Ссылки для упрощенного доступа

Зачем Путину Крым? Кровь и почва. Постверсальский синдром. "Другая Россия" у власти. Концерт на Васильевском

Лайвблог о дискуссиях в Сети

14:45 7.3.2014
Писатели зовут на войну. Постверсальский синдром

День еще далек от завершения, но текст дня, похоже, уже написан. Авторы его - члены союза писателей России. По своей привычке, без кавычек его цитирует Олег Кашин:
В это тревожное время, когда решается судьба не только России и Украины, но и всей нашей европейской цивилизации, мы выражаем свою поддержку Вашей твердой и ответственной позиции.
Совершив руками фашиствующих молодчиков государственный переворот в Киеве, деструктивные силы Запада перешли в открытое наступление на главный нравственный итог второй мировой войны – на запрет и осуждение идеологий фашизма и нацизма.
По меньшей мере, циничными выглядят сегодня крики о вмешательстве России в дела суверенной Украины со стороны именно тех западных политиков, которые еще вчера прогуливались по Майдану, украшенному фашистскими знаменами и, раздавая пирожки, подстрекали толпу к свержению законной власти и к противостоянию с Россией.

В результате в Киеве незаконно пришли к власти политики, озабоченные не обеспечением правопорядка и безопасности граждан, не прекращением "революционного" разбоя и насилия, а запретом русского языка и преследованием всех, кто говорит по-русски, кто читает Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова, Шолохова. А это уже верный признак полного одичания. Это значит, что скоро, как в третьем рейхе, запылают книги величайших представителей мировой литературы.
Одним из первых законов, принятых под дулами автоматов, стал закон, позволяющий громить символы победы над фашизмом и знаки той советской эпохи, с которой эта победа связана.
<...>
Мы помним не только о жертвах фашизма в Европе, но и о том, что вместе с германской армией воевали против нас испанская «голубая» дивизия, итальянские армии, разгромленные под Сталинградом, отряды голландских фашистов, кваслинговцы Норвегии, хорватские усташи, армия румынских грабителей Антонеску. На историческом Бородинском поле в сороковые-роковые появились и отряды французских фашистов. Мы помним, как просторы нашей страны утюжили танки, изготовленные в Чехословакии.
19 000 000 (!) погибших наших мирных граждан – помнит ли эту цену Европа, заплаченную нами также и за её освобождение? И можем ли мы допустить повторение этого геноцида?

<...>
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Федерального Собрания Российской Федерации! Мы понимаем, какой груз исторической ответственности лёг на Ваши плечи. И мы горячо поддерживаем Ваше решение оказать всестороннюю помощь украинскому народу, народам Крыма, стремящимся к мирной и созидательной жизни.
Владимир Владимирович! Ваша твердая воля и Ваши взвешенные решения внушают нам уверенность в том, что весь русский мир и все народы России и братской Украины имеют надёжную защиту. Мы верим в справедливое развитие событий.


Среди подписавших: Юрий Бондарев, Валентин Распутин, Валерий Ганичев (Председатель правления СП России, автор книг об адмирале Ушакове, Москва), Николай Дроздов, Альберт Лиханов, Виктор Лихоносов и другие, менее известные писатели.
Комментарий самого Кашина:
Только сейчас прочитал, и это фантастика, конечно.
Игорь Мальцев вот и чехам досталось
Denis Frolov представил этот текст голосом Дроздова. Чуть со стула не упал.
Alex Goryachev Странно, что Лимонова нет.
(как раз не странно - Лимонов написал бы иначе).
сто писателей России ушли возвысить голос, и наш lupānārium осиротел. Не те уже стоны среди герм - не жди дева выручки 8 марта!
В то время как пожилые советские писатели формулируют призывы к войне, оперируя антифашистской лексикой, в Сети все чаще звучат сравнения как раз российских действий в Крыму с действиями фашистов (точнее говоря, нацистов): часто звучит слово "аншлюс" или сравнения с Судетами.

1. Я 100% за то, чтобы решение о государственной принадлежности того или иного региона могли принимать жители этого самого региона на референдумах. И считаю, что правильно, если любое государство (а также мировое сообщество) будет смиряться с результатами таких референдумов. Ну, не хочет такая-то территория быть в нашем составе, а хочет быть независимой или вообще уйти к соседям - что поделать, ее право, насильно мил не будешь.
2. Поэтому сама идея о том, что Крым на референдуме примет решение о свое судьбе, казалась мне вполне демократичной и правильной. <...>
3. Однако для меня очевидно: чтобы Украина (или любое другое гос-во-"матка"), а также мировое сообщество признавали результаты подобных референдумов, главное - чтобы ни у кого не было сомнений в их достоверности.
4. В нынешней крымской ситуации Аксенов и Ко (а на самом деле, конечно, Россия) сознательно сделали, по крайней мере, 4 шага для того, чтобы такие сомнения сперва появились, затем удвоились, а потом и вовсе превратились в уверенность: это не референдум, а фуфло.
5. Зачем эти шаги были сделаны? Единственный логичный вариант, который приходит в голову, - у них на руках есть результаты опросов, однозначно свидетельствующие: при честном голосовании Крым выберет не Россию, а Украину. Причем, судя по количеству заранее заготовленных мухлей, Украина побеждает с большим отрывом. Иначе непонятно, почему нельзя было провести все по-честному, так, чтобы комар носа не подточил.
6. Таким образом, это не демократическое волеизъявление, а банальный захват чужой земли, оккупация, аншлюс. Никакой патриотизм не может заставить меня одобрять такое поведение моего государства или даже с ним соглашаться. Любовь к семье вовсе не должна приводить к тому, что ты радуешься, когда твой ребенок ворует кошельки в троллейбусах. Наоборот: твой долг как любящего родителя - незамедлительно это пресечь.
7. Однако понятно: нифига пресечь у нас не получится. Более того, любые попытки сделать это, будут крайне жестко караться и пресекаться. <...>
11. К сожалению, похоже, что Шендерович был прав. Как это ни смешно говорить. Если не Гитлера, то Ким Ир Сена, Ивана Грозного, Нерона, Калигулу - выбирай на свой вкус - мы, действительно, себе получили.

Кирилл Рогов тоже считает, что с референдумом поторопились, поскольку не уверены в исходе голосования:

Судя по сегодняшним действиям и выступлениям коллективного гоблина, возникает подозрение, что идея вхождения в РФ пользуется в Крыму весьма слабой поддержкой. Чего, в общем, и стоило ожидать.
В общем, такое ощущение, что что-то опять идет не так.


Общий итог для Кремля неутешителен
Ситуативный анализ (где и кем проводился - не скажу), показал следующее:
1. Стратегическая цель Москвы - создание "буферной зоны" на Юго-Востоке Украины не достигнута и достигнута уже быть не может.
2. Начинается процесс международной изоляции России.
4. Применение Западом торгово-экономических санкций повлечет за собой ухудшение экономической ситуации в стране и рост социального недовольства.
5. В этом случае высокий рейтинг Путина драматически снизится, а легитимность его власти ослабнет.
6. Новой главной темой оппозиции станет антивоенный протест.
7. Ввиду сокращения ресурсов и изменения политического баланса произойдет рост конфликтности между группами элиты.
8. Для предотвращения недовольства режиму придется серьезно ужесточить внутриполитические санкции.
9. Крым как прецедент активизирует сепаратистские движения в России, которые теперь могут рассчитывать на поддержку извне.

Но, кажется, концепция опять поменялась:
И здесь стоит вернуться к письму писателей - согласно которому от "коричневой чумы" необходимо спасать не то что Украину, но и всю европейскую цивилизацию.

Кстати, патриотические митинги под лозунгом "Своих не бросаем" продолжаются по всей России.
Андрей Мальгин:
Очень интересно, кто из так называемых деятелей искусства примет участие. Как вы думаете, кто там споет и станцует? Какие предположения?
Популярный вариант - что на концерте споют написанную аккурат к Карибскому кризису песню "Хотят ли русские войны".

Леонид Волков проводит понятные параллели и дает происходящему определение "постверсальский синдром":
Наверное, одно из самых страшных открытий последних дней (помимо всего прочего), которые многие из "нас" испытали — это то, что значительное число из "нас" мы потеряли. У части совершенно нормальных людей вдруг сорвало башню и с клыков потекла слюна: "За Крым Путину все простим, и коррупцию и вранье!", "Вернем Крым себе!", "Надо защитить русских в Крыму!" и т.д. Люди, которые никогда не смотрели первый канал, которые прекрасно понимают, что такое нынешний режим и какова цена его утверждениям, внезапно зашлись в патриотическом экстазе, присоединяясь к "депутатам" "Госдумы" и прочим любителям цинковых гробов.
<...>
Объектом рассмотрения мне хотелось бы сделать вот этот вот раскол в думающей части общества, раскол глубочайший и беспрецедентный. Что все-таки заставляет умных людей стать апологетами войны? Мы знаем, что в нацистской Германии было то же самое: как раз агрессивная риторика Гитлера и расколола, и ослабила в значительной степени оппозицию, как раз аншлюс Австрии, оккупация Судет и создание протектората Богемии и Моравии привели к тому, что многие из идейных противников Гитлера, умных людей, решили для себя "что за это можно ему все простить". То же самое происходит сейчас и в России. Раз аналогичны последствия, то могут быть аналогичны и причины, не так ли?
И все становится на свои места, ведь причины произошедшего сдвига в головах немецких интеллектуалов хорошо изучены. Причины эти все кроются в Версальском мире. В ощущении глубочайшей несправедливости. В том, что каждому немцу казалось, что в Версале что-то отобрали лично у него (и не так далек от истины был этот немец: ведь репарации легли тяжелейшей нагрузкой на всех граждан, на всю экономику страны). Отсюда и ощущение, что надо "вернуть себе". (Отобрали — у меня? Вернуть — себе!).

Заканчивает Волков предсказуемо - обличением "Тимченко" и "Ротенбергов", но ведь гораздо интереснее вопрос - как справляться с этим "постверсальским синдромом", который сам по себе - явление объективное. Признание Андрея Десницкого:

На концерте Городницкого в "Гнезде Глухаря" была одна песня, которой хлопали взахлеб, отчасти даже стоя - "Этот город вернется назад, Севастополь останется русским". И я хлопал. Не потому, что я шовинист или что-то там такое, а потому, что в этом городе служил мой дед, там он встретил мою бабушку, там до сих пор в кинотеатре висит портрет моего отца, там зачали мы нашу вторую дочь... Этот город может принадлежать марсианам, но для меня он - мой.
Да, я могу включить разум и оценить происходящее с иной точки зрения. Но я не могу забыть "Севастопольские рассказы" или "Севастопольский вальс", или даже "Троих с площади Карронад", как не могу забыть Рождественский бульвар или Воробьевы горы, квартиру моего детства на Дмитровском или вдруг сказать, что по какому-то договору это всё не мое, и ладно.
Кто бы мне сказал: эта квартира снова твоя, - я бы обо всем забыл от счастья.
Хлопала Городницкому в "Гнезде глухаря" не военщина, не кургинянщина, а московская интеллигенция. Потому что это - из глубины, это как мамина колыбельная. Можно отдать какой-нибудь Шикотан, можно забыть о многом, но только не о Памятнике погибшим кораблям, не о Шестой бастионной, не о маках Херсонеса в античных колоннах. Нет. Это невозможно. Этот город вернется назад.
Понимаете, это просто попадание в самое-самое родное и свое. Кто-то еще тут способен включить разум, огромное количество людей - нет. Они не милитаристы, не ненавистники Украины, просто обычные замороченные люди.
Но им сказали, что возвращается сказка. Они поверили. Не судите их строго.

Что можно сделать для излечения общества от этого синдрома - особенно в условиях пропаганды, направленной именно на его эксплуатацию - вот вопрос. На который, кажется, ответа нет.
XS
SM
MD
LG