Стамбуле, Сан-Франциско, в Финляндии и Словакии.



Небольшой остров длиною в 35 километров и шириною в 10, Санта-Круз является крупнейшим частным островом США. Санта-Круз входит в состав округа Санта-Барбара. Последняя перепись населения графства установила, что на острове проживает два человека. Два человека, это пара – саксофонист и флейтист Чарльз Ллойд, поселившийся здесь с давней подругой и автором документального фильма о нем – Дороти Дарр.



Ллойд покинул родной Мемфис и поселился в южной Калифорнии еще в середине пятидесятых. Оркестры Лос-Анджелеса (Бадди Коллита и Джеральда Уилсона, позже Чико Хэмильтона и Кэннобола Эддерли) – были его магнитом. Здесь же, но уже в середине шестидесятых, он собрал собственный квартет с Кизом Джарретом, рояль; Сэсилом МакБи – контрабас и Джаком ДеДжонетом – ударные. Квартет играл настоящий пост-боп, но также и фри-джаз, и соул. Гигантским хитом комбо был диск, вышедший на Atlantic – Forest Flower. К удивлению многочисленных поклонников Ллойда, в 1968 году Чарльз практически (если не считать нескольких сеансов звукозаписи) исчез из джаза. Реанимировал его в начале восьмидесятых французский пианист Мишель Петруччиани. В майском номере "Даунбита" опубликовано интервью Чарльза Ллойда, в котором он говорит, что его учителем был один из самых великих пианистов джаза – Финиас Ньюборн. "Именно он, – говорит Ллойд, – привил мне любовь к джазу. Когда ко мне обратился Мишель Петруччиани, я понял, что пора возвращать долг…"

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG