Ссылки для упрощенного доступа

Юрий Чайка предложил новые методы борьбы с коррупцией и неуставными отношениями в армии


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.



Кирилл Кобрин : Новый Генеральный прокурор России Юрий Чайка раскритиковал прежнее руководство Военной прокуратуры, и предложил иные методы борьбы с коррупцией и неуставными отношениями в армии. По его мнению, функции дознания должны перейти от командиров частей к профессиональным следователям. Российские эксперты сомневаются в эффективности предлагаемых мер. Тему продолжит мой коллега Мумин Шакиров.



Мумин Шакиров: Как ни странно, все претензии Юрия Чайки, касающиеся коррупции и проблемы неуставных отношений в Вооруженных силах, были адресованы не армейским начальникам, а только руководителям Военной прокуратуры. Генеральный прокурор обвинил своих подчиненных в том, что они заняли позицию откровенной конфронтации с органами военного управления вместо консолидации и взаимодействия в работе. «Прежнее руководство Главной военной прокуратуры излишне политизировало некоторые острые проблемы, поднимало в средствах массовой информации шумиху. Такое положение дел, - подчеркнул Юрий Чайка, - является недопустимым". Конец цитаты.


Генеральный прокурор предложил бороться с коррупцией и с дедовщиной в армии, передав функции дознания от командиров - военной комендатуре. По его словам, такая мера решит проблему сокрытия преступлений в воинских частях.


Юрий Чайка сменил на посту Генерального прокурора своего предшественника Владимира Устинова несколько недель назад. И вот его первые шаги. Что это? Попытка реально изменить ситуацию в армии или проявление активности на новой должности? На это вопрос попытался ответить независимый военный обозреватель Александр Гольц.



Александр Гольц : Я думаю, что теоретически ни Сергей Борисович Иванов, наш министр обороны, ни предыдущий военный прокурор, ни нынешний, ни Генеральный прокурор, никто из них не хочет, чтобы в армии было много преступлений. Но штука в том, что ни один из вышеперечисленных людей не хочет кардинальным образом менять систему военной службы в России. А без этих кардинальных изменений строгие приказы, обещания усилий контроль - не стоят ровным счетом ничего.



Мумин Шакиров: Почему Юрий Чайка раскритиковал действия Главной военной прокуратуры и оставил без внимания армейское начальство, которое непосредственно несет ответственность за ситуацию в своем ведомстве? Каковы взаимоотношения между этими структурами? Эти вопросы я адресовал военному обозревателю «Комсомольской правды» Виктор Баранцу.



Виктор Баранец : Как только Главная военная прокуратура начинает объективно оповещать народ о том, каково истинное положение с правопорядком в армии, ее руководство немедленно отстраняется от должности. Это извечный вопрос, хотя бы только потому, что как бы мы не говорили подчиняется Главная военная прокуратура, не подчиняется, Главная военная прокуратура носит погоны, находится на финансовом и вещевом довольствии, и квартирном довольствии от Министерства обороны. Уже долгие годы традиционно, в общем-то, они живут, как родные братья.


Во времена бывшего Главного военного прокурора эта традиция начала несколько нарушаться. Бывший Главный военный прокурор начал светить фактами нелицеприятными, которые Министерству обороны очень и очень не нравились. Таким образом, это дало повод Чайке говорить о некоем таком политизированном противостоянии, с чем я в корне не согласен. Чайка призывает к тому, что надо ликвидировать это противостояние. Эти призывы к ликвидированию противостояния между Министерством обороны и Главной военной прокуратурой они таким образом открывают дорогу коррупции.


Второе - дело Сычева. Вы помните прекрасно, что Чайка дал указание, приказ новому Главному военному прокурору разобраться, кто же давить на следствие. Это же уголовное дело. И вот что мы узнаем, что из Министерства обороны наезжают генералы. Фамилии их мы уже знаем. Они находятся в ближайшем окружении министра обороны Иванова. Они вызывают солдат, начинают давить, заставляют их отказываться от своих показаний. Более того, они берут свидетелей и за деньги Министерства обороны возят в Москву на промывку мозгов! Теперь я хочу у вас спросить. Что, может быть не нужно это противостояние?



Мумин Шакиров: Генеральный прокурор Юрий Чайка предложил передать функции дознания от командиров Военной прокуратуре. По его мнению, эта мера позволит более эффективно бороться со случаями рукоприкладства со стороны офицеров и с неуставными отношениями в армии. Независимый военный обозреватель Александр Гольц сомневается в эффективности такого решения.



Александр Гольц : В нынешней ситуации только командир ведет дознание в рамках воинской части. Как только он выясняет, что на подведомственной ему части совершено правонарушение, если речь идет о тяжелых каких-то преступлениях, он наделен функцией проводить дознание, опрашивать военнослужащих, выяснять причины этого преступления, и кто есть преступник. В общем-то, перевод функций дознания к военным прокурорам ничего не ухудшит, но и не улучшит.


Мы хорошо понимаем, что при количестве преступлений в вооруженных силах, которое исчисляется тысячами, военных прокуроров просто не хватит. Надо увеличивать во много раз штат Военной прокуратуры, как минимум.



Мумин Шакиров: Военный обозреватель "Комсомольской правды" Виктор Баранец убежден, что передача функции дознания от командиров военным прокурорам может осуществиться в том случае, если это вопрос будет решен на законодательном уровне.



Виктор Баранец : Здесь нужна будет серьезная ревизия документов, которые в русле закона предопределяют - можно ли это делать или нельзя. Эту проблему можно решить, естественно, эту реконструкцию юридическую проведя исключительно только через Госдуму. Но, я думаю, что Чайка в своих новациях сейчас свободен, и он сумеет пробить этот вопрос. А вот послужит ли это во благо делу? Теоретически можно сказать, что - да.



Мумин Шакиров: Все-таки получается, что он нанесет удар ведомству Сергея Иванова?



Виктор Баранец : Если Главная военная прокуратура и подчиненные ей органы на местах (окружные, флотские военные прокуратуры) будут проявлять, подчеркиваю, принципиальность! А все идет к тому, чтобы сгладить эти противоречия, чтобы Главная военная прокуратура и Министерство обороны не жили, как кошка с собакой, чтобы они, мягко говоря, полюбовно решали эти вопросы.



Мумин Шакиров: Юрий Чайка выступил сегодня 4 августа со своими предложениями на расширенной коллегии Главной военной прокуратуры.


А в это время в воинской части под Красноярском на посту застрелился солдат. Об этом сообщили в военной комендатуре края. 24 июля этого года в этом же регионе, в железнодорожной воинской части по предварительной информации один солдат случайно выстрелил в голову другому, который находился с ним вместе в карауле.



Материалы по теме

XS
SM
MD
LG