Ссылки для упрощенного доступа

Жара на Западе Европы вызвала экономические и социальные проблемы


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ефим Фиштейн.



Кирилл Кобрин : Об экономических и социальных проблемам жары на Западе Европы рассказывает мой коллега Ефим Фиштейн.



Ефим Фиштейн : Лето в этом году выдалось на редкость жаркое, причем, исключительно в прямом, а не в переносном смысле слова. Многие уверяют, что теперь так будет всегда, ибо это и есть проявление глобального потепления. Не пускаясь в полемику, в которой трудно доказать свою правоту, скажем только, что к новой ситуации в любом случае придется привыкать, приспосабливая к ней не только свои бытовые привычки, но и социальные навыки и экономические структуры. Прибалтика, того и гляди, станет жить по обычаям Средиземноморья, в то время как юг Европы освоит образ жизни субсахарской Африки. Это, разумеется, всего лишь шутка.


Но совсем не шуточные проблемы, которые этим летом переживает, скажем, Франция. Послушайте репортаж Дмитрия Савицкого из Парижа.



Француженка: После 4 лет засухи и беспощадной июльской жары земля обнажена, словно после пожара.



Француз : Овцы ждут, когда я срублю дерево, чтобы наброситься на листву.



Француженка: Главная проблема в чем? Они голодают. Им нечего есть.



Француз: Приходится подкармливать их зерном, да еще немного осталось сухой травы. Овцы повсюду ищут корм, а главное - они ищут зелень.



Дмитрий Савицкий : Каждая сводка радионовостей, каждый телевизионный журнал начинается с этих сцен, мрачного свидетельства продолжающейся засухи во Франции. Цены на фрукты и овощи стремительно растут. И без того острый вопрос государственных субсидий сельскому хозяйству, постоянно являющийся камнем преткновения на переговорах в Европейском парламенте, становится еще актуальнее.


Министерство экологии Франции сообщает, что в 35 департаментах страны засуху стоит расценивать, как настоящее бедствие. В 30 департаментах ситуация считается более чем серьезной, и лишь в 3 департаментах Франции ситуация считается нормальной. Но еще более серьезной проблемой является уменьшение запасов воды для сети атомных электростанций страны. Жаркое лето требует именно воды для охлаждения атомных электростанций, иначе неизбежно отключение реакторов. В июле, в связи с рекордно высокими температурами, Франции пришлось покупать электроэнергию за границей.


Но и питьевая вода в городах, в том же Париже, из-под крана идет теплая. Парижу приходится обкрадывать соседние департаменты, а также брать воду из Сены. Большинство парижских фонтанов (и это в жару-то!) отключены. Введены ограничения на полив газонов и садов. Грозовые ливни, прошедшие над страной, не меняют картину, так как не пополняют запас грунтовых вод. И к проблеме засухи на юге прибавилась новая вполне библейская по размаху.



- Это редкий феномен, связанный напрямую с жарой. Облака саранчи закрыли небо двух департаментов, уже пострадавших от засухи. Саранча нападает на сельскохозяйственные плантации, огороды, цветущие сады, уничтожая все на своем пути. С ней невозможно бороться.



Дмитрий Савицкий : Это самое последнее и драматичное сообщение из зоны засухи. Чем засушливее становится европейский климат, тем более Европа становится подвержена чисто африканским бедствиям. Как говорят у нас, усмехаясь, в Эльзасе - пора сажать пальмы.



Ефим Фиштейн : Государствам Балтии на тропическую жару вроде бы грех жаловаться - счастье привалило. И песочные дюны на взморье, и вода в заливах прогреются. В уютные курортные городки Балтии побежит турист с французской Ривьеры. Как воспринимают прибалты такую перспективу? Я попросил видного литовского журналиста Виргиса Валентинавичуса описать ощущения и ожидания литовцев от изменения погодных условий.



Виргис Валентинавичус : Во время жары литовцы дружно двигаются по направлению к любой воде, чаще всего, к морю. Возрастает употребление пива и мороженого. Литовцы тогда возмущаются плохой инфраструктурой курортов, жалуются на цены, которые, соответственно, возрастают в той же Паланге, намекают, что в Турции, вообще-то, дешевле.


Тем временем, наши фермеры уже готовят бумаги, требуя от правительства компенсации убытков, которые нанесла сухая погода. Правительство, в свою очередь, парирует, что фермеры всегда на что-то жалуются, и не спешит платить деньги фермерам. Примерно в то же самое время в прошлом году наши фермеры жаловались на убытки, которые нанесло летнее такое половодье сильное и дожди.


Не думаю, что литовцы много думают об эффекте глобального потепления. В конце концов, это политический вопрос. Это примерно такая же дискуссия, как в Америке по этому вопросу.


Насчет Ривьеры, в которую бы превратилась Литва в силу этого потепления, литовцы знают реально, что Ривьеру делает не только климат, но и услуги, люди, традиции, чего в Литве, к сожалению, не достает. Больше, чем климат, нам надо работать над тем, как мы воспринимаем гостеприимство, услуги. Надо очень много поработать в этой области.



Ефим Фиштейн : В заключение скажем, что говорить о климатических отклонениях от нормы не приходится, так как климат - это система, которая находится в состоянии непрерывных изменений в продолжительных циклах, и усредненные показатели за срок человеческой жизни для нее не указ.




XS
SM
MD
LG