Ссылки для упрощенного доступа

"Архипелаг ГУЛАГ" нон-стоп


Александр Солженицын. Фото 1994 года – вскоре после возвращения в Россию
Александр Солженицын. Фото 1994 года – вскоре после возвращения в Россию

В Петербурге и Москве прошли акции, посвященные 95-летию со дня рождения Александра Солженицына

Петербургский музей Достоевского: к 95-летию Александра Солженицына и 40-летию парижского издания "Архипелага ГУЛАГ" проводит акцию – многочасовое чтение солженицынской эпопеи.

Первоначально идея состояла в том, чтобы читать страницы "Архипелага ГУЛАГ" – в память о великом человеке и великой книге – 24 часа без перерыва. Но потом, по словам директора музея Достоевского Натальи Ашимбаевой, организаторы представили себе промозглую декабрьскую ночь, после которой людям надо идти на работу, представили также зал, неизбежно пустой в ночные часы, – и решили разделить солженицынский марафон на две части. Получилось – 12 часов чтения 11 декабря и столько же – 12-го.

Начали в среду в полдень. Зал не то чтобы переполненный, но и не пустой. Первым читал заслуженный артист России Леонид Мозговой, и у слушателей шли по спине мурашки: ему достался отрывок о том, какими изощренными способами арестовывали жертв – и в кино, и в театре, и в вагоне поезда по дороге на курорт. Сложился стереотип, что арест – это обязательно ночной звонок в дверь и черный "воронок" во дворе, а Солженицын описывает какую-то вакханалию чекистской фантазии, направленной на то, чтобы ни один человек никогда и нигде не чувствовал себя в безопасности, а главное – на то, чтобы породить у всех уверенность, что от власти, как от судьбы, не скрыться.

Артист Леонид Мозговой читает "Архипелаг ГУЛАГ"
Артист Леонид Мозговой читает "Архипелаг ГУЛАГ"
И ведь все это читали, но фактура уходит, подробности тают, остается жесткий скелет, схема, которая со временем перестает волновать. Вот именно для того, чтобы образ террора ожил в сознании, снова оброс плотью, не дал памяти заснуть и успокоиться, и задуман этот проект.

– Читать "Архипелаг" очень важно, особенно молодым, – говорит Леонид Мозговой, – и наше-то поколение все это мало затронуло, тех, кто родился после войны, а молодые – вообще беззаботные: живется – и живется. Но не дай Бог повторится! Вот и надо об этом знать – чтобы не повторялось. А музей Достоевского – это мой любимый дом, я здесь выступал много раз, я здесь с Булатом Окуджавой встречался, свой моноспектакль ему показывал. Ну и потом, это святое дело – великого писателя озвучить в день его 95-летия.

Чтения "Архипелага ГУЛАГ"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:30 0:00

Замысел проекта к 95-летию Солженицына в музее появился давно. В апреле будущего года здесь пройдет выставка, посвященная писателю, фонд Солженицына, его вдова Наталья Дмитриевна уже обещали предоставить для нее уникальные материалы, включая рукописи "ГУЛАГа".

– В музее Достоевского естественно думать о Солженицыне, – говорит директор музея Наталья Ашимбаева. – Все наши сотрудники, конечно, читали его, еще когда читать было нельзя, все это живо для нас, поэтому и пришла такая идея – отметить 95-летие Солженицына марафоном чтения. Мы обсуждали, какое произведение лучше выбрать, и, конечно, в итоге остановились на "Архипелаге" – это эпохальная вещь, на многих оказавшая огромное влияние. Нам пришлось очень глубоко перечитывать текст, ведь хотелось пройти основные вехи. Есть главы, которые можно пропустить, а есть те, которые пропустить нельзя – очень яркие с художественной стороны, публицистичные, вот так мы и делали разметку текста. Я, например, с ним все последнее время хожу – он у меня и в планшете, и дома, всюду. И коллеги также ушли в него с головой.

По словам Натальи Ашимбаевой, чтецов понадобилось очень много, около 70, но недостатка в них не было, от такого предложения не отказался никто. Правда, заместитель директора Вера Бирон все же уточняет, что отказавшихся было трое – один по убеждениям, поскольку коммунист, двое других – потому что не любят Солженицына как писателя, но все остальные почли для себя честью такое предложение. И это не удивительно – музей Достоевского уже много лет тесно дружит с театрами, в стенах музея идут камерные спектакли, так что актеры отозвались на предложение с радостью. Среди тех, кто читает "Архипелаг ГУЛАГ", – Сергей Барковский, Елизавета Богословская, Сергей Бызгу, Олег Алмазов, Александр Баргман, Аркадий Волгин, Олег Леваков, Александр Ленин, Анна Вартанян, Ксения Морозова. Ожидается, что вечером во второй день, к концу марафона свою долю текста прочтет и режиссер Александр Сокуров.

