Ссылки для упрощенного доступа

В Петербурге растет число бездомных


Многие бездомные Петербурга спасались минувшей зимой в пунктах обогрева
Многие бездомные Петербурга спасались минувшей зимой в пунктах обогрева
Петербургская благотворительная организация "Ночлежка" выпустила свой ежегодный отчет. Из документа видно, что за этот год ей удалось помочь 6000 бездомных и осуществить несколько важных проектов, среди которых социальная реабилитация бездомных или организация ночных палаток обогрева в зимнее время.

Также были и более мелкие проекты: например, выставки фотографий – город глазами бездомных, установка полсотни копилок для сбора мелочи в рамках акции "С миру по копейке – бедным на приют" или сбор новогодних подарков для бездомных: продуктов, средств гигиены и одежды. Всего в этом году было собрано 600 комплектов из предметов первой необходимости.

Понятно, что для этого нужно было кинуть клич о помощи – и люди откликаются, несут вещи в "Ночлежку". Здесь организован самый большой приют для бездомных в городе – на 52 места, но все равно домов ночного пребывания остро не хватает. По самым скромным оценкам организации, на улицах огромного города живет от 32 до 35 тысяч бездомных, но есть предположения, что на самом деле их гораздо больше. Подозрения, по словам директора "Ночлежки" Григория Свердлина, основываются на записях актов гражданского состояния, из которых видно, что ежегодно в Петербурге умирает 4200–4500 бездомных людей.

Почему же город не строит приютов? Григорий Свердлин полагает, что
власти оперируют заниженными цифрами, считая, что бездомных
всего несколько тысяч. Может быть, за этим, по словам директора приюта, скрывается просто нежелание взглянуть правде в глаза. И, кроме того, государственная помощь бездомным страшно забюрократизирована. Если в "Ночлежку" любой человек может прийти просто так – было бы место, то в государственном приюте никого не примут без паспорта (в котором у многих прописка отсутствует), без листка убытия и других документов, собрать которые у человека, живущего на улице, чаще всего просто нет возможности.

Помощь же бездомным в "Ночлежке" очень часто как раз и заключается в том, чтобы направить человека по нужному пути, чтобы он смог восстановить утраченные документы, а уже потом с этими документами попробовать искать работу, решать квартирный вопрос, возвращаться к нормальной жизни. Некоторые возвращаются в общество вместе с друзьями, обретенными в приюте: сообща легче снимать жилье. А больным старикам, которые уже не могут работать, здесь помогают оформить инвалидность и устроиться в дом престарелых – это занимает около года, и все это время они живут в приюте.

Реабилитация, возврат к нормальной жизни – это и есть главное достижение, которого здесь пытаются добиться, хотя это очень непросто. По статистике, в развитых странах, чтобы вернуть оказавшегося на улице человека в нормальную жизнь, требуется в среднем 10 месяцев, тогда как в России на это уходит в среднем 7 лет, то есть многие просто не доживают до этого момента, погибая от холода и болезней. Очень скрашивает жизнь бездомных один из проектов "Ночлежки" – "Ночной автобус": сотрудники приюта вечером ездят по городу, выбирая места скопления бездомных, и раздают им горячий ужин – суп, хлеб и чай. Причем проект не стоит на месте, а развивается. Координатор Андрей Чапаев говорит, что его участники уже поняли: людям нужна не только еда, но и предметы гигиены, и так называемая доврачебная помощь. Так что теперь в бригаде автобуса есть и свой врач, который может тут же, на месте, осмотреть человека и сказать, какая ему нужна помощь и куда можно за ней обратиться.

В этом году в проекте "Ночной автобус" участвовали также дети-сироты из нескольких детских домов, которые ездили добровольно и без всякого принуждения. У них завязывались дружеские отношения с теми, кто приходил к автобусу за едой. Это особенно ценно потому, что зачастую бездомные сами являются выпускниками сиротских учреждений, не получившими жилье или лишившимися его в результате обмана или мошенничества. Они делятся с детьми своим невеселым опытом, предостерегают их от ошибок, которые совершали сами. А дети учатся понимать, что за стенами детского дома они будут ответственны за свою жизнь.

К счастью, за последние годы число именно детей-сирот, лишившихся крыши над головой в результате различных махинаций, несколько уменьшилось, но все равно доля детей в общем количестве бездомных увеличивается – в Петербурге она составляет около 14 процентов. Растет среди бездомных и доля женщин: если в 90-е годы их было всего 10 процентов, то сейчас уже больше 30.

Эти данные приводит консультант "Ночлежки" по социально-правовым вопросам Игорь Карлинский, предупреждающий, что новый всплеск бездомности может быть спровоцирован ужесточением системы прописки, о которой время от времени говорят политики. "Все это мы уже проходили, – напоминает Карлинский, – у людей слишком короткая память. Когда-то Ленинград был закрытым городом, прописаться в нем было почти невозможно. У меня была старенькая бабушка, прописанная в Костроме, и она жила с нами, потому что в Костроме за ней некому было ухаживать. И каждую неделю к нам приходили люди в погонах и говорили: в 24 часа! Да, если мы готовы опять жертвовать людьми, что ж, давайте снова ужесточать приписку. Но на самом деле надо совершенствовать систему регистрации, здесь еще очень много возможностей".

Таким образом, хотя причины бездомности и состав бездомных в последние годы заметно меняются, количество не имеющих жилья людей на улицах Петербурга растет с каждым годом, а заниматься проблемой или даже замечать ее власти пока не готовы. Между тем, силами одной благотворительности ее не решить. Пока законодательно не будет установлено страхование сделок купли-продажи жилья, пока не будет установлен жесткий контроль над обеспечением жильем детей-сирот, армия бездомных будет пополняться.
XS
SM
MD
LG