Ссылки для упрощенного доступа

Доска объявлений перед тюремной больницей в Красноярске, где содержалась Надежда Толоконникова
Доска объявлений перед тюремной больницей в Красноярске, где содержалась Надежда Толоконникова

Приказ коменданта повесят на заборе. Россия - не Европа. Два Гитлера-2. Айс-Крым будет наш. Киселев не едет в рыбацкую хижину

Лайвблог о дискуссиях в Сети

13:10 4.4.2014
Киселев как Гагарин. Солидарность Митковой. Кое-что о репутации. Гитлеры и Геббельсы

Дмитрий Киселев не проведет отпуск в хижине норвежского рыбака Бьерна Енсена. Евросоюз, а за ним и Норвегия, наложили на него санкции, и теперь Киселеву не получить визу в Европу как частному лицу. Как главе "России сегодня" - получить, а как частному лицу - нет.
В связи с такой неприятностью Киселев обвиняет Запад в отказе от свободы слова, российских либералов - в том, что они не либералы, геев - в том, что некоторые из них хорошие люди, но мешают россиянам размножаться, а ведущую "Эха Москвы" Ксению Ларину - во всех смертных грехах. Интервью Киселева "Известиям" следует читать от начала до конца, это поразительный документ эпохи.

— Вы единственный журналист, на которого распространены санкции. Можно сказать, что вы Юрий Гагарин современной журналистики. Вы ожидали этого?
— Это касается всех журналистов. Впервые на моей памяти наложены санкции в международном масштабе против журналиста. Я лишь журналист Икс. <...>
— Это странная история. Они говорят, что я главный пропагандист. Либо это бред, либо это незнание реалий.
<...>
— У меня и коллеги геи есть. В массе своей они спокойные и тихие люди, которые хотят остаться в тени. Они не выпячивают свою ориентацию. Ни разу не сталкивался лично со стороны геев с неприязненным отношением ко мне. Да и я не гомофоб. Западу просто не нравится Россия, которая находится в восходящем тренде. Вот где сердцевина.
<...>
— Мы поменялись ролями. Россия за свободу слова, а Запад уже нет. Произошел тектонический сдвиг, цивилизационный. В России можно говорить всё что угодно, есть разные телевизионные каналы, интернет не блокируют, радиостанции и газеты в любом диапазоне.
— МИД России заявил, что не собирается запрещать въезд для западных журналистов. То есть мы не отвечаем зеркально.
— Естественно, Россия морально выше. Мы уже проходили времена, когда свобода слова нарушалась в СССР. Например, в сталинский период. Мы прошли времена железного занавеса. Сейчас, как ни странно, меняемся ролями. То есть Россия — просто светоч свободы слова. Кто-то может смеяться, как Ксения Ларина, но она будет делать это свободно в эфире, не опасаясь санкций ни со стороны России, ни со стороны Евросоюза. Потому что у нас в эфире можно фактически без ограничений пользоваться и даже злоупотреблять свободой слова, даже действуя против государства и отечества.

Виноваты, впрочем, все равно американцы.
— США, кстати, против вас санкций не вводили. Что это значит?
— Американцы не ввели. Они европейцам подсунули это дело, поставив их в неудобное положение. Это в ряду шагов по разрушению Европы. <...>
— Многие говорят, «мы защищаем свободу», но разве человек не должен защищать в первую очередь свою семью и землю?
— Конечно. Когда нас просят отказаться от семьи через нетрадиционные ценности, то это фактически разрушение нашей страны.

Павел Пряников разочарован:
Люди верили Дмитрию Киселёву, а он оказался толераст.
"Я не считаю, что нетрадиционная сексуальная ориентация — это болезнь. Я даже не считаю, что она выходит за пределы физиологической нормы...
...Это я либерал, потому что я их терплю".


Накануне Литва лишила Киселева награды, которой он был удостоен за объективное освещение событий у вильнюсского телецентра в 1991 году. Эта история получила неожиданное продолжение - вечером в четверг в знак солидарности с Киселевым от литовской награды отказалась его тогдашняя коллега по Телевизионной службе новостей, ныне ведущая НТВ Татьяна Миткова.
Этот поступок вызвал неоднозначную реакцию. Да, люди меняются, но ведь награду вручили не просто так, а за совершенно конкретные заслуги перед литовским государством.

Андрей Мальгин: В начале девяностых у нас был вечер журнала "Столица" в Доме художника на Кузнецком мосту. Вели этот вечер Татьяна Миткова и Дмитрий Киселев. Мы втроем просидели на сцене два часа, потом хорошо поговорили за кулисами. Мне и в голову тогда не могло прийти, что когда-нибудь мы окажемся по разную сторону баррикад.

О случившемся парадоксе пишет Олег Кашин:
Татьяна Миткова отказалась от госнаграды Литвы в знак солидарности с Дмитрием Киселёвым.
Вообще сейчас танки в Вильнюс стоило бы ввести только для того, чтобы посмотреть, как герои января 1991 года Миткова и Киселев будут говорить в эфире, как это здорово - танки в Вильнюсе.

Стас Кувалдин При этом против окажется только Александр Невзоров

Olga Bakushinskaya, жестко так:
Когда-то Татьяна Миткова вышла в эфир и, страшно волнуясь, рассказала о правду о танках в Вильнюсе. Она отказалась зачитывать официальный комментарий. В мою память навсегда врезалось ее лицо. лицо человека, который принял решение встать на сторону правды и принять последствия. Она получила литовскую медаль.
Жизнь оказалась длинной. Татьяна Миткова отказалась от вчера от литовской медали в знак солидарности с Дмитрием Киселевым.
Вот вроде и ресурсов у меня никаких нет, а все равно, что пишу, доходит до адресата. Татьяна, вы красивая женщина и, я в курсе, много старания уделяете тому, чтобы выглядеть хорошо. И деньги у вас на это есть. Так вот, очень скоро вы посмотритесь в зеркало и увиденное вам не понравится. Вы побежите к специалистам и они сделают вам все по максимуму возможностей. Но все будет в утиль. Вы не будете понимать, что происходит. Что? Как быть? Швейцария, может быть. Не суетитесь, Татьяна. Это обычная и неизменная плата. Дьявол красит нежным цветом. Ну, в конце концов, у вас ведь все есть? Зачем вам внешность?
А вы были очень красивая в тот день, больше двадцати лет назад.


Айдер Муждабаев призывает журналистов-"патриотов" идти дальше, отказ от медали - это как-то мелко:
Все эти отрытые письма протеста, заявления, отказы наших телевизионщиков от каких-то иностранных наград — больше походят не на поддержку, а на глумление над уважаемым Дмитрием Киселевым. Мол, я с тобой, Дмитрий! Мне искренне тебя жалко, но ты уж прости, ничего личного, я на той неделе махну в Париж. Потом в Лондон, Милан, Монако. Работа такая, да и пляжи / распродажи. Сам понимаешь...
Вот публично вырвать из загранпаспорта шенгенские, британские и американские визы — это будет настоящим поступком. Такого самоотверженного шага я жду от патриотически настроенных журналистов.
Я в вас верю, коллеги. Я знаю, как вас сейчас много — в каждой телекомпании, в каждой газете; вижу, как вы клеймите эту чертову заграницу.


Глеб Морев в связи с поступком Митковой говорит о "несовпадении оптик", которая и ведет к этической, по его мнению, ошибке:
Сильная история про Миткову. Вот так в одночасье пустить под откос всю биографию - и из-за такого, в общем, комического подонка как Киселев - это мог сделать только идиот. С нашей точки зрения. Но, подозреваю, что Миткова не идиотка. Здесь просто полное несовпадение оптик. Когда (часто) такое случается в поле, скажем, искусства - это нормально. Но когда - в поле общественном, и среди, казалось, вменяемых людей, и тоже все чаще - это печальный симптом.
В комментах указывают, что репутация Митковой и до казуса с Киселевым, в общем, была подпорчена:
Vera Krichevskaya
Глеб, я не согласна совсем, но мб просто потому что хорошо знала эту даму. Первое, она биографию свою пустила под откос не вчера, конечно, она ее зафакапила лет 8 назад, примерно, и последовательно факапила все эти годы. Пару лет назад я здесь публиковала ее хамское интервью норвежским документалистам: она хохочет в камеру по поводу свобод и оппозиции, рассказывает, что телеканал Газпрома не ДОЛЖЕН наносить вред своему владельцу, а оппозиция и проч - это вред России и, соответственно, акционеру. Потом, помню эпизод. У нас уже была тяжелая ситуация, никто не уходил домой, но еще до разгона. Встретила ее в непривычной для нее гримерке большой студии на первом этаже. Зашла. Сидит. Я говорю "Таня, ну что, как и вобще", она говорит: "У меня уже был Вильнюс, больше не хочу". Я очень хорошо запомнила эту фразу.
Но есть и другая точка зрения: Литва тоже была не права, "отозвав" награду, врученную за несомненные заслуги.
Максим Ковальский Я бы тут заметил, что сама по себе идея лишения награды настолько идиотская, что все остальное на этом фоне меркнет. И сколько Миткова ни старайся, ее ложный пафос не перебивает соответствующий литовский.
Арина Бородина Я согласна с Максимом, что сам факт лишения награды Киселева, это дичь. И если бы так сделали у нас, все бы раскричались, надо соблюдать баланс в отношениях. Что касается Митковой, началось это с ней не вчера, Вера, права, но то, что она отказалась, я, честно говоря, думаю, что это ее решение. Вот как хотите, а я уверена в этом. Особенно те, кто помнят "историю вопроса" это поймут

В любом случае, случай Киселева показал, что жизнь пропагандиста тоже бывает тяжела и неказиста.
Egor Prosvirnin
Путин - Гитлер. Навальный - Гитлер. Сталин - само собой, Гитлер. Хрущев? Гитлер, несомненный. Брежнев? Абсолютный Гитлер. Ельцин? Скорее... Гитлер. Горбачев? Гитлер-неудачник. Да и мы с вами, если вот так серьезно, без шуток, разобраться - кто, как не Гитлер? Гитлеры, совершенные Гитлеры. И только один-единственный Дмитрий Киселев на всю нашу необъятную страну не Гитлер, а Геббельс. Как же ему от этого должно быть тяжело и одиноко... вот и бесится в телевизоре, бедный Englishman in New York.

"Гитлер" тут - это персонаж статьи Андраника Миграняна (в тех же "Известиях", где и Киселев) о великом Гитлере до 1939 года, которую в Сети обсуждают вторые сутки. Ну то есть как обсуждают - комментируют кто с недоумением, кто со злорадством, а кто с отчаянием.
Jaroslav Šimov
Вообще о том, что если не полное, то частичное оправдание дяди Ади - процесс практически неизбежный, я давно подозревал. (Ахтунг для умных - это не значит, что я его приветствую). Но вот то, что придет это дело, похоже, из России (Мигранян с Межуевым просто уловили тренд и, стремясь бежать впереди паровоза, расчирикались слегка раньше времени) - тут да, слегка удивлен. А так-то понятно: и насильственный передел границ, и мочение по этническому признаку - это всё "такое сладенькое" и чем дальше, тем более актуальное, что отказаться от него и проклясть навеки - это выше человеческих сил. А кто был непревзойденным мастером того и другого? Понятно кто. <...> Культу победы 45-го года респект к дяде Аде, кстати, не противоречит никак: тут достаточно сместить акценты с прежних - "победа над мировым злом" - на новые: "как наши вдули немчуре и всей гейропе". То, что немчура была сильна и крута, только прибавляет пафоса факту нанесенного ей поражения.
Охранитель Денис Тукмаков возвращает "либералам" аргумент ad Hitlerum: зачем же вы ругаете фюрера, если сами предлагали сдать ему Ленинград:
Так я не понял, для нашей прогрессивной интеллигенции, накинувшейся сейчас на Миграняна, Гитлер всё еще хороший или уже плохой-плохой?
Нужно ли было сдаваться ему прямо 22 июня 1941 года, по заветам гражданина Минкина, или теперь уже нет?
Стоило ли отдавать Ленинград немцам, как завещал почивший "Дождь", или концепция изменилась? <...>
И главное. Если "Путин — это Гитлер", то следует ли Украине сейчас поднять лапки к верху, чтоб уже завтра пить "Клинское", или она должна сопротивляться "диктатору и палачу"?


Георгий Мирский:
И вот вам, пожалуйста, перл: если бы Гитлер остановился в 1939 году, то «остался бы в истории своей страны политиком высочайшего класса». Чувствуете неподдельное восхищение? «Высочайшего» – слово-то какое подобрал: не просто политиком, даже не крупным или эффективным – высочайшим! Это о Гитлере, который к 1939 году давно уже расправился с оппозицией, сгноил в концлагерях коммунистов и социал-демократов, уничтожил чехословацкое государство, дал Германии средневековые юдофобские законы, а еще десятью годами раньше в книге «Майн кампф» и в бесчисленных речах открыто, не стесняясь, рассказал всему миру, что он думает о низших расах и что он намерен с ними сделать. Да наплевать на это Миграняну – ему просто ужасно жаль, что фюрер во-время не остановился в своей экспансии, и теперь наш именитый политолог может восхищаться «высочайшим» только до определенного года, а дальше – уже как бы неудобно.
Для чего Гитлера приплел как собирателя земель немецких – ребенку понятно.
Кто собирает сегодня русские земли? Боюсь только, что далеко зашел Андроник в подхалимском рвении. Вряд ли тот, кого он хотел мимолетно лизнуть в статье, посвященной совсем другому сюжету, будет доволен, если ему доложат, с кем его сравнили.

Леонид Гозман:
Гениальный текст Миграняна был напечатан в газете «Известия», одном из самых сервильных изданий в стране. Независимости и свободомыслия там не больше, чем интеллекта у пня. Значит, обеление Гитлера нравится начальству? Значит, в ответ на констатацию сходства наших действий с действиями Гитлера в Судетах единственное, что официальная пропаганда способна сказать, это то, что Гитлер был, в сущности, не так и плох? Самое ужасное, что и другие решения - по экономике, по войне - принимаются, наверное, столь же не отягощенными головным мозгом людьми.
(кажется, Гозман не прав в своей оценке "Известий" - это издание не столько послушный исполнитель воли начальства, сколько, так сказать, разведчик грядущего, проверяющий общественную реакцию на некие тренды, которые пока еще мэйнстримом не являются, но могут им оказаться в недалеком будущем).
17:03 4.4.2014
Зато Айс-Крым будет нашим

Очень созвучен этой картинке разговор российских послов в двух африканских странах, - его разместил в фейсбуке украинский журналист Мустафа Найем. Републиковать его здесь мы, к сожалению, не можем, но вот ссылка. А вот краткое содержание в изложении Мустафы Найема – тоже, увы, с купюрами: Посол РФ в Эритерии - послу РФ в Замбии: "У меня сейчас задача простая, с этими послами Евросоюза говорю только в одном ключе. Говорю, мужики, ну Крым-то забрали, но *****-муха, это еще, так сказать, не вечер, впереди мы забираем ***** (нафиг) вашу эту Каталонию, Венецию, а также Скотляндию с Аляской... А румынов и болгар пинками загоним ***** (женщина легкого поведения)... А в маямщине ж вообще там 95% наших граждан, как и в лондонщине..."

И замечательные комментарии.
Александр Шеклеин: Америкосы из злости, что Африка и Южная Америка под них не прогнулись, изучают разговоры послов

Кирилл Михайлов: По-моему, это обычный частный разговор двух послов - они больше поездку на отдых обсуждают, и открыто стебутся))) И да, эти два дядьки знают друг друга еще по работе в департаменте Африки МИД РФ (один начальником был, второй замом). Не удивительно, что они так вольготно и открыто разговаривают)) Никакой конспирологии.

Кузенька Фунт: Россияне имеют право ставить флаги где хотят. На правах победителей в войне. Будь то в Крыму, на Северном полюсе или на Аляске. Это их земля. Всем понятно?

ЖЖ-юзер mike67 пытается научить российский МИД хорошим манерам – но по другому поводу: Дорогие сотрудники МИД России! Я согласен с вами в том, что германский министр не прав, проводя параллели между воссоединением Крыма с Россией и захватом Судетской области: ведь Гитлеру дали на это разрешение участники печально известного Мюнхенского сговора, а Путину, напротив, строго-настрого запретили присоединять Крым (Кстати, в этом Запад вновь продемонстрировал двойные стандарты: Гитлеру можно, а Путину нельзя). Но, пожалуйста, не пишите в официальных сообщениях, что германский министр должен "отдавать отчет своим словам", потому что по нормам русского языка отчет отдают кому-то и в чем-то, например, "он сначала действовал, а потом уже отдавал себе отчет в своих действиях" (Б.Савинков. Воспоминания террориста) или "Готовя наступление, мы полностью отдавали себе отчет в том, что немцы ожидают наш удар на Берлин" (Г.Жуков. Воспоминания и размышления). И учтите, что если в Сумах злоумышленники разбили две мраморные плиты и справили на них нужду, то про такое правильнее будет сказать не "плевок в лицо", а "наложили в душу". Не могу не отметить также, что государство Россия, которое вы представляете, не должно делать замечания Украине по поводу инцидентов с памятниками летчика-героя Дудника и историка-марксиста Кафтаряна, живших и умерших в Сумах. Эдаким макаром мы дойдем до того, что станем требовать объяснений от американцев, если у них там кто осквернит памятник героям гражданской войны. Все-таки не стоит считать Россию единственным наследником всего, что имелось в Российской империи и Советском союзе. Понимаю, что хочется, но как-то это непрофессионально с точки зрения международных отношений.

О будущем Украины. Илья Азар, теперь спецкор «Эха Москвы», взял интервью у кандидата в президенты Украины Михаила Добкина (он же Допа):
- Раньше вы говорили о том, что в Киеве произошла узурпация власти фашистами. Сейчас вы так уже не говорите и не считаете?
Я считал и считаю, что власть поменяли неконституционным способом. Я считал и считаю, что идеология неофашизма в Украине была в основе всех выступлений и нападок на власть. Потому что с помощью неофашистской риторики пытались поднять дух самосознания украинского народа. Кричалки типа «Слава нации, смерть врагам» – это ничто иное, как приветствие фашиствующих элементов. Я считал и считаю, что речевки «кто не скачет, тот москаль», – это ничто иное, как дискриминация людей по национальному признаку. Для меня назначение министром культуры [Евгения Нищука], который это придумал и кричал, особая трагедия.
- Еще 20 февраля вы предлагали, цитирую «уничтожать активистов майдана».
Я готов подписаться под всеми своими словами, которые я говорил на протяжении всего этого сложного периода. Очень часто звучат слова с предложением извиниться за то, что я надел футболку «Беркута». Если бы у меня был шанс еще раз это сделать, я бы сделал это еще раз. Надевая футболку «Беркута», я пытался поддержать милиционеров, которые честно выполняли свой долг под камнями и бутылками с зажигательной смесью. Я хотел поддержать семьи этих людей, и показать, что в Украине существует альтернативная точка зрения.
Придя к власти те, кто штурмовал милиционеров и одобрял такое к ним отношение, сегодня точно также используют их для наведения порядка, для защиты и охраны общественного порядка. Но их почему-то уже не называют ни бандитами, ни фашистами. Если раньше «Правый сектор» подстрекали к нападению на милицию, то сегодня с помощью милиции те же самые люди блокируют «Правый сектор».
- Вы вообще чуть ли не защитником «Правого сектора» стали.
Я не сторонник «Правого сектора», я просто против двойных стандартов. Если вы ввели новые правила в нашей жизни и сказали, что правильно бить милицию, то не надо сегодня говорить, что милицию бить нельзя. Нельзя так. Ведь получается, что вся их цель была в том, чтобы занять провластные кабинеты, а на людей как плевали до этого, так и плюют сейчас.
Как бы мы ни относились к покойному господину Музычко, убивать его бандитскими методами никто не имеет право. Если это войдет в моду, я не уверен, что со мнойили с другими не поступят так же. Ведь его просто казнили, потому что боялись в Киев привезти. Люди начали бы штурмовать СИЗО. Они понимали, что у них нет выхода – оставлять на воле его нельзя, так как он дискредитирует власть и постоянный источник «хороших» картинок для иностранных телевизионных компаний. Власть Януковича обвиняли в бандитизме, но я такого не помню, чтобы такие случаи были при прошлой власти. А те, кто кричал, что идет во власть ради демократической и правовой Украины, взяли и застрелили цинично, в сердце одного из бывших своих соратников.
- А вы считаете, Янукович почему из Киева уехал?
Спросите у него, но если корабль терпит бедствие, то капитан обязан уйти [на дно] со своим судном. Это конечно, очень жестко его семье и детям слышать, но гораздо жестче им слышать, что он сбежал. Раньше царей на Руси называли помазанниками божьими, ведь они имели особую миссию и несли особую ответственность. Руководитель, будь то монарх или президент, несет ответственность не только за себя, не только за свою партию, но и за всех людей, за имидж страны.
- Вы ведь практически до последнего его поддерживали лично. Вам не казалось, что за эти три месяца он допускал очень много ошибок?
У меня есть принципиальное отношение к критике руководства. Я считаю, что если ты недоволен политикой своего руководителя, то должен уволиться, а после этого начинать критиковать.


Кроме того, не критикующий руководство Добкин фактически отказался от требований федерализации Украины. Теперь с этим требованием выступает только Россия:

На сайте «Платформа» главный грузинский реформатор 2004-2008 годов Каха Бендукидзе дает советы народу и новым властям Украины: Говорят, надо послушать Европу, импортировать институты гражданского общества. Это бессмысленно. Это как импортировать взрослость. Нельзя же импортировать взрослость, правильно? Я хочу быть успешным. Сейчас я почитаю Большую советскую энциклопедию и стану взрослым. Так не бывает. <…> Вы все время выбираете популистов, людей, которые будут вам обещать как можно больше. Это означает, что выбираются не лучшие граждане, а худшие – то, что я называю извращенным политическим отбором. Все это происходит в рамках идеи большого правительства, которое повышает уровень бюрократии, тем самым создает больше помех для развития бизнеса и увеличивает коррупцию. Они вводят высокие налоги, потому что надо выполнять популистские обещания. Они бездумно и бессмысленно повышают пенсии. Все это приводит к обнищанию народа. И в результате популярнее становятся другие популисты. Те, которые обещают еще больше. <…> Украина похожа на наркомана, которого барыга подсадил на товар, и все время из него выдаивает деньги. <…> Нет простых рецептов. Госфинансирование, прозрачность, ограничение максимального пожертвования, строгий контроль и очень жесткое наказание за использование левых денег. Ваша задача – разорвать порочный круг. Вы все должны возненавидеть коррупцию. Если этого не произойдет, то этот цикл будет повторяться. И вы будете нищей страной.

Бендукидзе характеризует Путина, чья страна сейчас непосредственно угрожает целостности Украины, как «политика имперского типа». В колонке в «Ведомостях» экономист Сергей Гуриев объясняет, как Путин стал политиком такого типа. Виной всему - коррупция: Присоединение Крыма к России стало для всех большой неожиданностью. В конце концов, Россию долгое время считали «нормальной» страной с развивающейся экономикой. Да, в ней установился недемократический режим — но этот режим все же как-то пытался наверстать отставание от западного мира. Однако то, что произошло в Крыму, никак нельзя назвать «нормальным». <…> Многие годы коррупция воспринималась как внутренняя проблема, которую Россия должна решать самостоятельно. Кроме того, западные лидеры не возражали против российской коррупции и по более эгоистическим причинам. Когда деньги, присвоенные коррумпированными чиновниками, испарялись из России и оседали на счетах в швейцарских банках или же тратились на покупку пентхаусов в Челси, западные правительства успокаивали себя тем, что могущественные люди в Москве кровно заинтересованы в сохранении мирных отношений с Западом. Было принято считать, что коррупция делает российскую элиту в значительной степени подотчетной Западу. Это было ошибкой — причем очень серьезной, потому что именно российская коррупция оказалась ключевой причиной крымского кризиса. Коррупция разорила российскую экономику. А когда экономический рост заканчивается, авторитарные режимы нередко прибегают к территориальной экспансии как к инструменту поддержания популярности и сохранения власти.

И человеческая история о бывшей уже Украине и нынешней, а также о ее связи с Россией. Поэт Борис Херсонский, одессит: Звонил своему другу, поэту из Крыма. Я его очень ценю. Мы посвящали друг другу стихи. Я точно знаю. что если бы мне сказали, что он значительнее меня, я не испытывал бы никакой ревности. Когда-то он мне говорил то же самое и, думаю, не лгал. Я тревожусь за него - и это понятно. Я ожидал, что он в страхе и отчаянии.
Но он - в восторге. Его душа празднует Единение. . Он уверен, что они все поймут правильно. Не сейчас, так потом.
Мы не поссорились - мы согласились, что поэтика важнее политики. Для нас - важнее. Мы заверили друг друга в вечной дружбе - не смотря ни на что. Мы по-своему любим Россию. Но он не может жить без нее, и хочет жить в ней. Это большое счастье.
А я не могу жить без России. и еще окончательнее - не смогу никогда жить в ней. Не знаю, смогу ли когда-нибудь туда приехать. А когда-то мечтал провести последние годы жизни в России, в деревне на берегу реки, чтобы до церкви - пять минут ходьбы, а до леса - двадцать, чтобы ягоды-грибы, чтобы пение трех старушек на клиросе...
Ничего этого не будет, и не мечтается уже.


А вот реакция Аксенова на известие о том, что из Крыма уходит Макдональдс:
18:03 4.4.2014
Второй день два Гитлера, или Реабилитация нацизма запрещена

С предложением завершить Мигранян-гейт выступил тот, кто его и начал, Борис Межуев: Все-таки Мигранян-гейт надо завершать по типу посмеялись и хватит. Серьезная проблема - политического поведения нации в условиях ее откровенного вызова миропорядку - оказалась подменена сетевым флэш-мобом, не стоящим, конечно, никакого внимания.
Если бы кто-то заметил, что еще Гитлер мосты строил, и на этом основании сравнивал с Гитлером другого строителя мостов, рано или поздно кто-нибудь по неосторожности да написал бы, что если бы Гитлер только строил мосты, то остался бы в истории великим строителем... И потом - донос - обеляют Гитлера... Меня в этой истории раздражает не жесткость наезда - Андраник Мовсесович и сам не щадил чувств почтенного Андрея Борисовича - сколько банализация проблемы... Миграняну ведь даже во сне не приходила в голову идея обелить Гитлера... и все это прекрасно понимают...

И собрал много любопытных комментов.

Олег Кашин: Как говорил один мой бывший знакомый - ах ты зайчичек.

Сергей Полотовский: На первом курсе филфака я много играл в преферанс. Чтобы первый курс в этом описании как-то отличался от остальных, а также от аспирантуры и прочих лет взрослой жизни, надо бы добавить "очень". Очень много. Даже схватил одну четверку в весенней сессии - по русской литературе XIX в, что довольно обидно.
Таким образом, я ходил далеко не на все пары и не всегда, но ближе к экзаменам активизировался. Садился в первый ряд, пристально смотрел на профессора, отвечал на вопросы к залу. Проявлялся, в общем, манифестировал.
Раз после лекции по истории я подошел к профессору спросить что-то невинно уточняющее.
Пожилой лектор в очках чуть не приобнял меня.
- Какой хороший, какой правильный вопрос. Вы же понимаете, - историк перешел на шепот, - при Гитлере, например, строили отличные дороги, прекрасные, но я не могу, не могу это здесь рассказывать!

Елизавета Сурначева: И все-таки не понимаю. Был вчера прекраснейший текст Миграняна про Гитлера, а за ним прекраснейший миграняносрач в сетях. Но где письма оскорбленных ветеранов? Где типографии, которые отказываются печатать газету из-за морально-этических соображений? Где возмущенные рекламодатели? Где требований извинений, а после принесения оных - требований извинений снова? Где письма деятелей культуры? Где национально-патриотическая вакханалия, подобная той, что мы наблюдали после опроса "Дождя"? Нет, все съели призыв "прекратите миграняногейт" от Бориса Межуева и как будто не было ничего. (Вообще-то я против травли как жанра, это просто эстетическое желание симметрии)

Еще более неудачную попытку замять скандал предпринял политолог Дмитрий Орлов: О ПРОХАНОВЕ КАК ИСТОРИЧЕСКОМ ВЫБОРЕ. Глубокоуважаемый Борис Межуев предлагает всем нам, российским интеллектуалам, сделать исторический выбор: или Проханов, или профессор Зубов. А детали-де - потом. К Проханову, очевидно, прилагается и Андраник Мигранян с известной статьей. Это ложный выбор, Борис. Проханов призывал российские спецслужбы формировать вооруженные отряды во главе с "полевыми командирами" (!) на Украине - это было не в курилке, а в программе "Политика" на Первом канале. Я слышал это лично и Проханову возражал. Наша сила - в праве (например, в праве на самоопределение) и в правде, а не в полицейских провокациях и апологетике нацизма. К тому же Путин сказал недавно: нужно оградить граждан от людей крайних взглядов. Я думаю, он сказал это не зря. "Бешеных" и увлекающихся (предположим, что Проханов и Мигранян лишь увлеклись) надо успокаивать, а не считать локомотивами истории.

Модест Колеров: Дмитрий Александрович, я отнюдь не интеллектуал, но тот, кто к ним обращается с такой дихотомией, тоже отнюдь не интеллектуал. Я бы даже сказал – дурак.

И только Энтео придумал, как обойти эту дихотомию:

Касательно природы «увлечения» Миграняна Гитлером – текст ЖЖ-юзера sapojnik: Вполне предсказуемо, что теория "правильного Гитлера" потихоньку становится хитом сезона. Суть ее, напомню, в предположении, что деятельность душки Адольфа "на благо Германии" делится на два периода - "хороший" и "неправильный". До 1939 года - говорят нам "новые историки" - Гитлер строил автобаны, успешно преодолевал экономический кризис, объединял нацию в едином порыве на социалистических началах - ну и, не без этого, "собирал в единую семью" фольксдойче - этнических немцев, которые волею судеб оказались вне матери-Германии на территории каких-то непонятных, несолидных государств типа Чехословакии и Австрии. Без единого, типа, выстрела!
И только потом, непонятно почему, Гитлер вдруг, по мысли его новейших апологетов, "сорвался с катушек" и затеял зачем-то войну со всем миром. Ай-яй-яй! А вот если бы он "вовремя остановился" - ничего бы не было, и Гитлер стал бы вечно почитаемым и сияющим в веках "отцом немецкого народа". Дальше мысль пока не продлевают, но продолжение напрашивается: мол, в этом случае и сам по себе фашизм/нацизм стал бы так же вполне почтенным и уважаемым в Европе политическим течением. Вопрос, что стало бы с евреями, очевидно, будут обходить и дальше, в духе "зачем привлекать внимание к мелочам".
Зачем все это вспухло именно сейчас, тоже понятно - аналогии слишком прозрачны, да и фольксруссише ждут "освобождения" еще много где. Что эту "теорию" теперь будут обмусоливать все смелее и смелее - нет сомнений. Дискурс неонацистов совершенно ясен: "а что Гитлер? У Гитлера был правильный период, не надо его демонизировать, он просто не смог вовремя остановиться" (подразумевая - "уж мы-то сможем!").
А ключевой вопрос тут один: а мог ли, в принципе, Гитлер остановиться? Захапать Чехию с Австрией и, удовлетворенно икнув, сказать "хватит, переходим к спортивным соревнованиям "сила через радость", отныне, типа, только ГТО и никаких концлагерей? <…> Главная проблема тоталитарного фашистского режима - внутренняя неустойчивость. Он должен "ходить по краю" и провоцировать кризисы в отношениях с другими странами, должен постоянно "одерживать победы" - просто чтобы не рухнуть. Мог ли Гитлер остановиться? Не мог. Остановиться для него означало - упасть.

А тем временем в Думе:

Спор, впрочем, разрешается просто – о вердикте Нюрнбергского трибунала напомнил Алексей Макаркин: К дискуссии о статье Миграняна и проблеме собирания земель. Из приговора Нюрнбергского трибунала: "Перед Трибуналом было выдвинуто утверждение, что аннексия Австрии была оправдана сильным стремлением к союзу между Австрией и Германией, которое высказывалось во многих кругах. Утверждалось также, что у этих народов было много общих черт, которые делали этот союз желательным, и что в результате цель была достигнута без кровопролития.
Эти утверждения, даже если они являются правильными, фактически не существенны потому, что факты с определенностью доказывают, что методы, применявшиеся для достижения этой цели, были методами агрессора. Решающим фактором была военная мощь Германии, которая готова была вступить в действие в том случае, если бы она встретила какое-нибудь сопротивление. Более того, ни одно из этих соображений, как явствует из отчета Госсбаха о совещании 5 ноября 1937 г., не являлось мотивом действий Гитлера. Как раз наоборот, — в этом документе подчеркивается прежде всего то преимущество, которое приобретает Германия в военном отношении в результате аннексии Австрии".

Короче:

Отлегло от сердца:
19:08 4.4.2014
Единый культурный код: «Россия не Европа». Хотим ли мы в дом рабства?

Все крепчает. Крепчание выражается, в частности, в сообщении «Интерфакса», которое сейчас на сайте «Интерфакса» не обнаруживается, но которое перепостили во множестве в блогах и новостных заметках: Москва. 3 апреля. ИНТЕРФАКС - Краеугольным камнем основ государственной культурной политики должен стать тезис "Россия не Европа", считают авторы проекта "Основ государственной культурной политики".
"Россия должна рассматриваться как уникальная и самобытная цивилизация, не сводимая ни к "Западу", ни к "Востоку". Краткой формулировкой данной позиции является тезис "Россия не Европа", подтверждаемый всей историей страны и народа", - говорится в проекте "Основ государственной культурной политики", подготовленного министерством культуры РФ и оказавшегося в четверг в распоряжении "Интерфакса". Документ подписан первым заместителем министра культуры РФ Владимиром Аристарховым и направлен на рассмотрение в администрацию президента РФ.
Проект настаивает на отказе от принципов мультикультурализма и толерантности. "Представляется целесообразным включить в разрабатываемый документ тезис об отказе от принципов мультикультурализма и толерантности. Сохранение единого культурного кода требует отказа от государственной поддержки культурных проектов, навязывающих чуждые обществу ценностные нормы", - говорится в документе.
Авторы проекта считают необходимой защиту традиционных ценностей российского общества. "Никакие ссылки на "свободу творчества" и "национальную самобытность" не могут оправдать поведения, считающегося неприемлемым с точки зрения традиционной для России системы ценностей. <…> Они считают опасным насаждение "чуждых ценностей". <…> Отдельный раздел документа посвящен современному искусству. Составители проекта основ государственной культурной политики предупреждают, что государство не будет оказывать поддержки псевдоискусству. <…>
Составители также считают основой российской культуры русскую. <…> В проекте особое внимание уделяется критике "либерально-западнического" направления. <…> Цель государственной культурной политики авторы документа видят в сохранении единства российского общества и борьбе с чуждыми ценностями. <…> Как сообщил ранее советник президента РФ Владимир Толстой, проект "Основ государственной культурной политики" будет доступен для общественного обсуждения в середине апреля.

Комментарии одной строкой:
Анна Харькина: В некоторых странах чем меньше культурной политики, тем лучше.

Екатерина Гаврилова: Вместо того чтобы заниматься реальными проблемами, в Минкульте принялись сочинять безумные манифесты. Особенно, конечно, доставляет тезис "Россия - не Европа". Петр Великий вертится в гробу.

Развернутый комментарий Андрея Левкина – для пущей важности он пользуется аббревиатурами ОГКП (Основы государственной культурной политики) и ЕКК (Единый Культурный Код): Очень компактная суть у ОГКП должна быть - чтобы всегда иметь это при себе. Самое краткое изложение сути - в двух стишках:
"Страшно жить на этом свете, В нем отсутствует уют, - Ветер воет на рассвете, Волки зайчика грызут" – Николая Олейникова (и это не стеб, а конкретный пример российского литературоцентризма). Это на тему необустроенности культурной среды.
Второе стихотворение сообщает о принципиальном наличии искомого идеала: "Килька плавает в томате. Ей в томате хорошо. Ну а я, едрёна матерь, Места в жизни не нашёл!" Без стеба, чесслово, в стихах просто компактнее. Причем, по сути ОГКП предполагает именно решение – оно в теме Единого Культурного Кода. Казалось бы, тут национальное противоречие? Россия же считает себя иррациональной, а тут вполне механизм: составить код, превратить в программу для школ и далее – как было в случае Единого Советского Кода. Но есть разница: там код идеологически выстраивался, а тут (пока - по крайней мере) предлагается выделить его из уже имеющегося и неких общих, уже – интуитивно понятных традиционных ценностей и – вероятно - уже и чисто психологических. Иррациональность тут уже вернулась, только она не в интуитивной понятности, а в вере в то, что такой код а) может быть найден/составлен и б) что он поможет (чему-то). Иными словами, это вполне сознательная задача, к которой нельзя отнестись с пренебрежением.
Опять же, и по-человечески: доминирующее чувство тут тревожность. То есть, ОГКП ж не для галочки придумывается, не для того, чтобы подольститься к начальству - потому что тревожность там в каждой цитате. Каждая из цитат предлагает как раз метод борьбы с присутствующей в ней тревожностью. Это уже и вовсе интересно: чего ж авторам проекта так тревожно со всех сторон? Похоже, тут для них происходит нечто нетипичное. Но это ничего, в соцестях сейчас крутят демотиватор "Когда человеку кажется, что всё идёт наперекосяк, в его жизнь пытается войти нечто чудесное... Далай Лама". Ну, Далай-Лама XIV, вроде бы. Чудесное – не чудесное, какая разница: любопытно же - что это с ними (авторами) такое?
Впрочем, в оригинале (это из The Art of Happiness) как-то совсем иначе: Westerners tend not to understand that suffering is a part of life and often see themselves as victims of some malignant force when something goes wrong. Ну типа что на Западе не понимают, что страдания - нормальная часть жизни, отчего и ищут все время какую-то злую силу, которая им все портит. Но тогда это уже совсем другая история – уже о том, что все эти косвенно указанные тревожности сами по себе этот ЕКК и задают.

Это вечный вопрос. Вот он в изложении Лены Ваниной: Сижу вчера в визовом центре на скамейке, жду, пока Никола договорится о переподаче, а рядом пожилая женщина, закутанная до самого носа. Конечно, турагент. Ну, обсудили, к чему придрались, потом в принципе английские визы, а потом женщину прорвало: "Зачем вам вообще к этим альбиносам?" - "Ээээ, мы футбол очень хотим посмотреть" - "Футбол! здесь что ли футбола нет? Вот мне сейчас скажи - Турция или Англия? Я выберу Турцию. Секунды сомневаться не буду! А потому что эти нас ни в грош не ставят" - "Не ставят. Факт" - "А знаешь почему?" - "Ну, мы много глупостей наделали" - "Глупостей. А кто их не наделал?! Нет. Мы себя потеряли? Кто мы? Ты вот знаешь? А он? ( показывает на дядьку соседа, который слушает наш разговор) Воот! Никто не знает. У тебя дома есть флаг России? "Что?" - А то! Флага у тебя нет! И костюма национального нет! Ты хоть раз его в жизни надела? Нет! А тебе бы пошел. Ты красивая. Вышла бы. А за тобой кто-то еще. А мы не помним - ни флага, ни костюма, ни истории своей. Топчемся, как котята на месте. А вот в Испании у них в каждом доме - и флаг и костюм!" - "Ну нет же. Я там была. Нет у них дома флагов" - "Нет, нет! Вот же, молодежь, лишь бы нет сказать. Купи сарафан. Дома повесь. Пусть в шкафчике повисит. А там, смотри, чего и вспомнишь про себя!" А я куплю.

В качестве крупнейшего достижения российского современного искусства последних лет часто называют Pussy Riot. Сегодня стало окончательно ясно, что это больше не пройдет: во-первых, из самого текста про «Основы государственной культурной политики», во-вторых, из решения Мосгорсуда, который скостил срок участницам Pussy Riot на один месяц, а в-третьих, из вот этой петиции, адресованной Государственной Думе:

Лишить гражданства РФ участниц группы Pussy Riot, Надежду Толоконникову и Марию Алехину
Участницы группы Pussy Riot совершили общеизвестный акт глумления и кощунства над религиозными чувствами и ценностями православных верующих. Небольшой срок лишения свободы не пошел им на пользу и в настоящий момент участницы группы занимаются откровенной антироссийской деятельностью. Только мы, все вместе, сможем остановить эту парочку амнистированных! Они несут такое, что даже Новодворская с Шендеровичем немеют от зависти. Причем, «общаются» они на западных телеканалах и в Европарламенте.
Они колесят по миру и объясняют планете всей, как наказать «проклятую рашку».
Толоконникова и Алехина, приглашенные для выступления в Европарламенте (!!!), призвали ужесточить санкции в отношении России. По их убеждению, ухудшение уровня жизни рядовых россиян - единственный шанс на смену власти в России.
Люди, которые выступают за санкции против собственной страны, не заслуживают гражданства!!! Предлагаем пойти по стопам Германии и Великобритании и лишать гражданства за антигосударственную деятельность и публичные антироссийские высказывания. Но только в том случае, если высказывания являются прямыми призывами к нанесению вреда гражданам России. Что мы и имеем в случае с дамами из «Pussy Riot».

Собрано уже, между прочим, 10 тысяч подписей. Меж тем, участницы Pussy Riot

Марат Гельман: Путину с Обамой уже не подружиться, а вот Хиллари (будущий президент США) с Надей и Машей заранее познакомились. Так что за новый тандем.

Забавно, но собственный вариант Единого Культурного Кода на тему «Россия не Европа» сегодня предложил Станислав Белковский – как будто знал: Одна шестая (седьмая?) часть суши зачем-то мучает нас клаустрофобией: все время не хватает пространства. Я вообще в личном качестве слегка этим страдаю. В свое время всенародно известный врач Яков Маршак научил меня, что делать, если застреваешь в лифте: сразу начинаешь раздеваться (в хорошем смысле) — и клаустрофобия отступает. (По правде, ни разу не проверял, но доброму доктору верю.) Вот и русский человек преодолевает свою клаустрофобию, лишь оказавшись в тесной Европе, по пространству в подметки не годящейся одной шестой (седьмой). Потому что только там он может начать, наконец, в переносном смысле раздеваться: снять погоны и прочие знаки отличия, ослабить галстук, чуть-чуть распрямить спину, разжать сведенные губы, отпустить в свободный полет переполненные напряжением челюсти, привстать с продрогших колен — и… В КНДР не разоблачишься. <…> 25 лет тому назад, когда я был молод, как пресловутая черепаха Тортила, многим казалось, что при нашей жизни Россия станет полноценной и официальной частью Европы. Слово «Евросоюз» тогда еще не прижилось, но что такое Европа — уже было всем примерно понятно. Это где чисто, дают колбасу и клубнику с пяти утра ((с) М.М.Жванецкий), есть демократия со свободой слова, Британский музей и Шартрский собор, кто-то по-доброму неведомый платит большую зарплату, а ты, как и у нас, делаешь вид, что работаешь. Жизнь оказалась жестче. Выяснилось, что Европа вообще-то довольно противное место. И к ней есть-пошло сразу несколько фундаментальных, системообразующих претензий.
1. Работать все-таки надо, причем регулярно и систематически. Иначе ничего не сложится.
2. Требуется знать и соблюдать законы.
3. Европеец туп. Он свою задачу чаще всего понимает буквально: делает то, что ему поручено, и не делает того, что не поручено.
4. Европеец невежествен. Вполне возможно, он не читал своих «Гамлетов» и «Фаустов».
5. Европеец беспечен. Его со всех сторон уже окружают и подпирают арабы, турки, курды, бушмены, кентавры и сфинксы, понаехавшие к нему неизвестно откуда. Нам, цивилизованным людям, такая перспектива очень не нравится.
6. Европеец забюрократизирован. Он готов создать регламент даже на кривизну огурцов.
7. Европа катится к гибели. Фактически с момента своего создания. Известный «Закат Европы» Освальда Шпенглера издан в 1918 году, и с тех пор уже ясно, что закатится вот-вот. Над нашей же евразийской империей никогда не заходит мраморное Солнце.
Итого: Европа — это дом рабства, а Россия — дом свободы. У нас сплошь и рядом можно нелегально черпать деньги из бюджета экскаваторным ковшом и выкидывать новорожденных в мусорные баки. <…> Хотим ли мы в дом рабства?

Ну разве что в виде памятников, считает российский министр культуры:
19:58 4.4.2014
Тревоги напрасны: «приказ коменданта все равно расклеят на заборах»

Тревожность, которую Левкин уловил за усилиями Минкульта по созданию Единого Культурного Кода, разделяют многие. Вопрос о том, что будет дальше, задают многие, в самых разных формах. Люди культуры, например:

Марина Давыдова: Пытаюсь представить, какой силы достигнет нынешняя патриотическая истерия ко Дню победы. И хотя у меня довольно богатое воображение, тут оно практически бессильно. Как отмечать-то будем? Колонна солдат пронесет штандарты США и Украины и под бой барабанов сбросит их на пьедестал Мавзолея? Шойгу выедет на Красную площадь на белом коне, а гоблин Аксенов будет гарцевать на вороном? В воздух взлетит олимпийский мишутка и развернет над Красной площадью транспарант: "Крым наш"? Все прочие постановочные ресурсы были исчерпаны в предыдущие годы - еще до Олимпиады и Крыма. Теперь нужны новые формы! День победы у нас один, а побед-то уже эвон сколько. Все 9-е мая считай - не сосчитаешь!

И депутаты Госдумы тоже – логике их действий посвящен сегодняшний пост Антона Носика: Как известно, депутаты Госдумы у нас не избираются напрямую, а назначаются в составе партийных списков. Даже с возвращением одномандатных округов, в отношении всех нынешних депутан, которые рассчитывают уцелеть в следующем созыве, или всползти выше по кремлёвским коврам, эта процедура назначения сохранится. В крайнем случае, кого-то назначат победителем выборов, как Собянина в первом туре... Такой принцип отбора в кадровой политике неизбежно приводит к формированию парламента из безликой серой массы угодливых номенклатурщиков, жадно заглядывающих начальству в рот и боящихся озвучить любое особое мнение, которое случайно — быть может, впоследствии — разойдётся с линией партии, и будет подшито в папочку с компроматом. Нормальному человеку подчас вообще невозможно понять, как в эдакую безликую серость так быстро сумели превратиться люди, недавно ещё пользовавшиеся уважением и авторитетом у сограждан — известные спортсмены, деятели культуры и науки, крупные предприниматели, бесстрашные покорители Арктики... Целую жизнь они тяжко трудились, зарабатывали имя, славу, деньги и почёт — а, оказалось, всё для того, чтобы панически бояться любого пука из Кремля, — как написал по иному поводу один комментатор у Дуни Смирновой.
В условиях, когда инстинкт самосохранения велит депутанам лишний раз не отсвечивать, и всеми способами пестовать в себе серость, безликость и незаметность, у них, естественно, возникает проблема: а как же тогда попасться на глаза начальству, если ты проводишь жизнь, забившись под плинтус?! Ответом на этот судьбоносный для них вопрос как раз и служит законотворческая деятельность по тем направлениям, в которых власть уже так или иначе обозначила свою заинтересованность. Поэтому в пределах дозволенных тем каждый и пытается заявить о себе по отдельности, а не в составе большого межфракционного колхоза. У них там даже — в отсутствие публичной политики — отросли какие-то внутрипартийные рейтинги упоминаемости, на которые бараны из этого стада упоённо возбуждаются втихаря. И весь ворох нелепых, бессмысленных, антиконституционных, часто дублирующих друг друга или взаимоисключающих инициатив, вносится исключительно ради этой самой их внутренней пузомерки. Которой нормальный человек, не вхожий в стойло, просто не видит и не понимает. Поэтому извне кипучая суета наших думцев похожа на какое-то броуновское движение, но внутри она подчинена очень строгим законам подковёрной внутривидовой конкуренции в таком бараньем стаде, где давно уже не осталось ни яиц, ни вожаков.

Сегодняшний богатый на решения думский день – лишнее тому подтверждение. Колонка Екатерины Шульман в «Ведомостях» посвящена двум законодательным инициативам, которые Госдума одобрит 15 апреля. После чего мы получим закон о муниципальной реформе, который отменяет прямые выборы мэров городов и городских представительных собраний, и поправленный закон о публичных мероприятиях, направленный против рецидивистов: Что общего у этих двух проектов, кроме светлых парламентских перспектив? Привычный взгляд скользнет по хронике ежедневных «ужесточений» — Государственная дума опять что-то запретила, экая невидаль.
Кто именно у нас запрещает собираться в количестве больше трех в случаях больше двух? Кто отменяет местные выборы, чтобы податное население не дай бог не получило начальника «из своих»? Враги, как интересовался Михаил Александрович Берлиоз, — интервенты, которых под каждым кустом ждет партизан с берданкой? Нет, это представители правящей партии с конституционным большинством в нижней палате и единогласной поддержкой в верхней, осененные 80%-ным рейтингом. Это те самые исторические деятели, которые публично рассчитывают на признательность потомства за свою роль в собирании отечественных земель. Потомки, значит, не забудут, но современникам на улицу выходить не рекомендуется. Почему бы это? Ведь на несанкционированный митинг граждане могут выйти разве что лишний раз поблагодарить за вернувшийся домой Крым — причем прилив благодарности накроет их так внезапно, что даже заявку в местный орган власти не успеют подать.
То, что в политической публицистике принято называть «закручиванием гаек», на практике гораздо больше похоже на замазывание щелей. Власть герметизирует тот батискаф, пассажиром которого себя ощущает, чтобы даже в виде тонкодисперсной влажности не просочилась внутрь враждебная окружающая среда. Что среда враждебная, не сомневается никто. Вода дырочку найдет, читаем мы логику между строками очередных нервических «ужесточений», хрустнет тонкая скорлупка под напором Oceano Nox, черная волна накроет капитанскую рубку — и следа не останется.
Интересно, что это чувство трагического одиночества посреди стихии — одно из немногих, объединяющих власть и образованное сословие. Либеральные граждане живут в страхе перед фашиствующей массой, которая придет вешать их на фонарях за недостаточную восторженность в отношении внутренней и внешней политики. Власть, пугающая граждан народным гневом и киселевским порнокрасноречием, для себя тоже не ждет ничего хорошего от энтузиазма масс и всячески от него обороняется. Где на этом фестивале самодельных хорроров место для реальности, к сожалению, нет никакой возможности выяснить, потому что все каналы связи с реальностью — выборы, социология, медиа — залиты тем же герметиком до состояния полной непроходимости.

Еще не осознавшие полной закупоренности батискафа граждане любят задавать вопрос «где теперь читать новости?» - теперь, то есть после разгона «Ленты.ру». Исчерпывающий ответ на этот вопрос дает свежий Кашин: Вопрос популярный, но я до сих пор не слышал на него самого простого, самого очевидного и, по-моему, самого популярного ответа — да нигде не читать, не надо их читать, забудьте о новостях. Вот вы что хотите узнать, за какими новостями вы лезете в Интернет, вас что интересует? Кто в России президент? Путин президент. Чей Крым? Крым наш. Что с долларом? Растет. Вас, простите, что еще интересует?
Этой проблемы не существует, нет дефицита новостей. Есть РИА, есть ТАСС, есть «Вести», есть «Российская газета», — и если вам интересно, с кем Владимир Путин провел рабочую встречу. <…> Новый бойфренд певицы Максим, сыр «косичка» в Омске, ДТП с участием Екатерины Шавриной и даже адыгейский медведь, танцующий под AC/DC — с этими новостями тоже нет никаких проблем, их всегда расскажут таблоиды. <…> А я даже знаю, чего вам не хватает. <…> вы боитесь пропустить, если завтра Навального посадят, Толоконникову и Алехину побьют казаки, а народный губернатор Донецкой области подпишет соглашение о присоединении к России?
И вот здесь срабатывает самый главный закон: вы все равно об этом узнаете, даже если у вас не будет кнопки с новостями в панели браузера и даже если все ваши аккаунты в социальных сетях завтра исчезнут. Это закон распространения информации, он срабатывал всегда — в газетах ни о чем не писали, но все всё знали. А газеты прекрасно годились для вдохновения Сорокину и Пригову, ну и селедку заворачивать еще.
Регулярное заинтересованное потребление новостей — часть западной культурной традиции, а западная культурная традиция у нас в каких-то сферах приживается, а в каких-то нет. Вот потребление новостей частью российской культуры не стало. Новости потребляет гражданин, который участвует или хочет участвовать в жизни общества, которому не все равно, что происходит в его стране и в мире, гражданин, от которого и в смысле выборов и референдумов, и в смысле налогов зависит судьба его государства. Пока, на этом этапе российской истории, это не про нас, и привычку потреблять новости, конечно, можно искусственно поддерживать, но это будет примерно так же естественно, как ходить по грибы с клюшкой для гольфа.
Потому что по грибы ходить надо с лукошком, а приказ коменданта все равно расклеят на стенах и на заборах, пропустить будет трудно.

Чем, собственно, и объясняется крайняя популярность этой картинки в последние дни:
XS
SM
MD
LG