Ссылки для упрощенного доступа

Комбинация критицизма


Акция гражданского протеста в Петербурге. Сентябрь 2013 года
Акция гражданского протеста в Петербурге. Сентябрь 2013 года

Либеральному гомосексуалу не нашлось места среди преподавателей петербургского университета

Аспирант кафедры политических институтов и прикладных политических исследований факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Александр Степанян отчислен из университета на последнем, третьем году обучения в аспирантуре в конце августа 2013 года. Как уверен Степанян, опубликовавший на днях открытое письмо, реальными причинами отчисления стали его политическая активность и гомосексуальность.

Отчисление, как рассказывает Степанян, состоялось тихо и без соблюдения необходимых формальностей. Не было ни заседания кафедры, на котором рассматривался этот вопрос, да и самого его о возможном отчислении не информировали. Формальная причина решения – срыв сроков предоставления кандидатской диссертации на кафедру.

Александр Степанян вел блог на сайте радио "Эхо Москвы", печатался в европейских изданиях. В "Обращении к журналистам и общественности", которое он опубликовал в эти дни, политолог рассказывает: "Лето 2012 года близилось к концу, позади время каникул и отпусков. Я начал готовиться к стажировке в Потсдамском университете. Для визового запроса в немецкое консульство я должен был забрать в главном здании университета официальное подтверждение
Один университетский функционер, когда я рассказал ему про эпизод с незнакомцем, сказал следующее: "А что вы думаете, "контора" все еще работает…". "Контора" – это ФСБ"
о присуждении мне гранта. Когда я шел к выходу, в коридоре натолкнулся на незнакомца, обратившегося ко мне подчеркнуто дружески: "Александр, мы поздравляем вас с получением стипендии. Желаем вам успешного пребывания в Германии и, после вашего возвращения, успешной защиты диссертации! Пожалуйста, занимайтесь исключительно научной деятельностью…" Уже тогда я понял, что это первое "нежное" предупреждение. Сегодня я убежден, это была реакция на мои последние публикации в европейской прессе, в частности в швейцарской газете NZZ, где опубликован мой комментарий по "внешнеполитическим обещаниям" третьего путинского президентства. Как мне потом стало известно, этот текст попал в обзор прессы в разных посольствах, в том числе и российских. Позже один университетский функционер, когда я рассказал ему про эпизод с незнакомцем, сказал следующее: "Александр, а что вы думаете, "контора" все еще работает…" "Контора" – это ФСБ".

Вторая причина увольнения, как уверен Степанян, – его сексуальная ориентация:

Александр Степанян
Александр Степанян
– Еще в конце 2011 года, когда так называемый "антигейский закон" рассматривался в петербургском парламенте, я комментировал происходящее в эфире Международного французского радио. После того, как я вернулся из Парижа, одна из университетских профессоров дважды выражала мне свое возмущение, разочарование и одновременно пожелание обзавестись "нормальной семьей". Тогда я посчитал, что этот случай – досадное исключение в нашем академическом мире… При этом хотел бы отметить, до сих пор мне неизвестно, насколько в эту историю было вовлечено руководство факультета. Но считаю, что гомофобным преподавателям точно не место в университете. Больше того, как они могут читать курс "Гендерная политика"? Абсурд...

Приказ об отчислении Александра Степаняна был подписан, в частности, его руководителем – заведующей кафедрой политических институтов и прикладных политических исследований факультета политологии, профессором Ольгой Поповой. Официально комментировать увольнение Александра Степаняна профессор Попова отказалась. И понятно почему. Осенью 2013 года (кстати, именно тогда был отчислен Степанян), ректор СПбГУ Николай Кропачев своим распоряжением ввел ряд новых правил поведения профессорского-преподавательского состава. Правила эти оговорены в дополнительном соглашении к трудовому договору, который обязан подписать каждый сотрудник и преподаватель университета. Например, пункт 4.2.13 этих правил определяет: "Без поручения работодателя не выступать публично от имени СПбГУ и в качестве работника СПбГУ, в том числе не давать комментариев, оценок, интервью, не предоставлять экспертных заключений". Также теперь преподавателям вменяется в обязанность сообщать работодателю о своей работе по совместительству. И письменно извещать в течение 30 рабочих дней с момента издания о каждой своей публикации.

"Не для печати" профессор Ольга Попова заявила, что причина отчисления – срыв сроков сдачи диссертации. "Если он недоволен, то почему не подавал в суд на руководство СПбГУ?" – спросила меня Попова и положила трубку. Александр Степанян в "Обращении к журналистам и общественности" объясняет:
"В начале осени я говорил с юристами о перспективе судебного процесса. Гомофобную мотивацию профессора или политически мотивированное решение университета доказать в суде было бы невозможно, тем более в сегодняшней России. А просить суд установить, были ли соблюдены все формальные процедуры... С какой целью? В лучшем случае, если бы суд встал на мою сторону, меня бы снова восстановили на факультете в статусе аспиранта, и профессора и руководство получили бы возможность отыграться в день защиты диссертации. Я был отчислен тихо, при том что я – не самый последний аспирант. Экзамены сданы на "отлично". Я не был проинформирован о возможном отчислении. Не было ни одного заседания кафедры, на котором обсуждался бы мой случай и на которое я был бы приглашен. Многие сотрудники кафедры даже не знали о том, что я больше не аспирант. Ольга Валентиновна Попова инициировала мое отчисление единоличным решением. Возможно, на нее оказали давление из центрального аппарата. Мне трудно будет выяснить истинную картину и состав участников этого несправедливого решения. Более того, у меня нет никаких прямых доказательств. Лишь малую часть моих разговоров в многомесячный период моего молчания мне удалось задокументировать…"

Директор программы "Права человека" факультета свободных искусств и наук СПбГУ Дмитрий Дубровский считает, что отъезд молодых ученых из России сегодня приобретает уже массовый характер:

До сих пор не выработалось иммунитета против гомофобии: многие научные сотрудники, которые считают себя либералами, на самом деле вполне гомофобны
– В последние годы мы стали свидетелями множества случаев, когда сотрудников вузов пытались уволить или увольняли исключительно за их гражданскую активность. Мы также наблюдаем серьезное ограничение академических прав студентов, которых исключают за якобы неуспеваемость так, как это происходит сегодня с петербургским студентом Дмитрием Кононовым. И, наконец, отдельная ситуация – это гомофобия в российских академических кругах. До сих пор не выработалось иммунитета против гомофобии; многие научные сотрудники, которые считают себя либералами, на самом деле вполне гомофобны. Во Владивостоке преподавателя уволили из Дальневосточного университета только за то, что он позволил себе комментировать "антигейские" законы в России. Возникают и проблемы у людей из ЛГБТ-сообщества, которые пытаются защитить диссертации. Например, мне известна такая история в Ростове-на-Дону. А в случае с политологом Степаняном мы видим целую комбинацию, комбинацию политического критицизма c нетрадиционной сексуальной ориентацией. И то, и другое в академической среде сегодня воспринимается как недопустимые явления, исключающие возможность его пребывания в университете.

Сейчас Александр Степанян – в Германии. Политического убежища он просить не собирается, так как это помешает ему подготовиться к защите диссертации.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG