Ссылки для упрощенного доступа

Недолет и перелет


На что в российской истории похож Майдан? Тянет сравнить его с защитой Ельцина в 91 году и в 93-м. В 91-м – это перелет, 91-й был лучше Майдана уже потому, что кротчее. В 91-м не было "за Ельцина", а было "за правду". Не было ни малейшего привкуса "коктейлей Молотова", была принципиальная установка на ненасилие. Не потому, что русские "не хотят войны", а потому что в 91-м вышло крошечное-прекрошечное меньшинство идеалистов. Идея ненасилия и идея свободы.

У оппозиции 2011-2012 годов, вечная ей память, идея ненасилия превратилась в идею дешевой фронды, а идея свободы – в борьбу с коррупцией. В 93-м – это недолет. 93-й оказался хуже Майдана, потому что было больше оружия и меньше идей – точнее, идей не было вообще. Причем, с обеих сторон. Потому что со стороны Ельцина защищали не свободу, а Ельцина, и защищали с армией в руках. Это было даже, если угодно, подло. Стоять на площади и изображать из себя последователей Ганди, но требовать оружия – а чего его требовать, когда за вас всю работу по насилию сделали ельцинские силовики? Со стороны Хасбулатова – и то было благороднее, потому что идея там была гниловатая, но оружия было в разы меньше и жертв от этого оружия было в разы меньше.

Кошмар в том, что в 93 году "майданом" были те, кто поднялся против Ельцина. Потому что Ельцин 93-го уже был вполне законченный Янукович. Почему Ельцин и родил чеченскую трагедию, и Путина Ельцин родил с такой легкостью. Только Ельцин был в разы хуже Януковича. Если бы Ельцин был в Киеве в ноябре 2013 года, с Майданом он бы покончил в два счета. На счет раз было бы заявлено, что майдановцы хотят свергнуть демократию, на счет два – что они произвели первый выстрел. И – все. И потом доказывайте, сколько хотите, что первый выстрел был со стороны власти.

Согласовывать шествие в поддержку Майдана – все равно что пить коньяк за трезвый образ жизни
Янукович же оказался слишком европеец – у него хватает духу на уголовщину, но не на азиатчину. Что до "российских выступлений за Майдан", то они шизоидны. На словах – за Майдан, по делам – против. Потому что вся суть Майдана в том, что он властью не дозволен. Аналогом ему были бы баррикады вокруг Кремля или всего Белого города. Согласовывать шествие в поддержку Майдана – все равно что пить коньяк за трезвый образ жизни. Согласовали – значит признали право Януковича согласовывать. То же – об одиночных пикетах за Майдан. Одиночные пикеты – единственная форма протеста, которую не надо согласовывать по нынешнему закону о митингах. Так это ведь закон антиконституционный. Выйти на одиночный пикет означает отречься от права на собрания и митинги, согласиться с тем, что конституция – фуфло, наклейка, без которой высокое начальство не пустят в европы.

И вот стоит человек на одиночном пикете, смело отказывается называть свое имя силовику. Силовик ему: "Не сметь использовать громкоговоритель!" Человек дерзко: "А я и не использую". Дерзкая трусость. Майдан – использует громкоговорители! Не знаю, запрещено ли это на Украине, но знаю, что Майдан не интересуется тем, запрещена или разрешена правда, а просто старается жить по правде. Можно ли этого желать для России? Знаете, даже желать боязно. Вдруг кто рискнет – что-то с ним будет? Но и не желать боязно, потому что если не желать жить по правде, то что-то будет и уже есть с каждым.


Яков Кротов – священник Украинской автокефальной православной церкви (обновленной), автор и ведущий программы Радио Свобода "С христианской точки зрения"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции
XS
SM
MD
LG