Это не единственный проект в городе, посвященный юбилею Солженицына: с 11 по 24 декабря композитор Юрий Касьяник в своем салоне "Вторники" начинает свой новый сольный проект "СОЛЖЕНИЦЫН" – по разным произведениям писателя. Первая часть проекта посвящена "Крохоткам". Проект состоит в создании концептуальных CD-альбомов, которые будут сопровождаться чтением, пением, актерской игрой.

Акции по случаю 95-летия со дня рождения Александра Солженицына прошли и в Москве. В Большом зале консерватории со сцены звучала музыка Дмитрия Шостаковича и короткие рассказы Солженицына. А в клубе документального кино «60 стульев» показали картину французских авторов Николя Милетича и Жана Крепю «Тайная история «Архипелага ГУЛАГ».

В конце декабря исполняется сорок лет со дня первой публикации в Париже романа Александра Солженицына. О том, как возникла идея создания этого фильма, в интервью Радио Свобода рассказал один из его авторов – директор московского бюро агентства Франс пресс Николя Милетич.

Александр Солженицын. Кадр из фильма "Тайная история "Архипелага ГУЛАГ"
Александр Солженицын. Кадр из фильма "Тайная история "Архипелага ГУЛАГ"
- Я хотел снимать фильм про самиздат в СССР. А один из самых известных текстов самиздата – это "Архипелаг ГУЛАГ", и тогда мы подумали, что было бы интересно рассказать о том, в каких условиях работал Солженицын, как писал "Архипелаг", кто ему помогал. Это вообще была хорошая возможность показать, в каких условиях работали люди, которые занимались самиздатом. Они все делали тайно – передавали, печатали, фотографировали. Не хочу сказать, что это была подпольная организация, но все-таки что-то похожее на нее. Мы все знаем Александра Исаевича и других диссидентов, но, увы, никто не знает тех, кто помогал распространять, копировать, фотографировать, снимать микрофильмы, передавать через знакомых на Запад все эти произведения. Мы хотели отдать дань уважения все тем, без кого роман Солженицына не мог быть напечатан.

- Вы были знакомы с Александром Солженицыным до съемок фильма?

- Лично нет, мы просто чуть-чуть переписывались. Потому что, когда я с 1978 по 1981 работал в Советском Союзе корреспондентом Франс пресс, друзья Александра Исаевича попросили меня передать письмо и материалы, необходимые писателю для работы. Так началась переписка, обычно писала Наталья Дмитриевна

- Вы познакомились с ним уже непосредственно во время создания фильма? Это, кажется, была одной из последних, если не последняя съемка Солженицына…

- Да. Мы как-то встречались до этого на его дне рождения на Таганке, но это было формально, так скажем. А вот первой и единственной возможностью поговорить с ним долго оказалось это интервью для фильма, которое состоялось за полгода до его смерти.

Александр Солженицын, его супруга Наталья и Николя Милетич
Александр Солженицын, его супруга Наталья и Николя Милетич
- Какое впечатление на вас произвел Солженицын? Таким ли вы его себе представляли во время заочного знакомства?

- Александр Исаевич был тогда уже болен. Но когда мы начали говорить о том, что происходило 35 лет тому назад, было видно, как оживляется его лицо. Было очевидно, что эта тема и спустя годы была для него важна и близка его сердцу. Он с большим удовольствием рассказывал об этом. Кстати, и спустя столько лет он довольно четко всё помнил.

- Буквально через две недели мы будем отмечать 40-летие
Выхода романа «Архипелаг ГУЛАГ» в Париже. Насколько это событие значимо для сегодняшнего дня?

- Да, это история, которая вроде бы уже далеко от нас. Но я думаю, может быть, наивно, что моральный урок, который мы можем извлечь из поведения тех людей, без которых публикация этого романа не была бы возможной, может пригодиться и сегодня, и в будущем, в России и в других странах. Это просто пример того, как человек может противостоять государству, когда он считает, что так нужно, и совесть ему так диктует.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG