Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Открытие Игр в Сочи: "Олимпия" или "Россия без Путина"? Блокада, Брестская крепость, воцерковленный Мандельштам

Лайвблог о дискуссиях в сети


Константин Эрнст, продюсер и сценарист церемонии открытия

Константин Эрнст, продюсер и сценарист церемонии открытия

03:02 8.2.2014
Александр Бобраков-Тимошкин
Сеть об открытии игр в Сочи

Открытие Олимпийских игр в Сочи и интеллигенция - в одном твите:
Много было шуток по поводу подарка на день рождения Юрию Сапрыкину:
Yury Saprykin
В общем, русская национальная идея - это вальс Доги из Ласкового и нежного зверя и немножко Черный квадрат. В них все. Спасибо Эрнсту, это был лучший день рожденья.
Шоу на открытии понравилось многим и очень разным людям:
Но всем - по-разному.
Алина Кабаева огонь, конечно, принесла, но зажгли его все-таки другие:
Ксения Собчак гордится Константином Эрнстом - главным творцом церемонии открытия:
Олег Кашин вел восторженную твиттер-трансляцию:
Но к Путину был непримирим:
Мысль о том, что на открытии миру показали "Россию без Путина", развивает Егор Просвирнин: Вместе же церемония производила впечатление… нормальной России, России, переставшей идиотничать и представившей себя миру как великое европейское государство великой русской культуры (в транслировавшемся перед церемонией фильме вспоминали, например, Шагала и Эйзенштейна), предельно далекой от «Водка-Победа-Калашникофф». Мы увидели не советских — мы увидели русских, сознательно говорящих с Европой на ее языке. Мы увидели Россию, какой ее представляет наше скромное издание, национальное европейское государство, с гордостью стоящее в европейской семье народов. Без агрессии и рессантимента, но с национальным достоинством и вальяжной национальной уверенностью в себе.
Россию без Великой Победы, Православной Духовности и Евразийской Многонациональности.
И вдруг оказалось, что эта Россия, во всем противоположная путинской РФ
. <...> Путин заказывал ярмарку собственного тщеславия — а вместо этого злорадные русские соорудили манящий образ России без Путина.
Вот только сейчас поняла, что цитирую спутник/и/погром!
Не понимаю, кто автор этого текста, но он абсолютно созвучен моим ощущениям.
С национальной точки зрения одобряет открытие и Егор Холмогоров:
100 очков вперед Москве-80
Представление русской истории, только русской истории и ничего кроме русской истории.
Я бы не боялся сакцентировать 1945, а остальное все очень круто.
Это мобилизация всей русской культуры, которая показывает что Россия великая страна именно благодаря русскому творческому гению.
Когда из игрушек начал подниматься Покровский Собор я расплакался...
- ****, ну вы же можете, почему вы только на олимпиаду можете?!

Подтверждает такую интерпретацию и охранитель Борис Межуев:
Взяты основные художественные образы России, популярные в мире - "Весна священная", Василий Блаженный, "Война и мир", Малевич с Родченко, наконец, "стиляги". И все это представлено как страницы истории одной цивилизации, которая началась - прямо в духе Цымбурского - взламыванием океана и созданием в его водах некоего устойчивого острова, который поднимается из воды Китеж-градом. Периоды цивилизационного напряжения сменяются краткими эпохами спокойного культурного цветения - причем, судя по всему, последний - та самая "оттепель" продолжается до настоящего времени... Все обрывается подъемом в космос... Никак не задействованы три основных мифа, на которых строились торжества в предыдущие годы - интернационализм, дружба народов, война и победа... Вместо этого - история одной уединенной цивилизации в блеске ее привлекательных для мира культурных отражений. История цивилизации, которая вышла из хляби морской и первой дотянулась до звезд.
Другой охранитель, Максим Кононенко:

то, что я сейчас видел было не то что грандиозно или там, скажем, трогательно. это было великое шоу. величайшее из всего, что я видел, а я видел многое в этой жизни.
правда, боюсь, что трем миллиардам человек, которые смотрели это шоу кроме нас с вами, было ничего не понятно. они думали: где медведи и балалайки? а мы думали: господи, ведь мы же - главная страна на земле.


А коммунистка Дарья Митина увидела открытие так:
Гениальный сценарий. С большим вкусом - история дореволюционной России, без слащавости, триады и "духовных скреп", но с нежностью, такой камерной интимностью... Гимн природе - ведь это действительно наш эксклюзив, нигде в мире нет такого разнообразия. Из монархов - один Петр Великий, ибо он Великий, - привет дому Романовых:))).
Советский Союз - венец творения человечества. Вся советская история как история прорывов и достижений. История нации как сплошной трудовой, научный, индустриальный подвиг. "Время, вперёд!" - символ 20-го столетия, уникальная музыка на века. Наш паровоз вперёд летит, в коммуне остановка - понятен ли намёк поколению ЕГЭ?...
А главный сценарный сюрприз - советской историей жизнь заканчивается. Нет мучительной картины развала и распада и нет новой России - последних 20 лет просто не было. Вспомнить о них нечего, рассказать не о чем. Растаяли как видение, как дурной сон.

Более взвешенные оценки "исторической" части представления:
Александр Баунов

Ну что, во-первых в правилах своего жанра красиво. Во-вторых, идеологически сдержано. Уместно акцентирована связь кавказского побережья с древнегреческой колонизацией (удивительно, что прежде мало об этом говорили). Купола исключительно в рамках блинов, традиций и прочей масленицы под Стравинского. Крестов же и вовсе никаких. В имперской части подчеркнут выход в культурную Европу. Пьер сперва танцует парой с князем Андреем и только потом оба разрушают свой крепкий мужской союз ради Наташи (но ради Наташи можно, не Элен ведь). Никакого коммунистического имперства. Коммунизм – сначала катастрофа, потом авангард и бесчеловечный механический эксперимент, не лишенный своей эстетики. Никаких великих побед над внешними врагами, так самым намеком, эхо далекой войны. Вообще никакого милитаризма. Из мирного СССР — студенческий бум и стиляги, которых конечно немножко прессанули дяди Степы, но в общем стиляги тоже хорошие. И Олимпиада-80 — законно. Страдания смутного времени тоже намеком: стемнело, но шарик взлетел. Никаких чужеземных врагов и побед над ними: золотой век сами губили, сами восстанавливаем. Не мучали этнографией, как китайцы, и длинным концертом поп-звезд, как англичане. Путин сказал ровно пять слов. В общем, если это будущий единый учебник истории, как тут шутили, то это совсем не плохой учебник с красивым переплетом.

Максим Трудолюбов:
Краткая версия краткого курса единой истории - представлена

Хорошему настроению способствовал и этот кадр:

Шутят и над одним из сбоев во время шоу:

Алексей Цветков:

Вот тут в NYT уже интересуются, не дернул ли начальник пятого кольца быстренько за рубеж. От себя добавлю: захватив с собой паяльник, чтобы никого не провоцировал.
Петр Фаворов:
А праздник мне тоже страшно понравился - и я очень надеюсь, что у Эрнста еще хватит времени (и самоиронии) вставить в церемонию закрытия механические снежинки, либо правильно раскрывающиеся, либо точно так же барахлящие.

Аркадий Бабченко - несмотря на всю красоту открытия - призывает не впадать в эйфорию:

Одно из лучших шоу, безусловно. Как бы хотелось всем этим гордится. Как бы хотелось, чтобы это и вправду было про мою страну.
Но когда я смотрю на все это великолепие, и думаю, что дед моей жены, потерявший на войне зрение, прожил в богатейшей стране и умер, так и не дождавшись за свою жизнь газификации своего дома, а моя мама шесть лет - шесть! - добивалась удочерения Светки, и уже в течение десяти лет ей на попытку получить жилье для своего домашнего детского дома, с шестью усыновленными детьми, прямым текстом говорят только одно: забудьте…
Все это великолепие не имеет ни ко мне, ни к моим родным никакого отношения.
Такой праздник украли у моей семьи, суки.

А есть и такие комментарии:
Лев Рубинштейн
Виселица.
И ликует весь народ.

И такие:


А поутру они проснулись:

Ну как же вам всем не стыдно хвалить церемонию открытия Олимпиады – какая бы она ни была хорошая, а?.. Ведь убито, полностью уничтожено одно из самых красивых мест на планете, украдены огромные деньги, свезены на живодерню тысячи кошек и собак, унижены и искалечены люди. Все эти ваши восторги – это знаете что? Это "А у него стильненький пиджачок!" о человеке, который замочил полрайона, насиловал малолетних, выколол глаза кошке и потом посадил в подвал на цепь своих родителей, не давая им еды. В России окончательно пропала совесть. А так, да, наверное, пиджачок удался.
Дмитрий Ольшанский
Удивительно, что даже довольно образованная публика не понимает простейшей вещи: быть европейцем, быть частью западного мира, первого мира - это не когда вы за сто тысяч миллиардов в нищей стране, нарушая все возможные законы, сооружаете показуху, которая круче, чем в парижах и лондонах.
Это как раз - абсолютно азиатская история.
"Потрясенные европейцы замерли перед китайским императором, который махнул рукой, и сто тысяч рабов подожгли себя, изобразив огненным рисунком панораму Парижа".
Вот что такое эти ваши олимпиады.
А Европа, первый мир, западный мир - это когда вы едете по Владимирской, Костромской или Рязанской области, и вы смотрите, как обычные люди живут, и вам не стыдно.

Linor Goralik
Позвольте же нам всем бараком выразить свое восхищение мастеру, создавшему незабываемое яйцо Фаберже из наших золотых зубов.

В Москве, пока в Сочи танцевала Наташа Ростова и зажигали огонь, было вот что:

Елена Костюченко
Если коротко - за 4 часа в ОВД Китай-город Рейду Линн и Никс Нэмени приковывали наручниками и пинали, Глеба Латника били кулаком и хватали за волосы, Джинджер душили захватом. Я отделалась достаточно легко - сначала мне предлагали "пососать их болты", потом плюнули в лицо.

Ну и да, "сжечь вас всех", это тоже звучало.
Все полицейские были без нагрудных знаков.
Им было весело. Телефоны у нас отобрали. Сидели, смотрели фотки, лазали по смскам.
Защитника - помощника депутата Пономарева - к нам не пустили.

Потом меня просто выкинули из ОВД - без протокола, без ничего. Тем, кто протокол все-таки получил, написали "пели песню на мотив гимна Российской Федерации с исковерканными словами".
Это неправда. Мы пели гимн нашей страны. И про "отечество свободное", и про "одна ты на свете".
Мы допели гимн до конца.
Петь гимн на Красной площади отлично. На Красной вообще хорошо, надо там бывать почаще.
Да. На выходе из кафе, где мы собирались до движи, нас уже ждала полиция. Дорогие ЛГБТ-активисты, телефоны действительно прослушивается, почта действительно просматривается, смски получают не только адресаты. Используйте альтернативные средства связи и берегите друг друга.


И снова Роман Волобуев:

19:36 7.2.2014
Ольга Серебряная
Открытие Сочи-2014. Кросс вокруг садика

Еще бы:

В Сочи тоже все ждут открытия. Даже бродячие собаки, которых не успели ликвидировать:

Ну и какая Олимпиада без запретов:

Претензий к Олимпиаде вообще много, вот некоторые из последних. Иван Давыдов распространил в фейсбуке афишу трансляции церемонии открытия в Храме преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве.

И прокомментировал: Я, конечно, человек легкомысленный, и в делах веры слаб. Но мне почему-то всегда казалось, что храмы - для того, чтобы верить во что-то другое. Фотография, если что, из блога Бориса Якеменко, человека патриотического, богомольного, да и вообще, брата Василия-хлебопека. Тут уж не до провокаций

Еще претензии. Павел Сурков: Значит, так. Есть две вещи, которые я ненавижу примерно так же, как курятину и гречку.
1) Когда Олимпийские игры называют Олимпиадой. Олимпиада - это промежуток МЕЖДУ Олимпийскими играми. Вот сегодня Олимпиада заканчивается и начинаются Олимпийские игры.
2) Когда спортсменов-олимпиоников называют "олимпийцами". Олимпийцы - это боги, и тех, кто назовет спортсменов олимпийцами - Посейдон уколет трезубцем, Зевс добьет молнией, а Афродита накажет фригидностью или импотенцией.

Наташа Исакова: И почему мы решили из всего списка древнегреческих общественных акций и спецпроектов сделать главной олимпиаду? Даже не театр (ну где вы видели театральные фестивали с таким бюджетом?)
А ведь могли бы выбрать понятную и простую гекатомбу - торжественное жертвоприношение из 100 быков. На Кавказе, кстати, смотрелось бы органично. Это вообще соответствует местному духу и традиционному способу проведения досуга - в кафешках, вдоль берега моря. Можно к этому еще добавить праздничные возлияния, они же пиры - непременно лежа, с перышком в руке. Как и полагается - чтобы больше влезло сочных чебуреков.
Во-первых, это было бы сильно дешевле. Во-вторых, в празднике могло бы принять участие больше граждан. Ведь никакой специальной подготовки не требуется. В-третьих, не было бы побежденных и расстроенных. Только веселые, слегка пьяненькие победители. Сытые и довольные. Ну и в четвертых, потом не пришлось бы ломать голову - куда девать все построенные объекты.
Может, пересмотреть историческое наследие? У древних греков там много еще приятных вещей можно обнаружить... некоторые, правда, уже противозаконны))).

Но недовольны далеко не все. К открытию Сочи-2014 Путин получил подарок как бы от лица благодарного Фейсбука:

Гаданий по поводу кто, что и как будет делать, сильно поубавилось. Россию будет символизировать девочка в белом платьице, которая много веков ждала своей Олимпиады. Говорят, огонь зажжет Владислав Третьяк. А, может, и не Третьяк. Вот другая гипотеза (возможно, верная):

А тем временем в Москве:

Приятного просмотра. Здесь – слоновая лайв-трансляция. Здесь – у Ленты.ру. На прощание – бодрый антиутопический пост о будущем:
18:34 7.2.2014
Ольга Серебряная
Блокада, Брестская крепость, воцерковленный Мандельштам

Главной новостью стало расследование «Фонтанки»: Блокадников никто не принуждал обращаться в суды, как опасаются оппозиционеры. Но их попросили. А также составили исковые заявления и даже оплатили госпошлины. Истцы, до которых удалось дозвониться «Фонтанке», кивают на «Единую Россию». Эту информацию удалось подтвердить и в самой партии. <…> C исками в суды пришли по большей части члены районных отделений общественной организации «Жители блокадного Ленинграда». Также поступило в суд заявление от секретаря политсовета «Партии пенсионеров России» Бориса Ивченко. <…> О другом источнике исков к «Дождю» «Фонтанке» рассказала заявительница из Кировского района Вера Курик. «Обратиться с иском – это была общая идея муниципального образования. Мы состоим в обществе «Жители блокадного Ленинграда» при МО Нарвский округ. И мы почти все – 5 человек – обращаемся в суд. Я узнала из прессы о том, что такой опрос был. Нам помогали, но в чем эта помощь заключалась, я не могу вам сказать. Это наше дело. Я этот телеканал вообще не смотрю – не нравится он мне».

Сегодня Тихон Дзядко и Юлия Таратута встретились с 15-ю блокадниками в приемной общественной организации «Дети блокады». Дзядко еще раз привел аргумент в пользу пропаганды исторического знания, которой способствовал злополучный вопрос «Дождя»: Один из плюсов в том, что один из моих знакомых пошел в книжный магазин купить книгу Ольги Берггольц о блокаде, - сказал Дзядко. - И ему на кассе сказали: что такое, почему в эти дни все приходят и покупают книгу о блокаде?

Телеканалу CNN (который будто бы оскорбил белорусов и россиян и которому за это Максим Юрьевич Соколов навсегда отказал в комментариях) в особой поддержке не нуждается, но история с требованием приостановить его трансляцию в России побуждает к рефлексии.

Александр Шмелев: У меня есть только одна отчетливая ассоциация со вчерашней историей о "смертельном оскорблении, которое канал CNN нанес русскому народу, включив памятник защитникам Брестской крепости в число самых уродливых монументов мира".
Помните, в свое время российские телеканалы очень любили проводить различные конкурсы, типа "Самое красивое место в РФ", "Лучшие архитектурные памятники страны", "Символ России" и так далее? Почти в каждом из них было представлено какое-нибудь одно место из Чечни или из Ингушетии, которое и становилось причиной очередного скандала. В то время как в остальных российских регионах к этим конкурсам относились достаточно индифферентно, вайнахи все как один бросались голосовать за свои "крепость Вовнушки", "мечеть Сердце Чечни" и т.п. А если им не доставалась победа, устраивали скандал с участием депутатов, принимающих гневные заявления, и широких народных масс, громящих офисы устроителей конкурса.
Примерно так вчера в мировом масштабе выглядели и русские с белорусами.
И, похоже, не только вчера: есть сильное ощущение, что с точки зрения имиджа место России и русских в западном мире с каждым годом все больше совпадает с местом Чечни и чеченцев в РФ.
Сходство по целому ряду параметров. И по основным претензиям, выдвигаемым к поведению русских туристов на мировых курортах и чеченцев в других городах России (недружелюбие, агрессивность, неготовность соблюдать местные культурные нормы вместе с готовностью сколько угодно сорить деньгами). И по архаическому отношению к сексуальной морали (возмутительно архаическое - с точки зрения русских - отношение к женщинам у чеченцев, и столь же возмутительно архаическое - с точки зрения европейцев и американцев - отношение к геям у русских). И по восприятию страны/республике в целом (управляемая единовластным диктатором территория, еще недавно разоренная, но быстро поднявшаяся на шальных деньгах). И по готовности в любой момент "смертельно обидеться", раздув огромный скандал на пустом месте ("что ты на меня такими глазами смотришь, а ну отвечай!")

Павел Соболев: В истории с CNN и Брестом циничным по отношению к белорусскому народу шагом со стороны американского телеканала мне кажется вовсе не включение крепости в список самых уродливых памятников, а как раз принесение за него извинений - то есть не сам их факт, конечно, а одна из примененных в извинительном пресс-релизе формулировок: "канал сожалеет, что невольно оскорбил жителей Белоруссии..."; боже, неужели жители Белорусии могут всерьез сейчас обращать внимание на какие-то невольные оскорбления их так называемой исторической памяти, если в современности каждый миг проживаемой ими жизни сопряжен не с нечаянным, а с самым что ни на есть целенаправленным их даже не оскорблением, а унижением и буквальным измором?! Что же до советских памятников, то они действительно все уродливы, как уродливо вообще все советское; никаких исключений тут не бывает.

Одна из сегодняшних «Пяти копеек» Ивана Давыдова на «Слоне» посвящена как раз обидам: В газетах уже рубрику можно ежедневную делать: «Сегодня обиделись». И публиковать бесконечные списки. Можно – страна ведь мы богатая, а силовиков с корочками явно недостаточно, – специальное ведомство создать, которое следило бы с трепетом: а кто и как сегодня нас оскорбил? Куда слать гневные ноты протеста? Куда отправить бездельников из молодежных движений, чтоб померзли на морозе с плакатами?
А что? Федеральная служба обид, например. Хотя, кажется, такая аббревиатура уже занята. Министерство вырывания волос и комитет посыпания головы пеплом. Государственная комиссия по боли и скорби. Мигалки, оклады, красивое здание в центре, собственная газета. Благодать.
Удивительно, как в одних и тех же головах уживаются мысль о собственном превосходстве над целым миром, прогнившим и провалившимся в зловонное дупло содомии, и жизненная стратегия школьного изгоя, который подстерегает на лестнице классную, чтобы сообщить: «Марь Иванна, а Петров в туалете курил и сказал, что у вас на голове не прическа, а воронье гнездо!» Или не удивительно, наоборот, а несколько даже банально и описано в учебниках по психиатрии.
Но вот то, что государство собственное душевное расстройство не лечит, а пестует, – на самом деле удивительно.

А вот другой паттерн отношения к прошлому: во Владимирской православной гимназии воцерковили Мандельштама. Материал об этом – на сайте «Православие и мир». Вот отрывок из речи директора гимназии священника Алексей Головченко: Наше искусство, наша культура должна быть в первую очередь воцерковлена. И я не могу моего любимого Мандельштама отдать кому-то другому: методистам, у которых он крестился, или евреям, которые считают его „своим“ по национальному признаку. У меня иногда спрашивают — а разве Мандельштам православный человек? А почему он — не православный? Давайте его отбросим, легче станет? Я считаю, надо за него бороться. Мандельштам жил и умер по-христиански. Потому что он прожил жизнь честно. Мы человека измеряем не по тому, отдавал ли он долги вовремя, и даже не по творчеству, а по его смерти.

Искреннее непонимание философа Анатолия Ахутина: Вообразите, некие благонамеренные люди в 80-е решили бы посмертно принять Мандельштама в КПСС. Я не сравниваю Церковь и Партию, я о Мандельштаме, даже шире -- вообще об уважении, о духовной неприкосновенности личности: нельзя человека без спроса и посмертно ни "воцерквлять", ни иначе как "приватизировать", сколь бы благими ни были намерения. Мандельштам есть Мандельштам - он безусловно значим в своем единственном числе, в своей собственной поэзии.

Александр Бермус вступился за директора православной гимназии: Думается, именно здесь и проходит граница между просвещением и церковной ортодоксией. Ортодоксальная традиция, в принципе, не понимает и не принимает никакой "духовной независимости" и, тем более, "неприкосновенности личности". Человек становится и о-существляется как личность, только будучи "духовно затронутым". А далее, строится достаточно жесткая дихотомия различения духов, понимание, что никакого "третьего пути" в отношении праведности и греха не существует, и любой духовный путь (более того, шаг) ведет либо к Спасению, либо - в погибель. Естественно, этот фундаментальное различение не всегда выступает на первый план, и чаще всего, покрывается некоторой апофатикой: никакие суждения о "плодах духовных" не в компетенции человеческой. Но, внутренне, это фундаментальное противопоставление неустранимо. Соответственно, есть глубокая внутренняя логика: если я, находясь в рамках той или иной Традиции, люблю кого-то (или что-то), то мой долг - в духовном Спасении этого, очищении от всего случайного и наносного ("сотри случайные черты, и ты увидишь: мир прекрасен!").

Анатолий Ахутин: Это -- идеология инквизиции, а не освобождающая весть Христа. Нельзя спасать принудительно. Человек сотворен свободным, Бог хочет свободной любви, а не принудительного спасения. Это Ваша "ортодоксия" -- не любовь к свободному существу, не смирение веры, а гордыня самоуверенности. Простите за прямоту.

