Ссылки для упрощенного доступа

Парад премиантов


Завершилась регистрация кандидатов на Нобелевскую премию мира за 2014 год, и букмекеры начали принимать ставки. В их конторах высоко котируются конкретные люди с реальными заслугами в деле упрочения мира. Высокая котировка означает лишь то, что у них минимальные шансы на успех – в тотализаторе чем меньше шанс, тем выше возможная прибыль. В последние десятилетия премии мира получают, как правило, не те, кто заслужил, а те, кто политкорректней.

На последней встрече лауреатов премии, которая проходила осенью прошлого года в Варшаве, хозяин саммита Лех Валенса посетовал на то, что мир находится в удручающем состоянии. Значительную часть вины за это, по мнению бывшего президента Польши, несут международные организации вроде ООН и их специализированных агентств. Как раз такого рода полуанонимные бюрократические конторы типа "Рога и копыта" все чаще становятся избранниками норвежского Нобелевского комитета. Пуще всего комитетчики боятся "прокинуться", премировать достойного, но политически некорректного человека, из-за которого могут нездорово возбудиться прогрессивные журналисты. А в случае награждения респектабильных международных институтов, особенно с душеспасительными названиями, комар носа не подточит.

В последние десятилетия Нобелевскую премию мира получают, как правило, не те, кто заслужил, а те, кто политкорректней
В исторических списках лауреатов, разумеется, легко найти замечательных миролюбивых людей вроде Альберта Швейцера, матери Терезы, Далай-Ламы или Михаила Горбачева. Тому, кстати, на редкость не повезло: премию за 1990 год ему вручали в Осло в те самые дни, когда в Вильнюсе советский спецназ штурмовал здание телецентра, постреливая отнюдь не шутихами. Даже присуждение Нобеля "Красному кресту" не вызывает возражений – случилось это сразу после Первой мировой войны, когда врачи и санитарки не казались, а были ангелами во плоти. Но чем дальше, тем больше пополняется этот список именами курьезными, похожими скорее на издевку над самой идеей премии. Ясир Арафат, к примеру, был поощрен за то, что бросил убивать живых людей, Барак Обама за то, что его зовут не Джорж Буш, Ал Гор – за видеоролик о глобальном потеплении, признанный позднее "смехотворной поделкой", Европейский союз – за то, что он есть.

Острословы порой высказывают предположение, что если бы в довоенные годы международный климат допускал подобный алибизм, Нобелевская премия за мир досталась бы, скорее всего, Сталину и Гитлеру – за мирный раздел Польши. С другой стороны, Махатма Ганди для дела мира потрудился явно недостаточно и посему умер, не дождавшись нобелевского признания. То же относится и к Вацлаву Гавелу, кандидатура которого выдвигалась многократно, но комитетчики из Осло всякий раз, поеживаясь, находили более достойного. О Папе Римском Иоанне-Павле II и говорить нечего – не заслужил... Нобель за прошлый год достался Организации по запрету химоружия, хотя существовала она к тому времени всего 16 лет и за это время не добилась ни запрещения, ни ликвидации этого ОМП ни в одной точке земного шара. По злой иронии судьбы как раз в год присуждения боевые газы стали широко применяться в Сирии, что дало сирийскому президенту Башару Асаду повод для печальной шутки: "Уж лучше бы наградили меня..." Вот и в этом году дело пахнет восхитительным скандалом.

Руководство социал-демократической фракции Европарламента хотело бы видеть лауреатом премии премьер-министра Косова Хашима Тачи. В годы гражданской войны в Югославии нынешний председатель правительства в Приштине был командиром Армии освобождения Косова, возглавляя один из партизанских отрядов. Карла дель Понте, в прошлом – генеральный прокурор Международного трибунала по бывшей Югославии, в нашумевшей книге "Охота" живописует его как завзятого военного преступника, едва ли не по приказу которого молодые военнопленные сербы разделывались на органы. Разумеется, в лауреаты Тачи выдвинут не в одиночку, а в достойной компании – делить премию "на троих" стало новейшей традицией комитета. Установить в раздираемой страстями бывшей Югославии божью благодать ему помогли Ивица Дачич, председатель правительства Сербии, и Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности баронесса Кэтрин Эштон.

Присовокупление этой последней к числу югославских миротворцев – вообще по принципу "не пришей кобыле хвост". Косово провозгласило государственную независимость 17 февраля 2008 года, в то время как внешнеполитическое ведомство ЕС было сформировано "под Эштон" лишь через полтора года – 19 ноября 2009 года. Чем она-то заслужила? И о каком мире может вестись речь в регионе, который по-прежнему оправдывает свое сравнение с пороховой бочкой Европы? Предложение подверглось критике справа и слева, но именно в силу своей несуразности вполне может приглянуться Нобелевскому комитету.

Чтобы мало не показалось, два депутата от Социалистической левой партии Норвегии выдвинули на Нобелевскую премию мира Эдварда Сноудена и были поддержаны фракциями "зеленых" и социалистов в Европарламенте. Своим героическим предательством бывший внештатник американской разведки якобы "послужил делу мира и безопасности во всем мире". И это выдвижение достаточно абсурдно и политкорректно, чтобы завоевать симпатии норвежских нобелистов. Электронной слежкой, как выяснилось в ходе разбирательства, занимаются все мало-мальски уважающие себя державы мира. Равновесие в этой области является предпосылкой всеобщей безопасности, на сознании всеобщей информационной "прозрачности" держался в последние десятилетия мир – подобно тому, как стратегия "взаимного гарантированного уничтожения" предупреждала любые военные авантюры в годы холодной войны.

Своими разоблачениями действий одной стороны спора Сноуден нарушил хрупкое равновесие – ведь против российской или китайской электронной слежки он возражений никогда не имел, во всяком случае не высказывал в голос. Да и его выбор "убежищ" достаточно красноречив: ему не случайно милы только те страны, которые своих перебежчиков травят полонием или спроваживают на тот свет иными методами, а дома для вящей информационной свободы контролируют и цензурируют даже интернет. На этом фоне не выглядит совершеннейшим безумием и кандидатура Владимира Путина, которого прочат в лауреаты Всероссийский фонд образования и Международная академия духовного единства. Подпись под петицией в пользу Путина уже поставил и депутат Госдумы, народный артист СССР Иосиф Кобзон. Их логика подкупает прямотой: "Если Обама, то почему не Путин?" Действительно, почему? Не Гавел все же...

Ефим Фиштейн – международный обозреватель Радио Свобода
XS
SM
MD
LG