Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Россия между Сорокиным и Пелевиным. Возвращается ли СССР. "Дождь" продлевает жизнь. Украинские фанаты против Путина

Лайвблог о дискуссиях в Сети


"Знамя победы" над "Красным октябрем"

"Знамя победы" над "Красным октябрем"

18:15 31.3.2014
Александр Бобраков-Тимошкин
Не надо шутить с войной

Цифра дня - пожалуй, 74 процента россиян, которые определенно или скорее поддержат руководство России, если оно начнет войну на Украине. Таковы данные опроса "Левада-центра".

О`Cанчес
В эти дни и недели, я вдруг почувствовал, всеми шестью органами чувств, включая подсознание, что современнная жизнь меняется, да так быстро, что уже не будет прежнею никогда: в первую зиму 2014 года мы пребывали в одной действительности, а вторую зиму того же 2014 года встретим в резко отличной от нее, так что не спутаешь (если, конечно, обывать в гуще социальных движений, а не в тайге, подобно отшельникам Лыковым).
Это странное ощущение, сильное, и больше напоминает вторую половину восьмидесятых, нежели начало девяностых.
Можно бояться этих перемен или надеяться на них - это уж кому как вздумается! - но не замечать их в российской действительности просто невозможно.
Или это у одного меня так?


Если разжигать, то рано или поздно загорится. Тем более, что всегда находятся любители простых рецептов. Вот военный корреспондент "КП" Дмитрий Стешин сообщает из Киева:

Стихийный гонзо-тест на свидомость. В доме наших киевских друзей сидит в будке без цепи консъержка. Мы часто к друзьям заходим перегнать видео, у них хороший интернет. За последние дни мы пообщались с четырьмя украинскими дамами средних лет. Итог тестирования. Первые две тетки сразу же отзвонились ментам - "приехали российские шпионы". Менты прислали людей в штатском, и у нас переписали данные паспортов. <...>
С четвертой консъержкой при виде нас, приключились корчи, она сделалась буйна, плевалась и показывала дули: "Вам здесь не Россия!Думаете Бога за бороду схватили, Крым отняли!" и т.д. После того как мы с Шурой на нее хором проорались, она вспомнила русский язык и стала приторно-доброжелательна.
Вывод из полевого исследования. Наладить отношения с Украиной нынешней можно только по одной схеме. Фигурально выражаясь, не спрашивать кротко, в ответ на немотивированную агрессию - "за что вы нас русских так не любите? что мы вам сделали плохого?", а молча и сильно бить в лицо много раз, до установления консенсуса.Других вариантов нет. И не мы в этом виноваты...Не мы начинали и продолжали.

На убежденности в том, что "не мы начали", пропаганда и строится. Впрочем, интересно, на какой промежуток времени ее хватит.
Nataliya Eydman
Сказка о Крыме
<...>

Если представить, что Россия – отеческий дом Крыма, а хозяин этого дома – его власть, то с кем можно сравнить этого хозяина? С благообразным, любящим и пестующим свою жену и детей отцом семейства? Вряд ли. Скорее - это такой типичный российский папаша-алкоголик, терроризирующий свою семью (граждан). Когда-то он, зачем-то отдал своего сына (Крым) украинским родственникам. А потом, как-то по грандиозной пьянке, в честь победы в дворовом доминошном турнире, передумал. <...> Завалился вечерком пьяный к своему братцу-украинцу и потребовал ребенка назад. Брат отвечает: «Иди, проспись сначала, а потом поговорим». Но наш алкаш – здоровый дядька, брата своего отстранил, подошел к сыну и, дыша на него патриотическим перегаром, спрашивает: «Сынок мой, Крым, хочешь новый велосипед, каждый день конфет от пуза и вместо школы в цирк ходить?» Сынок обалдел от счастья, у него быстренько в голове произошел полный «референдум», и он радостно завопил: «Да!!! Хочу в цирк!». Папа врезал мимоходом своему братцу, чтоб не мешался под ногами, схватил в охапку сынка и потащил к себе домой.

Что будет дальше – понятно. Папаша с утра, протрезвев, мутным похмельным взглядом посмотрит на своего вновь обретенного сына и спросит:
-Ты че пришел?
- Велосипед давай, конфет, как обещал, и пошли в цирк!
Папаша достанет из кошелька, изрядно похудевшего после патриотического загула, 50 копеек, даст сыну и скажет в привычной для себя манере: «Ну-ка, быстро сгонял в ларек за пивом для Отца, а на сдачу купишь себе ириску». Сынок, вероятно, поначалу попробует возмутиться, но сразу получит в ухо: «Быстро прекратил у меня тут сепаратизмом заниматься! Теперь твое дело – родному бате за пивом бегать!».

К чему я пишу все это. А к тому, что вначале порядок в собственном доме нужно навести: сменить власть, тиранящую население, создать цивилизованное государство, защищающее права и свободы граждан, разобраться с собственным криминалитетом, тотальной коррупцией и воровством. А без этого приглашать кого-то к себе – просто стыдно.


На Znak.com - интервью с Ильей Пономаревым, единственным депутатом Госдумы, голосовавшим против договоров с Крымом. Он тоже говорит о предчувствии войны. Правда, холодной, но тоже грозящей России поражением - прежде всего, экономическим.
сейчас все выглядит так, что мы аннексировали кусок территории Украины, союзнического нам государства. Причем сделали это, дав Украине в 1994 году обещания защищать ее суверенитет и государственную целостность в обмен на отказ от ядерного статуса. Получается, мы обманули украинцев, воспользовавшись их слабостью. Разве так поступают с дружественным народом? Более того, мы сами сделали шаг к развалу СНГ: разрушая постсоветскую конструкцию, мы очень сильно напрягли даже белорусов, которые начали консультации с натовцами. <...>
Нынешние меры Запада против России, по мнению Пономарева, - это еще не санкции, это угроза Санкций. Настоящие санкции, если они будут введены, будут очень болезненными:
Американцы выдвинули концепцию четырех уровней санкций, сейчас мы находимся на третьем уровне – введения санкций в отношении ряда руководящих лиц, список которых может быть расширен до нескольких сотен человек, например, за счет депутатов Госдумы. Но все это проблемы только конкретных людей, для которых закрывается полмира (пусть и не худших). Но вот четвертый уровень гораздо более опасен. Если российская армия перейдет границу Украины и войдет в ее восточные области – Харьков, Днепропетровск, Луганск, Донецк–либо начнется кампания с референдумами или иными формами поддержки сепаратизма (а именно к этому призвал находящийся на территории России Янукович), тогда будут арестованы зарубежные корсчета российских банков, например, Сбербанка, Газпромбанка, ВТБ, будет парализована вся система платежей.
Вывод:
Одним словом, я считаю, что наша позиция здесь довольно уязвима. И не уверен, что мы выиграем эту войну, хотя европейские политики действительно постараются ее не начинать.
17:36 31.3.2014
Александр Бобраков-Тимошкин
"Дождь" 1 апреля меняет "редакционную политику". Крымский патриотизм и публичная демонстрация возможностей

Неужели телеканалу "Дождь" не помог марафон со сбором денег?
Александр Дугин:
Звонили с телеканала "Дождь". Честно сказали, что деньги на марафоне они не собрали и что теперь хотят на мировую с Кремлем. Поэтому пригласили меня. Я вежливо (мог бы и невежливо, но все-таки вежливо) отказался, посчитав это не совместимым с нормами морали и патриотизма.

Позвонил телеканал Дождь.
Сообщил, что начал новую жизнь.
Позвал в эфир.
‪#‎чтоэтобыло‬?

Нам с Егором Холмогоровым с разницей примерно в 5 минут позвонили с телеканала "Дождь" и позвали выступить на тему "Мы тут решили немножко изменить редакционную политику - давайте обсудим, как это лучше сделать" (буквально так и сказали). Дугину, оказывается, звонили тоже.

Неужели решили переименоваться в "Мордор-ТВ" и создать патриотическую программу "Слово Саурона"?
Отрадно.


В комментариях большинство советуют консервативным мыслителям сходить-таки в обитель либерального зла. Как вдруг...
Ilya Shepelin первое апреля же только завтра
Кажется, что смена редакционной политики запланирована "Дождем" только на один день, в который верить никому нельзя.
Alexander Vinokurov Это какая-то ошибка. Или вас просто разыграли.
"Или". Впрочем, Холмогоров и так не пришел бы:
Холмогоров Егор Честно говоря, в этих звонках дождя есть какая-то провокация.
Если правда хотят сменить политику - так не делается.

В общем, дела у "Дождя", похоже, могут пойти на лад. Жить стало лучше, жить стало веселее:
Замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин не видит никаких ограничений для возобновления вещания кабельного телеканала Дождь в случае, если ему удастся договориться с распространителями.


Илья Азар (редакцию, в которой он работал - Лента.ру - недавно фактически разогнали, мнения аудитории не спросив) вполне всерьез взял сразу 2 интервью на тему "воссоединения" Крыма. Герой первого из них, на сайте "Сноб" - депутат-единоросс Александр Сидякин:
Сейчас весь мир наблюдает, как мы публично демонстрируем свои возможности (это правда, тут не поспорить).

Все страны мира смотрят за тем, как потихонечку исчезает однополярный мир. Почему в случае с Косово нам твердили, что это «белое», а теперь в абсолютно аналогичной ситуации с Крымом говорят, что это «черное»? Там тоже есть этническое большинство, тоже был референдум. У нас не было только трупов, но это, наоборот, говорит о том, что Путин все правильно делает.

- Вообще-то Россия долгое время была яростно против косовского варианта.

Мы были против создания такого международного прецедента, но раз он был создан нашими коллегами, то мы воспользовались историческим моментом и вошли в этот открытый ящик Пандоры.

<...>

Надо позицию Путина распространять в Европе. Они все живут там в плену иллюзий, им постоянно промывают голову. Та же тема ЛГБТ-прав долгое время оставалась топовой. Это было даже не смешно. Я с пониманием отношусь к ориентации любого человека, пусть живет, и никак его права не надо нарушать, но делать это темой номер один — это их стратегия оболванивания и доведения до совершенно нулевой информационной повестки.

- Это не они начали-то, а вы — законом о гей-пропаганде.

Нет, это у них среднестатистический избиратель реально заинтересован покупкой стрингов для своего партнера и их цветом. Они не думают о глобальных вещах, поэтому нужно все разъяснять.

Мы говорим правду, где-то, может, ее направляем в правильное для нас понимание, а они-то откровенно лгут. Многие считают наши новости пропагандистскими, но в них нет лжи.
Надо понимать, что в нынешней политической конфигурации Сидякин - скорее "голубь", чем ястреб, и дальнейшие его высказывания (в том числе и о невозможности военной операции на юго-востоке Украины) рассматривать сквозь эту призму.

Между тем, государство Тувалу тоже порылось в ящике Пандоры:

Тувалу отозвало признание независимости Абхазии и Южной Осетии и установило дипломатические и консульские отношения с Грузией, сообщает «Тбилисская неделя». Под соответствующим протоколом поставили свои подписи министр охраны окружающей среды, иностранных дел, труда и торговли Тувалу Таукелина Финикасо и министр иностранных дел Майя Панджикидзе.


Еще одно интервью Азара - в "Афише":

Поговорил для "Афиши-города" с писателем Пепперштейном про Крым, где он живет последние 15 лет. Писатель Пепперштейн из общего ряда не выбился и оказался русским патриотом

Собственно интервью:
  • В Москве считают, что Крым поголовно выступает за присоединение к России. Вы согласны с этим мнением?
  • Это, в общем-то, так и есть. Абсолютное большинство крымчан, с которыми я разговаривал и общался — а это самые разные люди из разных социальных прослоек, — мечтали о возвращении к России. Но с другой стороны, это достаточно абстрактные мечтания: «Когда-то мы обязательно будем снова в России — может, через сто лет, может, через сто пятьдесят». То, что это произошло так внезапно, стало полным сюрпризом не только для меня, но и для самих крымчан. Они, думаю, и сейчас находятся в радостном шоке от произошедшего. <...>
  • Думаю, россиянам нелишне увидеть людей, которые искренне, со всей душой машут российскими флагами. Кризис патриотизма, который произошел на территории самой России, крымчан не коснулся. Парадокс заключается в следующем: благодаря тому что Крым принадлежал Украине, крымчане сохранили более свежее восприятие России как родины. На территории самой России патриотизм пришел в кризисное положение. Как ни странно, из-за поддержки властей все стало проплаченным, и ничего искреннего никто в этой области уже не ожидает. Это даже не просто грустно, а, грубо говоря, … [кошмар], хотя мало кто осознает, что это …
  • Думаете, сейчас крымчане разочаруются? Или им удастся своим примером зажечь кого-то еще в России?
  • В идеале хотелось, чтобы присоединение Крыма как нечто очищающее и настраивающее на менее циничный лад повлияло бы на саму Россию. Было бы хорошо, но вряд ли так получится. Хотя надежда есть.

Есть, но слабая.

Еще прекрасный заголовок: "Медведев попросил правительство Крыма не затягивать с развитием полуострова".
Даже не умею прокомментировать это.


Рецензия Владимира "Адольфыча" Нестеренко:
Не знал, что Пепперштейн дурак, спасибо другому дураку, теперь знаю.

Наблюдения Михаила Соломатина за "общественной дискуссией" в последнее время (в том числе и за очаровавшим многих "паторитическим ренессансом"):
Кто-то из знакомых историков задался вопросом, поддержал бы Михаил Булгаков украинскую самостийность, и сам же ответил: ни в коем случае. Этот эпизод помог мне сформулировать, что меня не устраивает в современных российских гуманитариях.
Сама постановка вопроса насчет Булгакова не имеет смысла, как не имеет смысла спрашивать, что сказал бы автор оды "Клеветникам России" об идее Жириновского насчет раздела Украины, и насколько тяжело воспринял бы Платон отказ США от рабовладения. Очевидно, что люди, сделавшие значимый вклад в мировую культуру, чувствовали реальность полнее и обостреннее, чем средний человек. Вряд ли стоит сомневаться, что Пушкин в наши дни не написал бы о "неразлучных понятиях жида и шпиона", а Белинский – о том, что "жид – не человек; он торгаш – par excellence". Они были ответственны перед своей эпохой, живи они сейчас – отвечали бы перед нашей. Другое дело мы.

Российские гуманитарии: историки, филологи и вообще вся начитанная часть нашего общества не понимают этой ответственности, не чувствуют ее. Они не обладают историческим сознанием. Их мышление антикварно. Для них нет принципиальной разницы между миром выдуманным или хотя бы миром прошлого и текущей реальностью. Почему так происходит? Потому что советский и российский человек не приучен к ответственным поступкам. Все его рассуждения вовсе не подразумевают какой-либо проверки реальностью. Каждый шаг в истории культуры – это огромная духовная работа многих людей, что крайне осложняет для связанного с культурой многими нитями человека любую попытку отшагнуть назад. У нас же каждый второй блоггер готов засыпать оппонента ссылками на слова великих для оправдания участившихся и приветствуемых обществом попыток российского государства повернуть вспять ход истории. Такое поведение становится возможным только благодаря безответственности. Жириновский – апофеоз российской гуманитарной мысли. Закономерно, что один из самых удачных его клонов стал министром российской культуры.
16:13 31.3.2014
Александр Бобраков-Тимошкин
Возвращается ли СССР. Помнить о полоумном ефрейторе. "Расчеловечивание"

Исторические параллели вообще не проводит в эти дни только ленивый. Если сторонники присоединения Крыма сравнивают действия России с Реконкистой или деяниями императора Юстиниана, то у противников Путина основных параллелей, понятно, две. Одну из них (за которую уже пострадал профессор Зубов) продолжает проводить Аркадий Бабченко:
Просто потрясающее время для социологов и антропологов. Еще совсем недавно вся планета задумывалась - как так, целая нация, просвещенная, передовая, культурная, меньше чем за десятилетие свалилась в сумасшествие, стала всюду искать врагов и национал-предателей, сажать не того цвета кожи и не той сексуальной ориентации людей в лагеря, орать в экстазе "слава!", смотреть в рот полоумному ефрейтору, маршировать, затем захватывать соседние земли, и в итоге пришла к тому, что начала жечь людей в крематориях и удобрять поля их пеплом. Как так? Что произошло с людьми? Что произошло с нацией? Какой такой морок пал на людей?
Сейчас все ровно то же самое, ровно те же процессы, развиваются непосредственно на наших глазах.
Смотрите, антропологи. Изучайте. Записывайте.
Надеюсь, кому-нибудь когда-нибудь это знание все же пригодится.

И нет тут никакого "особого пути":

Меня тошнит от одного печального открытия. Режиссер годы... Годы провел в Германии. Изучал немецкую историю и психологию нацизма. Имел доступ к документам. Это не случайность. Это вторая попытка.
"Фрида рухнула в кресло.
– Кап-кап-кап, – проговорила она.
– Что с тобой, милая? – Отец положил руку на ее плечо.
– Вот так они действуют, папа. – Фрида отерла глаза. – Не сразу, по капле. Как пытка. Это запретим, то отберем. Даже ты долго верил, что слишком далеко дело не зайдет. Но по капле они продвигались все дальше. И зашли так далеко, что нам и не снилось."


Другие же соотносят нынешний режим с примерами не из германского, а из отечественного прошлого, - а именно с советской эпохой. Тем более что нынешняя пропаганда во многом оперирует именно советскими символами, и последние законодательные инициативы наводят на мысли о возможной "реставрации". Вот, например:

Я и в самом деле считаю, что Путин (ну и соответственно, вся кремлевская группировка) постепенно переходит к использованию именно Совета Федерации как основного инструмента законодательной активности. Наиболее серьезные законодательные новации, в том числе проекты конституционных поправок, будут вводиться им в политический оборот именно через СФ, а не через Думу. Это спокойнее, технологичнее, эффективнее. Позволяет избежать каких бы то ни было публичных обсуждений, дискуссий и вообще всякого, как это у них там называется, "балагана". <...>

В этих обстоятельствах совсем не случайно то, что именно сенатор Андрей Клишас, одним из первых попавший и под европейские, и под американские персональные санкции, озвучивает комплексное законодательное предложение, представляющее собою концепцию ответа российского государства на давление извне.

Эта концепция представляет собою программу систематического сведения на нет гарантированных Конституцией (номинально гарантированных, как обычно) прав и свобод граждан. Первыми мерами на этом пути избраны:

1) Введение режима произвольных запретов на деятельность НКО и НПО, признанных "вредными" (предлагается процедура объявления их "иностранными агентами" явочным порядком - по простому, без всякого суда и следствия, решению Минюста).

2) Введение режима уголовного (а не только административного, как раньше) преследования организаторов и участников уличных массовых акций. Тут есть важное дополнение: поскольку такая практика будет прямо - и демонстративно - противоречить нескольким вступившим в силу решениям ЕСПЧ по жалобам российских граждан на нарушения их прав мирно выражать свои мнения, речь идет, видимо, о начале процесса разрыва России с ключевыми европейскими организациями, в частности, выход из Европейской конвенции о правах человека, устанавливающей компетенцию ЕСПЧ в отношении РФ.

3) Введение режима преследования и поражения в правах граждан РФ, имеющих также гражданство (а в дальнейшем, вероятно, и вид на жительство) иностранного государства. По всей видимости, это является первым шагом к ужесточению режима въезда и выезда в РФ в целом.

4) Введение режима тотального (и, разумеется, не предусматривающего никаких судебных процедур) контроля над российским сегментом интернета и доступа пользователей, находящихся на территории РФ, к интернету в целом. Понятно, что такой режим должен прежде всего полностью исключить организацию каких-либо анонимных платежей в интернете.

Понятно, что сенатор Клишас тут играет примерно такую же служебную роль "набрасывающего мячики", какая раньше поручалась, скажем, Плигину или Мизулиной. Но перенос акцента с "думских мартышек" на "солидных джентльменов в сенаторских креслах" само по себе демонстрирует серьезность намерений, которые теперь созрели в Кремле.

В контексте законотворческих инициатив сенатора Клишаса нижеследующий текст уже кажется не только первоапрельской шуткой:
На днях депутаты от партии «Единая Россия» Иван Тяпа и Валентин Оборкин представили на рассмотрение в Государственную Думу законопроект о новых правилах выезда российских граждан за рубеж. По словам заместителя комитета ГД по борьбе с нелегальной эмиграцией Ирины Навзничь: «Этот законопроект направлен на разумное ограничение выезда российских граждан за пределы Российской Федерации».
Иван Тяпа в интервью интернет-порталу «Московские короба» заявил, цитата: «Данный законопроект незначительно ограничивает право россиян на выезд заграницу. Речь пока не идет о выездных визах, но мы работаем. Закон направлен на ограничение выезда таких категорий граждан, как должники, лица находившееся какое-то время под следствием, а также лиц с двойным гражданством. Мои коллеги из департамента дотошного надзора готовят проект закона об отмене двойного гражданства».

Но все же - стоит ли до конца верить Скойбеде и говорить о "возвращении совка"? Глеб Напреенко на Colta.ru утверждает, что нет: нынешний режим и его пропаганда куда площе и примитивнее, чем советский:
Если присмотреться, легко заметить, что либеральное и путински-консервативное понимание аналогии «современная Россия — СССР» являются перевертышами друг друга. Мне хотелось бы проблематизировать эту аналогию, не отказываясь от нее полностью, но выйдя из навязчивой бинарной оппозиции «СССР — Запад», «наше — их».
Для начала — несколько очевидностей. Экономически и политически всеобщего возвращения к советскому, на которое намекает, например, Ирина Прохорова, нет. <...>
Чаще всего указания на возвращение «совка» касаются не экономики и политической системы, а культуры, идеологии, политики идентичности. Действительно, российское государство вовсю использует советский опыт подавления свободы слова и манипуляции фактами. Но конструкции самой государственной пропаганды в СССР и в современной РФ весьма различны.
Следует самая, пожалуй, важная мысль текста:
Советские СМИ и прочие культурные институции вплоть до музеев при огромном объеме умолчания и лжи хранили в себе дидактические просветительские идеалы — пусть превращенные в оболочку и запыленные, но идеалы всеобщего, общедоступного знания. Огромные тиражи толстых журналов или никем не читавшихся научных книг с таблицами до сих пор заполняют любую деревенскую библиотеку — рядом с недавно изданными детективами Дарьи Донцовой. По форме советская пропаганда инерционно хранила веру в возможность общечеловеческого знания, общечеловеческой истины <...> Сегодняшняя пропаганда лишена измерения общечеловеческой, универсальной истинности — того измерения, из-за которого Ален Бадью в «Этике» говорит об истинности Октябрьской революции как события, адресованного всему миру, и противопоставляет ее национал-социалистическому перевороту, адресованному лишь одной нации. Между тем современная российская пропаганда манипулирует именно националистической риторикой — и заимствует риторику времен холодной войны именно как орудие национализма. <...> по сравнению с плоской и все более откровенно националистической идеологией путинской России в советской идеологии было еще одно, прибавочное, измерение — призрак универсальной утопии, так и не актуализированный, а, напротив, в конечном счете похороненный историей, хотя надежды на его актуализацию вспыхивали вновь как в оттепель, так и в перестройку.
Свои доводы автор подкрепляет примерами из сферы современного искусства.

Кстати, вот еще почему современная Россия - не СССР:

ИНТЕРЕСНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ Ирина Драгунская
Во времена позднего социализма рядовой советский человек ни при каких обстоятельствах не идентифицировал себя с властью.
Не восклицал радостно:
- Вот как Брежнев-то наш Картера умыл! Ай, молодец!


На Газете.ру Дмитрий Воденников пишет о характерной для тоталитарного дискурса идее "расчеловечивания" оппонента, к которому все чаще прибегают участники "дискуссий" в России:
Теперь, как известно, вокруг одни фашисты. Или пятая колонна. Или, что-то еще похуже этого. Например, предатели.

По крайней мере, именно так сегодня одни возмущенные люди с ярко выраженной активной жизненной позицией называют других людей, с чьей другой активной жизненной позицией они заранее не согласны.
По ссылке много примеров "расчеловечивания", в том числе - опять-таки - из истории.

Немало отзывов собрало интервью на сайте Радио Свобода с Александром Эткиндом - тоже об истории и современности.

А вот слова, под которыми могу подписаться: "Историю надо знать, но она никак не влияет и не должна влиять ни на моральные, ни на политические, ни на юридические суждения в отношении действий, которые совершаются сегодня. То, что совершается сегодня, – за это отвечают те люди, которые совершают это сегодня, в соответствии с теми правами, законами, нормами, которые существуют сегодня" (Александр Эткинд). Вроде бы очевидно, но черта с два люди это понимают. Сразу начинают <.....> (чушь) нести, кто про Гитлера, кто про гадящую англичанку, кто про Владимира Красно Солнышко...

Очень мудрый Alexander Etkind, совершенно обязательное чтение для тех, кто пытается найти ответы в истории. Кратко: их там нет и быть не может.

Прочитал интервью Александр Эткинд про то, что память больше не должна соотносится с политикой - ни оправдывать её, ни "укоренять".

В особенности это, наверное, касается "политики памяти", которая помещает память, в духе заветов Фрейда, у истоков любой цензуры.

Однако текст интервью реализует противоположную установку: например, высказывания о советской и постсоветской "катастрофах", рассчитанные на подцензурное "принятие без обсуждения", характерное для госбюрократии.

<...>

С чем, однако, можно согласится в этом интервью, так с тем, что модели памяти двойственны. Я бы сказал жёстче: эти модели состоят из соединения несоединомостей. Из петель Бейтсона.

Однако я категорически не разделяю мнение о том, что историческая память - это историософская спекуляция, которая имеет для политики только лишь идеологическое значение.

Она может быть и спекуляцией. Но лишь когда автор-историк сводит её к этой роли. Главной спекуляцией, связанной с темой памяти, была последние тридцать лет тема "покаяния". Но память и раскаяние больше не вместе. "Покаяние" перестало работать как неоколониальная технология.
Непонятно, впрочем, о каких 30 годах тут речь - кажется, со времен "Старых песен о главных" тему "покаяния" (что, кажется, не следует путать с "самоуничижением" - смысл таинства не в этом) прочно сменила тема ностальгии.

В общем, история - трудная наука.

"Минкомсвязи выложит в интернет фальшивые варианты ЕГЭ".
Я считаю, для борьбы со списыванием надо также выложить фальшивые учебники по физике, химии, математике, исто... впрочем, о чем это я?

14:58 31.3.2014
Александр Бобраков-Тимошкин
"Всеобщая истерика". "Дождь" продлевает жизнь. Что делать в ближайшие годы

Телеканал "Дождь" за неделю марафона по сбору средств смог "продлить себе жизнь" еще на 50 дней.
Александр Винокуров:
В ближайшее время Дождь будет жить на общественном финансировании. Надо делать следующие шаги.
Пора подумать о формировании общественного совета телеканала.
А кто в этом хорошо разбирается? Можете накидать ссылок по теме?
Какими могут и должны быть функции и полномочия такого совета? Как его правильно формировать (избирать/назначать/бросать жребий)? Как этот совет должен взаимодействовать и сосуществовать с живыми генеральным директором и редакцией и с потенциальным советом директоров?
В общем, нужны советы по поводу общественного совета:) Помогайте!

Маргарита Журавлева:
Сейчас, ближайшие пару месяцев, я знаю, что у меня и моих коллег есть возможность работать дальше. Я знаю, что мы пока что можем рассказывать вам о том, что происходит на самом деле, помогать тем, кто попал в сложную ситуацию. Но очень скоро все это может закончиться, поэтому я прошу вас помочь нам.
Не все желают "Дождю" удачи. Мотивы Дмитрия Ольшанского, например, такие:

Репортер "Дождя" сообщает:

"Мы сделали репортаж из восточной Украины, где российские фсбшники и местные бандиты поднимают простой народ идти друг на друга с огнестрелом".

На западной, значит, Украине простой народ поднимали на мирную борьбу за свободу, а тут бандиты и огнестрел.
Какая же мразь, а.
Когда же наконец закроют этот гадюшник.

У Владимира Милова - другие:

Мне кажется, что телеканал ДО///ДЬ собрал бы чуть больше $ на продолжение своего существования, если бы выложил ролик, где все его сотрудники говорят по очереди примерно следующее: "Мы так дорожим свободой слова, что готовы на резкое сокращение наших зарплат. Мы готовы отказаться от посещения баров на Стрелке, Жан-Жака и прочего, и питаться самыми дешевыми пельменями, запивая их самым дешевым клинским пивом. Мы отдаем себе отчет в том, насколько много денег это сэкономит каналу и его зрителям, и идем на это, так как свобода слова, а не посещение модных баров, нам дороже всего на свете".
Я очень давно хочу увидеть такой ролик, но пока, к сожалению, его не вижу.

В комментариях Михаил Козырев с "Дождя":
Misha Kozyrev Очень своевременный комментарий, Владимир. Спасибо за пожелание. Обескураживает меня, честно сказать, Ваша завистливо-пролетарская претензия из серии "зажрались, суки" <...> которая на фоне постепенного удушения канала выглядит, конечно, отвратительно. Но больше всего, конечно, поражает вот это ехидное "типа дорожат свободой слова, но как бы прожигают её в дорогих кабаках"; тут сквозит явное "так вам и надо". Что, конечно, роднит Вас с администрацией президента. Вот это альянс неожиданный.
Дальше в комментариях Козыреву указывают, что кому бы говорить про админочку, но только не "Дождю".
Владимир Милов О, Misha Kozyrev))) Мишенька, я не с пролетарской завистью, а с предпринимательской злобой вам это говорю: я, как человек полностью self-made, который полностью сам себя обеспечивает, умеет своим трудом себе заработать на жизнь, смотрю со злобой на толпу молодых бездельников, которые, по большей части, крайне <...> (плохо) делают свою работу, но получают огромные зарплаты. Новости несвоевременные, контент ужасный, в эфире квакают, подача материала абсолютно тенденциозная. Но при этом постоянный плач про "Последнее независимое телевидение". Точь-в-точь гусинское НТВ, ну прям ничего не меняется.
Papullo Katya Вопрос о зарплатах встал не из-за пролетарской зависти, а потому что канал начал клянчить деньги. Когда речь идет о продаже не зарплаты интересуют, а уникальное торговое предложение, какую выгоду я получу от покупки. И плевать мне сколько там зарплаты, прибыль компании. Когда же речь идет о подаянии, то вот тут -то и возникает вопрос о разумности трат, доходов.
В общепм, опять внутрифейсбучная борьба между "хипстерами из "Жан-Жака"", которые "слили протест", а теперь плачутся, и "пламенными революционерами". Точку зрения последних представляет Станислав Яковлев: не "Красный октябрь", но Майдан:

В целом же на истошные, особенно в последнее время, вопли "Ах Путин-Путин-Путин, спасите-помогите" давно уже пора научиться реагировать предельно спокойно и просто:

"Ребята, а кто, собственно, революцию просрал?"

Вы вот лично, что сделали чтобы Путина не было?

"А я сделал хипсторский блог про то что нужно больше карнавала, который потом полтора года пытался продать, попутно работая на Коробкова - Землянского | писал колонки про хорошее настроение в глянец параллельно <...> (работая) на лигу безопасного интернета | рассказывал по модному телеканалу что националистам не место на протестных акциях etc"

Отлично, <...> ты Путину первый друг и союзник и лично и непосредственно несешь прямую ответственность за все происходящее, и либо с самого начала с расчетом на это действовал, и тогда на тебя можно не обращать внимания, либо до сих пор ничего не понял, и тогда на тебя нужно не обращать внимания, чем быстрее ты исчезнешь, тем скорее воздух освежится.

Когда дело касалось обустраивания собственной жопы в различных модных и теплых местах, превращения протестного движения в форму личного бизнеса, у вас, уроды, все прекрасно получалось, а вот революция не получилась почему-то. Кто виноват - опять Путин? В чем - что от оккупайабая из Кремля не убежал? Разумеется, не убежал, он же не дурак, да и кто бы убежал на его месте. Даже Янукович убежал совершенно по другим причинам. <...>

Вот за кого действительно обидно, так это за украинцев, не хуже чем за тех узников Болотной - отважные и честные люди, но из-за вас же, тварей, сейчас страдают.

Но есть нюанс, отличающий Майдан от антипутинского митинга...

Андрей Десницкий призывает остановиться во взаимных нападках:
Презрение к тем, кто на тебя не похож и думает иначе, чем ты - ныне повальная болезнь. И в этом отношении либералы не лучше патриотов.

Но есть одна деталь. Да, дух исключительности есть у обеих сторон. Но власть и сила - только у одной. Когда толпа гопников в подворотне пинает очкарика-отличника, он может презирать их еще сильнее, чем они его - но защищать все-таки стоит очкарика, а не гопников.
А очкарику потом надо будет сначала посочувствовать, а потом помочь преодолеть ненависть и презрение. Но только потом, когда он встанет, умоется и остановит кровь, текущую из носа. Не раньше.

Американская народная мудрость. 10% ссор происходят из-за различия во мнениях. 90% - из-за неправильных интонаций. Последнее, скорее всего, означает агрессивную интонацию, иными словами, крики. Ан и впрямь, в связи с известными событиями наблюдается некая всеобщая истерика. Вот явился бы Тютчев, и залил бы русский ФБ примирительным елеем! Но не является, нет...

Игорь Караулов сравнивает нынешний русский Фейсбук с романом Быкова ЖД:

И в нынешней реальности мы видим, как поле интеллектуальной дискуссии превратилось в поле холодной войны и нет больше ни России, ни Украины, а есть единая - прямо по Ярошу - Украина-Русь, из конца в конец которой следуют как бы военные эшелоны, груженные бывшими купейными собеседниками. На какие фронты следуют и зачем теперь они разбегаются друг от друга, непонятно.

И вот - место действия для быковского романа есть, персонажи в наличии, движение их началось, а лирическая нота так и не прозвучала. Глухое время для лирики - куда более глухое, чем то, в которое писались такие стихи и такие романы, то ли прозревающие некие неясные и, по сути, архетипичные потрясения, то ли невольно выдающие искаженное воспоминание за смутное прозрение.

А вот Станислав Елисеев на Slon.ru доказывает, что аннексия Крыма - это сюжет из романа Пелевина:
если события последних двух лет заставили многих с грустью говорить, что из буддистских снов Пелевина мы перемещаемся в новое Средневековье Сорокина (который даже позволил себе спародировать первого в «Теллурии»), то некоторые детали аншлюса Тавриды заставляют задуматься, а не «ответочка» ли это Виктора Олеговича Владимиру Георгиевичу.

В доказательство приводятся несколько "мемов", связанных с крымской историей: премьер Аксенов (то есть однофамилец автора романа "Остров Крым", прокуроры Пилат и Варрава (такие в Крыму действительно есть), "Зеленые человечки", Наталья Поклонская-тян, черная водолазка Чалого на приеме у Путина и т.п.

Увы, за пределами Фейсбука с его метаниями от Сорокина к Пелевину через Быкова, есть необъятное море людей, большинство которых, по всей вероятности, поддерживают действия Путина в Крыму и деже не особо рефлексируют по этому поводу. Виктор Шендерович в The New Times констатирует в общем-то очевидное: Ни-ни, никакой русофобии! Наш народ идет в ногу с человечеством.Когда выяснилось, что Кувейт — исконная часть Ирака, рейтинг Саддама Хусейна тоже вырос в одночасье. После успешного референдума о присоединении Австрии рейтинг главы немецкого государства (забыл фамилию) прыгнул вверх уж точно посильнее путинского. А как вырос рейтинг Наполеона после того, как он хапнул немного Италии, — тамошние социологи вообще считать замучились!
Да тут и считать нечего. Успешный хапок всегда и везде ведет к росту рейтинга, потому что замер производится среди населения, большинство в котором всегда и везде составляют люди малообразованные и заблаговременно оболваненные, и ввести их в состояние скандирования — раз плюнуть, а заставить примерить на себе исторические аналогии — ляжешь костьми.
Следует ли из этого, что если бы Буш, к примеру, присоединил к США Ирак, он до сих пор был бы президентом?


А Екатерина Винокурова предлагает очередную стратегию, которая могла бы примирить "хипстеров" с "гопниками", а айфон с шансоном. Да, это опять стратегия малых дел: Вот уже два дня я пребываю в обществе людей, которые не собираются обняться напоследок и погибнуть, сметенные дивным новым миром.
Я нахожусь в обществе людей, которые заняты конкретными делами, которые в перспективе могут серьезнее повлиять на общественную и, как следствие, политическую жизнь страны, чем тысячи предвыборных листовок и миллионы постов в ФБ.Я говорю об НКО и благотворительности (волонтерство тоже к этому относится).
Собственно, это именно та работа, которой сейчас стоит заняться всем тем, кто действительно хочет изменить саму систему в стране. И вот почему.
Все эти годы мы, как мантру, повторяли себе фразу "Митинги 2011-2012 года". "Болотная, проспект Сахарова, лучшие люди страны, образованные горожане, норковые шубы и так далее". "Да, меньшинство, зато какое - ревлюцию же тоже делали меньшинства". "Народ всегда будет безмолвствовать, он просто не понимает". "Спаси страну, отбери у бабушки паспорт". "Кто не ходит на митинги тот работает на Путина" И так далее.
Что потом? "Пора валить". "Не могу жить в этой стране". "ЛИкующая гопота победила" "Мы все умрем - обнимемся". "Нас уничтожат". "Нас слишком мало".
Так вот, все эти мантры были и есть изначально неверны. Не надо упиваться собственным меньшинством и собственным отличием от всех остальных. Не надо рассчитывать на то, что в итоге послушное большинство подчинится решениям меньшинства, и вообще Путина уйдем и все изменится.
Надо искать общий язык с тем самым большинством, вовлекать людей в ту же волонтерскую или благотворительную деятельность. Не поучать людей, как они могли бы жить и как мы готовы изменить их жизнь, а учиться менять жизнь здесь и сейчас вместе. Строить мостик между "Москвой" и "Россией", между "айфоном" и "шансоном".
Противопоставить пустым фразам властей о величии государства заботу о каждом конкретном гражданине государства. Легковесным фразам про патриотизм - патриотизм реальных дел. Пустому прожектерству и гигантомании - любовь к каждому региону, городу и деревне. Охоте на ведьм и агрессии к инакомыслящим - адаптацию иных к социуму и любовь ко всем гражданам страны. Призывам уничтожать - желание жить. Барской наглости - равноправный диалог. Молебнам на икону единого лидера - самостоятельные действия и включение в изменение мира всех граждан. Угрозам и оскорблениям - отказ от подсчета обид и собственную волю.
Вот такой я вижу программу действий на ближайшие годы.

Загрузить еще

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG