Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Евангельские христиане-протестанты - самые верные союзники Израиля в Соединенных Штатах. Суд в благородном семействе: сын обвиняет отца в плохом отношении к столетней бабке-мультимиллионеру




Юрий Жигалкин: Евангельские христиане-протестанты - самые верные союзники Израиля в Соединенных Штатах. Суд в благородном семействе: сын обвиняет отца в плохом отношении к столетней бабке-мультимиллионеру. Таковы темы уик-энда в рубрике "Сегодня в Америке".

В то время как в мире растет критика израильской операции в Ливане, один из самых видных американских протестантских проповедников Джон Хейги провел в Вашингтоне молебен в поддержку Израиля. На службе присутствовало три с половиной тысячи человек, разразившихся аплодисментами после его слов о том, что Израиль совершает богоугодное дело в сражении добра со злом. Как говорят эксперты, евангельские христиане стали одним из самых надежных источников поддержки Израиля в Соединенных Штатах.


Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: Евангельских христиан в Америке насчитывается около 50 миллионов. Заметную политическую активность они стали проявлять при президенте Рейгане. Об особом отношении к Израилю евангельских христиан и, в частности, Джона Хейги, создателя организации "Христиане за Израиль" рассказывает редактор и автор христианского еженедельника "Мир", издающегося в штате Северная Каролина, Джоэл Белз.



Джоэл Белз: Я бы рассматривал это явление как, в основном, американский феномен, корнями уходящий в те времена лет сто или больше назад, когда в евангельском протестантизме США распространилось учение о божественном предопределении - "Диспенсационализм". А появилось оно в конце XVIII века. Последователи этого учения верят, что Бог с самого начала предопределил евреям особую роль. И несмотря на то, что евреи не приняли веру в Иисуса Христа как мессию, обязательства, взятые Богом по отношению к евреям, остались в силе и останутся до конца света. Я хочу подчеркнуть, что не все протестанты придерживаются такой точки зрения. Крупнейшим стимулом в популяризации учения стал сам факт возникновения государства Израиль в 1948 году. Это было воспринято как подтверждение божественного предопределения особого места для евреев и скорого прихода Мессии.


Я не являюсь сторонником этого учения, тем не менее я, как и большинство евангельских протестантов, симпатизирую Израилю по иным причинам - не религиозным, а чисто гуманитарным и политическим. Например, я никогда не слышал, чтобы Израиль призывал стереть с лица земли любое другое государство, утопить в море любой другой народ. А вот противники Израиля это повторяют очень часто. Мой инстинкт требует встать на сторону Израиля в его войне за безопасное существование. Израиль, при всех совершённых им ошибках, в частности, в отношении палестинцев, остаётся единственным цивилизованным и демократическим государством на всём Ближнем Востоке. Вот в чём причины поддержки Израиля американскими евангельскими христианами.



Ян Рунов: Джоел Белз, издатель и редактор христианского еженедельника "Мир", не разделяет религиозно-филосовской идеи так называемого "христианского сионизма", но с уважением относится к деятельности Джона Хейги, которого называют в Америке наиболее последовательным сторонником этой идеи. Хейги, ныне популярный телевизионный проповедник Евангелия, стал призывать единоверцев к поддержке Израиля в 1981 году, когда израильские самолеты разбомбили иракский ядерный реактор. В этом году 66-летний проповедник создал организацию "Христиане за Израиль", которая поддерживает ближневосточную политику администрации Буша. За это священник удостоился благодарности президента Буша и премьер-министра Израиля. Джон Хейги и его единомышленники считают, что победа исламистов в войне с Израилем слишком опасна для всего христианского мира. Проповеди Джона Хейги передают 120 теле- и радиостанций на аудиторию в 90 миллионов американцев.



Юрий Жигалкин: С так называемой шестидневной войны 1967 года Соединенные Штаты были верным союзником Израиля, поставляя ему военную технику и дипломатически прикрывая своего союзника от, как правило, враждебно настроенного мирового общественного мнения. Даже нефтяное эмбарго 70-х годов, объявленное арабскими странами, не подорвало этих отношений. Как их можно объяснить со стратегической точки зрения? Вопрос - бывшему высокопоставленному сотруднику Пентагона Эли Краковски.



Эли Краковски: Израиль - стабильная демократическая страна, и Вашингтон всегда со времен президента Трумэна осознавал, что прозападное государства в регионе, управляемом диктаторами, которые враждуют между собой, является естественным союзником Соединенных Штатов. Если западноевропейские страны по разным причинам в последние десятилетия держали Израиль в качестве козла отпущения, обвиняя его во многих проблемах Ближнего Востока, то Вашингтон всегда отчетливо представлял объективные причины проблем. И будь Белый дом более тверд в своей политике, если бы он не позволил палестинцам и своим арабским союзникам вести многолетние игры, заставил их формально признать Израиль, то ситуация, на мой взгляд, в регионе была бы гораздо стабильнее.



Юрий Жигалкин: А что бы вы ответили тем критикам США и в мире и даже внутри страны, кто считает, что безоговорочная поддержка Израиля наносит вред Соединенным Штатам?



Эли Краковски: Совершенно очевидно, что Соединенные Штаты никогда не вели себя безоговорочно произраильски. Именно Вашингтон настоял, например, на возвращении Египту территорий, захваченных в 1967 году в обмен на ничего не значащую бумагу. Сегодня, когда президент Буш в отличие от своих предшественников решил не требовать от Израиля безотлагательного прекращения огня, президент США стал объектом международной критики. Но, объективно говоря, какая страна пойдет на прекращение огня, когда 200 тысяч ее жителей вынуждены эвакуироваться, покинуть свои дома, потому что на ее города падают вражеские ракеты?



Юрий Жигалкин: Говорил американский политолог Эли Краковски.


Она носит одну из самых гордых американских фамилий, полвека она была неоспоримой звездой высшего нью-йоркского света, ее многомиллионные пожертвования на благотворительность добавили ей обаяния в глазах миллионов американцев. Сегодня она оказалась в центре скандальной судебной тяжбы.


Рассказывает Владимир Морозов.



Владимир Морозов: Брук Эстор родилась в 1902 году. Ей - 104, и сама она не участвует в конфликте. Он разгорелся между ее 82-летним сыном Энтони Маршаллом и 53-летним внуком Филиппом Маршаллом. Последний подал на отца в суд, обвинив его в том, что тот, якобы, украл у старушки многие миллионы долларов, не покупает ей нужные лекарства, вывез из ее квартиры ценные картины, сократил штат ее горничных и даже умудрился неведомо где запереть ее собак. Внук утверждает, что его бабушка вынуждена спать в холодной комнате на грязном диване. Письменные показания по делу дали бывший госсекретарь США Генри Киссинджер и известный финансист Дэвид Рокфеллер. Но что там написано, никто не знает. Судья засекретил все документы, относящиеся к делу, так что репортерам и публике остается только гадать.


Моя собеседница - пенсионерка Беверли Спатт, в прошлом председатель нью-йоркской городской комиссии по сохранению исторических памятников. Беверли, вам приходилось встречаться с Брук Эстор?



Беверли Спатт: Я видела ее на благотворительных вечерах. Она всегда была в центре внимания. Какое платье, перчатки, осанка! Но никакого снобизма. Об известных людях всегда ходят какие-то сплетни. Так вот, я всю жизнь прожила в Нью-Йорке и никогда не слышала о ней дурного слова. Ни одного дурного слова!



Владимир Морозов: В ответ на обвинения сын почтенной дамы заявил, что он заботливо опекает мать и следит, как расходуются 2,5 миллиона долларов в год, выделенные на ее содержание, в частности, на оплату квартиры на Парк-авеню в Манхеттене и на прислугу, которая составляет 8 человек.


Скажите, Беверли, а насколько, по-вашему, правдоподобны обвинения против сына Брук Эстор, в частности - насчет похищения картин?



Беверли Спатт: Когда моя мать впала в слабоумие, из ее квартиры тоже исчезла пара ценных вещей. Это случилось много лет назад, и я не стану теперь гадать, кто постарался - родня или друзья. Но это бывает. По поводу Брук Эстор я ничего не могу утверждать, но очень возможно, что ее сын взял что-то из ее квартиры.



Владимир Морозов: Но ее внук - профессор университета, сын - бывший дипломат и продюсер. Беверли, как-то не хочется верить, что такое может происходить в их семье. Это ведь высшее общество, а не какие-то нувориши!



Беверли Спатт: Да, но не забывайте, что эта семья разбогатела, как и другие старые семьи. В свое время они отбирали землю у индейцев, грабили всех подряд - эти Карнеги, Дюпоны... И Эсторы тоже. Это были, так сказать, бароны-разбойники.



Владимир Морозов: Описанные страсти происходили 100-150 лет назад. Потом бароны-разбойники и их потомки строили больницы и колледжи. Брук Эстор внесла в благотворительные фонды около 200 миллионов долларов. Она жертвовала деньги Нью-Йоркской библиотеке, обществу слепых, городским больницам. Приходилось ли ей когда-нибудь работать? В своих мемуарах Эстор пишет, что во время Второй мировой войны она носила серую униформу, была медсестрой, возвращалась с дежурства под утро. "А до этого я только мечтала, писала стихи и напечатала целый сборник", - вспоминает Брук Эстор. Говорят, что за последние сто лет она встречалась со всеми президентами, премьер-министрами и вообще знаменитостями. Сейчас 104 летняя дама находится в больнице Lenox Hill , куда ее положили после того, как ее внук подал в суд. По слухам, на том этаже, где она лежит, панели из красного дерева, картины на стенах, а на полу ковры. Охрана не пускает на этаж даже медицинский персонал, пока таковой не предъявит документ с фотокарточкой. По словам врачей, Брук Эстор скоро вернется домой. Праздновать 105-ый день рождения еще рано, но надо подготовиться. Что касается расследования, оно идет своим чередом.



Юрий Жигалкин: Рассказывал Владимир Морозов.


В пятницу президент Буш пригласил в Белый Дом победителей конкурса "Американский идол". Президент получил в подарок от них гармонику, а также шпильку в виде заявления лидера демократов в Сенате Хэрри Рида, где говорится, что рейтинги телевизионного шоу гораздо выше рейтингов президента. Сенатор советует президенту взять в качестве своего личного гимна песню Луиса Армстронга "Никто не испытывал моих трудностей".


XS
SM
MD
LG