***
И маленький нюанс про обиды, долгую память и прием Мандельштама в КПСС. Когда Россия станет свободной, пану Бастрыкину можно будет предъявить еще и вот этот счет:
16:56 7.2.2014
Ольга Серебряная
Не спускайте в туалет неоплаченные счета, мечты, надежды и золотых рыбок

Антон Носик: Дмитрий Козак поделился с американскими журналистами первыми данными видеонаблюдения с камер, установленных в номерах сочинских гостиниц. Оказывается, на Олимпиаду засланы диверсанты, чтобы слить всю воду. Но правильная организация видеонаблюдения в ванных комнатах вывела врага на чистую воду.

Алексей Цветков на «Кольте» отзывается о выступлении российских высокопоставленных лиц в американской прессе – к ним обратились за комментариями в связи с массой критических репортажей иностранных журналистов о состоянии гостиниц и других объектов в Сочи: Заместитель премьер-министра РФ Дмитрий Козак заверил, что на лиц альтернативной сексуальной ориентации никаких гонений не предвидится, однако не мог удержаться от предостережения: дескать, руки прочь от наших детей. Я бы на его месте воспользовался предоставленным микрофоном и заодно предупредил бы готовых зарваться гостей, чтобы не посягали на чужие бумажники, а также на полотенца в гостиничных номерах, — тех, естественно, кому эти полотенца потрудились выдать. Не отстал и телеведущий Владимир Соловьев, который в оправдание чудовищной коррупции сослался на то, что коль скоро что-то все же было построено, значит, не все деньги украли. Ну да, вместо ожидаемого «Феррари» все-таки выдали дорожный посох, только надо обмотать изоляционной лентой в месте перелома. Подобные апологии моментально приводят на ум анекдот о том, как советское правительство исправило некорректную пословицу «незваный гость хуже татарина».

Отдельная тема – сегодняшнее открытие Олимпиады.

Василий Уткин тоже побывал на репетиции, и ему шоу очень понравилось, но есть нюансы: В Сочи репетиция открытия происходила не за день, как это обычно бывает, а за два. Для нас — назавтра от дня приезда. Я к чему это рассказываю: все мы еще не здорово ориентировались в Олимпийском парке, и когда нас высадили из машины, оказалось, что вход для прессы расположен не совсем здесь. А где — показания волонтеров были противоречивы (что тоже нормально для первых дней). Так вот, обойти четверть стадиона стало целым событием: с торца к закругленному копчику «Фишта» примыкало довольно уродливое нагромождение бесформенных ангаров, и это, наверное, вдвое удлинило нашу дорогу. Чертыхаясь и виня во всем недострой, мы брели вокруг этой угловатой опухоли на теле, в общем-то, изящного стадиона, и только уже внутри поняли, что именно мы обходили: это и была вся машинерия, все те аттракционы, которые должны были проплыть по стадиону в таинственном порядке и, собственно, составить шоу.
Такого я никогда не видал. И я сразу вспомнил, как Андрей Кончаловский в одном из интервью рассказывал, что его приглашали — не готовить открытие сочинских Игр, нет, его приглашали подумать, а не взялся бы он. Кончаловский задумался, пригласил некоего старого приятеля-американца, знатока подобных дел, и когда они приехали в Сочи и вошли на перманентно достраивавшийся «Фишт», первый американский вопрос был: «А сколько уровней у вас под собственно полем стадиона?» На что люди растерянно переглянулись. Американец заметил, что в Пекине под полем было еще семь уровней. Ну, тех, где должны были прятаться все чудодейственные секреты, готовые поражать. Вообще говоря, сам стадион для открытия должен строиться если не непосредственно под сценарий (это уж слишком), то как бы с учетом последних достижений в области гигантоманского шоубиза… Но увы, Фишт строился не так. На том и уехали.

Подробности шоу стали известны за несколько часов до начала шоу: фото - в инстаграмме Дмитрия Красюкова.


Аркадию Бабченко тоже радоваться трудно. Церемонию открытия он смотреть не будет: Дочка спрашивает: "Пап, а мы будем смотреть открытие Олимпиады"? И вот тут меня как бревном по голове шарахнуло.
Какой бы ни была та страна, в которой прошло мое детство - имперской, шовинисткой, несвободной, бесправной, со сто первым километром, но все же… Все же Олимпиада, как праздник спорта, в моем детстве - была. И я помню это до сих пор. До мельчайших деталей. До запахов. В моем детстве была та самая Олимпиада, которой она только и может быть. Настоящая. Где мы болели всей семьей за НАШИХ. Где мы с мамой кричали в телевизор "Сальников! Сальников!" и Сальников слышал нас и побеждал и устанавливал мировые рекорды. Как потом слышал нас Бубка - и прыгал выше всех. <…> И когда Мишка улетал на шарах в московское небо над Олимпийским, вся наша страна, пусть кривобокая и пусть косая - плакала. Ведь реально же - плакала. И я плакал. И мама. И папа. <…>
А теперь? Какое отношение я, моя семья и моя дочь имеем ко всему этому распилу? К этим спортсменам? Кого они представляют? Меня? - Точно нет. Мою страну? - Сильно сомневаюсь. Мое государство? - Ну, разве что. Точнее, ту его часть, которая представлена "Единой Россией", Путиным, чиновничеством и распилом. Зачем мне за них болеть? Это не мои спортсмены. <…> Это какая-то другая страна. Для каких-то других жителей России. Богатых, властных, фсбшных, жополизных, миллиардерных, единороссных - каких угодно. Но точно не для меня.
И вот, пытаясь ответить на вопрос дочки, я вдруг понял одну простую вещь. <…> Он не просто узурпировал власть в моей стране. Не просто украл нашу нефть, наши ресурсы, нашу свободу, наши выборы, нашу Конституцию и нашу страну. Он украл еще у моей дочери и Олимпиаду. Ведь это же был ЕЁ праздник. Не его, не распильщиков, не фсбшников - её. <..> А он пришел - и украл. <…> И вот этого я ему точно не прощу. Нет, дочка. Не будем мы это смотреть. Это - вранье. Подделка. А я хочу вырастить тебя честной. И настоящей.
И я обещаю тебе - у тебя в твоей жизни еще будет Олимпиада. Настоящая. Как была у меня. Пусть не в этот раз, не сейчас, не в детстве, но - будет. Обещаю тебе.

И еще пара постов ненависти:

Эрнест Макаренко, глава муниципального округа Ново-Переделкино, - автор вот этого знаменитого твита:

Два ответа дуэту "Тату", песня которого "Нас не догонят" прозвучит на открытии. Норвежская певица Энни (Анна Лилия Берге Странд) распространила клип "Русский поцелуй", приуроченный к открытию Олимпиады. Клип снял известный режиссер Ричард Керн. Энни назвала "Русский поцелуй" ответом на творчество псевдо-лесбийских "Тату".

Клип сопровождается следующим заявлением: Политическое руководство Норвегии не последовало призывам остаться дома и проигнорировать Олимпиаду. Норвегия могла воспользоваться этим случаем, чтобы встать на защиту фундаментального права каждого человека выражать свои чувства по отношению к тем, кого он любит.

Второй ответ - ниже. Этот ролик распространяется сегодня с неизменным заголовком "Нас не догонят":

И два соображения исторического свойства. Эдуард Лукоянов: Все говорят чепуху про то, что Сочи-2014 - это Берлин-1936. В Берлине хотя бы была Рифеншталь, а нам всю жизнь мыслить поделками Мамонтова.

Лев Рубинштейн: В истории, как известно, все со всем рифмуется. В разгар Московской олимпиады 80-го года, когда Москва казалась совершенно пустой, умер Высоцкий. И на похороны пришла уйма народу. Такое было впечатление, что пришли все, кто были в городе.
Под конец нынешней олимпиады в Москве будет оглашен приговор по Болотному делу. Интересно, насколько Москва окажется пустой в этот раз.

Загрузить еще

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG