Ссылки для упрощенного доступа

Удивительное рядом


Последние полгода российские правоприменители не перестают меня удивлять. Все началось с проверок НКО, когда сотрудники прокуратуры не могли внятно ответить ни на один из заданных нами вопросов, хотя вопросы касались полномочий прокуратуры в рамках проверок, не говоря уже о правах проверяемых.

Правоприменители продолжили удивлять, составляя "письма счастья" в рамках применения закона о так называемых "иностранных агентах". Политической деятельностью в этих письмах признавалось все без разбора – от ведения дел в российских судах и в Европейском суде по правам человека до лечения больных муковисцидозом детей и сохранности окружающей среды.

Министерство юстиции тут тоже отличилось. В постановлении о возбуждении административного правонарушения, к примеру, ответчику теперь вменяется в вину участие в круглом столе, организованном бывшим министром финансов Алексеем Кудриным (сначала руководителю "Голоса" Лилии Шибановой, потом Ассоциации "Голос", затем региональному "Голосу" – то есть трем разным лицам).

Дело дошло до того, что районный суд в Москве признал политической деятельностью несостоявшийся круглый стол регионального "Голоса", кстати, на совершенно "беззубую" тему – участие граждан в местном самоуправлении.

Очередной сюрприз преподнесла прокуратура Новочеркасска: Союз "Женщины Дона", уважаемая социально-ориентированная правозащитная организация, была также признана участвующей в политической деятельности. Это уже второе после питерского "Мемориала" дело в России, когда прокуратура требует от организации встать в реестр "иностранных агентов". Судебное решение будет иметь прецедент и станет основанием для других случаев преследования НКО по новому закону. Суд состоится 25 ноября.

Первое заседание, на котором я представлял интересы Союза "Женщины Дона", состоялось в конце октября. На нем я узнал много интересного о "политической деятельности" Союза. Во-первых, прокуратура (видимо, сомневаясь в своем понимании существующего законодательства) решила прибегнуть к помощи науки, а точнее, к мнению уважаемого философа с многочисленными регалиями и запросить его мнение по поводу толкования закона. Нетрудно догадаться, каким по качеству, достоверности и надежности оказалась юридическая квалификация действий НКО, данная специалистом в области философии. С таким же успехом меня можно нанять экспертом-консультантом в Роскосмос.

Во-вторых, политической деятельностью признана публикация на сайте ежегодного отчета о своей деятельности, направленного в Минюст. Несмотря на то что обнародование отчета о своей деятельности в интернете является обязанностью каждой НКО (статья 32 закона "О некоммерческих организациях"), представитель прокуратуры настаивала в суде, что такой обязанности у НКО нет и что факт публикации свидетельствует о том, что "Женщины Дона" целенаправленно и умышленно "формировали общественное мнение" с целью изменить государственную политику, то есть занимались политической деятельностью.

Иными словами, прокуратура наказывает НКО за то, что та соблюдает законы и отчитывается перед обществом и властями, тогда как, вспомним, основной целью принятия закона "об иностранных агентах" было как раз повышение прозрачности деятельности НКО, в том числе через получение от них отчетности.

Получается замкнутый круг, при котором у НКО нет ни единого шанса оставаться вне поля действия этого закона.

Фуркат Тишаев – юрист правозащитного центра "Мемориал"
  • 16x9 Image

    Фуркат Тишаев

    Фуркат Тишаев, старший юрист Правозащитного центра "Мемориал", специализируется на делах по защите НКО и свободе объединений

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG