Ссылки для упрощенного доступа

Между священниками - Хирург
Между священниками - Хирург

Дурь и отвращение. Глушилки нового типа. Киевский требушет и Болотное дело. Консервативные ценности и консервированный Ленин. Даша Жукова на черной женщине

Лайвблог о дискуссиях в сети

14:09 21.1.2014
А если бы женщина была белая

Новый приступ российских дискуссий формата «попробовали они сделать это в мичете» случился в связи с вот этой фотографией Дарьи Жуковой, главного редактора журнала «Гараж» (посвященного то ли моде, то ли искусству) и подруги Романа Абрамовича.

Таня Алешичева: ого, Даша Жукова попробовала это в мичети, вот это я понимаю акционизм - как положено, с прилагающимися рисками

О рисках – Рустем Адагамов: Гламурный портал Byro247 Мирославы Думы опубликовал вчера интервью с владелицей Гаража и подругой Абрамовича Дарьей Жуковой, проиллюстрировав его вот такой фотографией, где Даша сидит в кресле, сделанном из чернокожей женщины. Кресло — реплика известного арт-объекта 1969 г. художника Аллена Джонса. Фотосессия была сделана силами редакции Byro247. И черт бы с ними, с этими попытками вы*бнуться таким образом, но вот незадача, интервью вышло аккурат в памятный день Мартина Лютера Кинга, который во всем мире отмечается в третий понедельник января (в этом году 20.01). Что, конечно, тут же стало предметом обсуждения, в том числе в известном издании Huffingtonpost и Fashion Bomb Daily. Комментарии там самые уничижительные, за такие расистские выходки сейчас отказывают от общения в приличном обществе. Это уже не эпатаж, который легко принимается в подобной среде, это позорный и нелепый поступок даже несмотря на то, что в самом материале фотографию обрезали так, что женщины не видно. Но фоточки целиком были доступны. И еще насчет "любой пиар — это пиар": сейчас основатель сайта Biggreenbeats написал у себя в твиттере по этому поводу: "They couldn't possibly be this dumb. Taking "any press is good press" way too far with this troll". Одним словом, стыдобища до небес. Тьфу.

Редактор FashionBombDaily Клэр Салмерс читает фотографию следующим образом: Главный редактор «Гаража» сидит на чучеле черной женщины (это, конечно, не настоящая женщина), на котором нет ничего, кроме трусиков, пояса с резинками, перчаток до локтя и сапог до колена; ноги прижаты к груди, подчеркивая обнаженные груди. Даша, глядящая в камеру, кажется полной противоположностью ненормальной чернокожей женщины. Message: белое господство, белое превосходство, поданное в умиротворяющих, но на самом деле абсолютно оскорбительных тонах.
(Даже в зловещем безвкусном мире модной фотографии эта картинка кажется отвратительной – да еще и в день Мартина Лютера Кинга)

То, что кресло – очевидный римейк работы британского поп-арт-художника Аллена Джонса (причем работа относится к 1969 году), дела особо не меняет. Ну потому что за 45 лет трансгрессивный поп-арт успел поменять диспозицию публичной образности, и в этом смысле воспроизведение старой скульптуры в черном цвете никаких новых смыслов не несет – кроме буквального. Huffington Post остроумно называет Дашу Жукову «editrix».

Роман Волобуев: Вообще, конечно, история про хозяйку «Гаража», сидящую верхом на черной женщине — не про расизм, как сейчас ужасается HuffPo, а про гораздо более базовую и забавную форму невежества. Кресло с девушкой — римейк английской скульптуры 60-х годов (там на самом деле комплект: еще столик и вешалка, стоит в запасниках Tate Modern, 3 млн. фунтов за все), такое вполне однозначеное высказывания по поводу овеществления женщины обществом потребления etc. Известная история — как Кубрик ее увидел на выставке, пытался выпросить бесплатную копию для «Заводного апельсина», а когда автор его послал, Кубрик кому-то еще заказал такие же, но похуже. То есть — для тупых — оно не рассчитано на то, чтоб она нем сидели. Ну, или — можно сесть, но тогда ты автоматически превращаешься в часть произведения (и не самую приятную). А заводчица главного в стране артцентра — честно не отдупляет. Дико мило.

Соответствующий кадр из "Заводного апельсина"
Соответствующий кадр из "Заводного апельсина"

Оксана Мороз: "Да плевали мы с высоты своего профессионализма на всех". А это, между прочим, обладатель премии Международной ассоциации независимых кураторов 2012 года.

Дмитрий Пиликин: Дутый скандал, конечно, но за ним открывается интересный механизм взаимоотношений произведения современного искусства и его владельца. Объект, на который водрузилась владелица, относится скорее всего к серии СКУЛЬПТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ лондонского художника Аллена Джонса (Allen Jones) из серии эротических скульптур 1969 года, объединенных им в линию "forniphilia", которые превращали женщин в предметы мебели. По мнению искусствоведов того времени, значительная часть этих работ опиралась на образы фетишизма и БДСМ. Предполагал ли автор, что его скульптуру возможно использовать утилитарно, в качестве кресла? Возможно, но есть сомнение; однако владелица решила однозначно и использовала этот объект в фэшн-сессии для журнала, тут же нарвавшись на "расовый" скандал в дни памяти Мартина Лютера Кинга (что, как претензия, тоже бред и может рассматриваться как ущемление прав афроамериканцев на занятие БДСМ).

Дмитрий Булатов: В своих “Духовных упражнениях” идеолог Контрреформации Игнатий Лойола даёт подробное описание методики обретения любви посредством созерцания образов ада. В соответствии с этой техникой, тот, кто наиболее долго и глубоко погружается в переживания образов ада, сопровождая этот процесс всевозможными самоистязаниями, получает наибольшую любовь. Сегодня эту методику можно рассматривать в терминах экономики “истинного прозрения”, которая лежит в основе современного дизайна и рекламы. И действительно – когда мы сталкиваемся с миром рекламы, то в качестве события, которое может произвести на нас впечатление искренности, мы согласны принять только особо негативный образ. Этот же образ оказывается и наиболее экономически выигрышным, ибо тот, кто предельно негативно предъявляет себя с этической точки зрения, обретает максимальную славу и прибыль.

Юрий Сапрыкин: Есть еще такая тема, что это продюсер съемки увидел прикольную штуковину и говорит такой — ой, Dasha, а давайте вы сюда присядете на секундочку, я понимаю, что скульптура, просто такой хороший ракурс

Катя Кермлин: Может, она как раз отдуплилась во сех смыслах и пошла дальше. Это стул, на нем сидят, я - элита всего в этой калечной стране: искусства, светского общества, бизнеса и вашего свободного интернета. Вы сами виноваты. Захлебнитесь в обсуждении.

Редакционный комментарий портала W-O-S: В защиту Жуковой хочется сказать, что ее лицо на фотографии явно выражает всю неловкость происходящего, и ей просто хотелось уйти и не участвовать в этой возне. Ну мы надеемся, что все так, иначе дело — дрянь.

Специфически российское понимание расизма (а также неизбывная отечественная любовь к сослагательному наклонению) – в комментариях у Рустема Адагамова.

Екатерина Харина: Если бы это было кресло из белой женщины - никто бы и слова не сказал. В этом главный расизм и есть, имхо.

Ира Никитина: а если бы это было кресло из белой женщины, и на нем сидела чернокожая?

Вадим Поротский: а если бы вместо Даши сидел черный мужик?)

Вера Белова: А что это вообще за идея - делать кресла из человеческой кожи?! И какие могут быть НО в комментариях? Тот, кто этого не понимает, сам уже одной ногой в фашизме.

На фоне буквализма последнего высказывания лучшим комментарием следует признать реплику Михаила Идова, внимание которого к этой фотографии привлекла Юлия Иоффе и попросила высказаться: А что я? Стул из меня получится никакой. Я разве что на абажур сгожусь.
XS
SM
MD
LG