Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Роль хорового искусства в современной культуре


Программу ведет Татьяна Валович. Принимают участие художественный директор фестиваля "Поющий мир" Сергей Екимов, руководитель мужского хора Северо-Осетинской филармонии Ольга Джанаева и корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Александр Дядин.



Татьяна Валович: Сегодня вечером в кафедральном соборе святых Петра и Павла на Невском проспекте состоится торжественное открытие IV международного фестиваля хорового искусства "Поющий мир".



Александр Дядин: Лучшие профессиональные и любительские хоровые коллективы из десяти стран мира приехали в Петербург, чтобы показать свое мастерство. Выступления будут организованы и на открытых площадках, например, во Дворах Капеллы, в Петропавловской крепости, в нижнем парке Петергофа, и в самых красивых храмах и соборах города.


Директор фестиваля Елена Бизина радуется расширению географии фестиваля…



Елена Бизина: Во-первых, у нас гораздо больше коллективов в этом году - 30 коллективов, такое у нас первый раз. Во-вторых, у нас увеличилось количество стран, которые к нам приезжают, появилась Польша, у нас появилась Словакия, появилась Румыния, то, чего не было раньше, у нас появились новые города России. Мы очень рады, что масса желающих к нам приехать, показать свое искусство и поучаствовать в конкурсе, который второй раз в этом году будет проходить в течение одного дня, это седьмого числа, потому что в конкурсе участвуют не все коллективы, а только желающие поучаствовать в соревновании. Потом, у нас увеличилось количество концертов, потому что 30 коллективов и по 3-4 в день концерта проходит. Наша задача основная, чтобы 3-4, а то и 5 коллективов вместе выступали - мужские, женские, смешанные, хоры, детские, чтобы мы в одном концерте увидели разные жанры, разные стили, разные направления музыки, то есть это такой большой праздник хоровой музыки.



Александр Дядин: По мнению Елены Бизиной праздник получается и для участников фестиваля "Поющий мир", и для петербуржцев и гостей города. Он будет не только красивым с точки зрения звучания голосов, но и красочным по оформлению.



Елена Бизина: Костюмы разнообразные, песни все разные - от классических до народных. Потом, мы все-таки хотим в течение фестиваля сделать такие репетиции, во время которых 2-3 коллектива вместе смогут найти какое-то одно произведение, которое они подготовят. Я думаю, что можно будет увидеть такие совместные работы, которые прямо здесь, в Петербурге будут возникать. В закрытии будут участвовать все - 30 коллективов, 1000 человек. Правда, по одному произведению всего, но, я думаю, что это настолько будет интересно... Во-первых, у нас есть наш собственный гимн, который написал Сергей Якимов и который все хоры вместе будут исполнять.



Александр Дядин: Организаторы надеются, что фестиваль хорового искусства "Поющий мир" помогает людям из разных стран, из разных культур лучше понимать друг друга, даже несмотря на то, что песни звучат на разных языках.



Татьяна Валович: Сегодня у нас в студии художественный директор фестиваля "Поющий мир" Сергей Екимов и руководитель мужского хора Северо-Осетинской филармонии Ольга Джанаева.


Сергей, в прошлом году, когда мы с вами встречались, вы обещали, что в этом году обязательно приедет хор из Нигерии. В прошлом году был из Конго, нигерийцы не смогли по каким-то причинам добраться. Но я смотрю, нет и на этот раз. Что помешало?



Сергей Екимов

Cергей Екимов: Дело в том, что так получилось, что и хор из Нигерии, и хор из Конго так до нас и не долетели, как в прошлом году, так и в этом. Это такая запутанная история. Не вдаваясь в детали, судя по всему, по каким-то организационным моментам просто у этих коллективов не получилось доехать до Санкт-Петербурга.



Татьяна Валович: То есть проблема просто с визами, наверное?



Сергей Екимов: Там много всяких деталей, хотя действительно делегация из республики Конго была в прошлом году зимой, очень радовалась снегу, которого они никогда не видели, что вызвало, по-моему, даже больший у них восторг, чем Большой зал нашей Петербургской филармонии. Они совершенно искренне собирались, но так до сих пор и не доехали. Но в этом году приедет очень много других замечательных коллективов, в основном из Европы.



Татьяна Валович: Ольга, а вы в первый раз принимаете участие в этом фестивале?



Ольга Джанаева: В этом фестивале впервые.



Татьяна Валович: А что побудило?..



Ольга Джанаева: Во-первых, само наше здесь пребывание в Петербурге сулит очень много впечатлений, потому что сейчас Петербург уже выходит на первые позиции, как не только историческая столица нашего государства, но и как очень крупный, притягательный для всех музыкантов культурный центр.



Татьяна Валович: А участвовать в конкурсной программе будете? Интересный факт, что вы не настаиваете, а по желанию проводите такую конкурсную программу.




Ольга Джанаева

Ольга Джанаева: Конкурсная программа у нас готова. Мы, собственно, всегда готовы соревноваться, тем более что соревноваться придется с очень интересными коллективами, и для нас не важен результат этого соревнования. Сам процесс доставляет нам удовольствие.



Татьяна Валович: А насколько для коллективов важно, интересно принимать участие именно в конкурсной программе? Что вы приобретаете в результате, если для вас важно только само участие? Смотрите ли вы на другую манеру исполнения?



Ольга Джанаева: Это тоже. Но для меня, например, как для руководителя, важно, чтобы каждый певец в хоре ощутил, что он такое есть на самом деле, чтобы он сумел достойно оценить свое состояние на сегодняшний день. Вот это самое важное, что выносит каждый певец из этого конкурса.



Татьяна Валович: Ольга, а как получилось так, что вы, женщина, руководите мужским хором, да еще и в Северной Осетии, где традиции хорового пения, наверное, именно с мужскими хорами связаны?



Ольга Джанаева: Да, вы правы. Традиционное осетинское пение, исторически сложившийся факт, - это мужское пение а капелла, причем возникло оно, конечно, как и все народные традиции, из древних культовых гимнов, и затем развилось в большое разнообразие жанров, жанров очень много в этой традиционной осетинской песне.



Татьяна Валович: А как же все-таки тогда культурные традиции, место женщины на Северном Кавказе? Слушаются ли вас хористы?



Ольга Джанаева: Хористы... Я не знаю, может быть, они только делают вид, что меня слушаются, но, во всяком случае, впечатление такое, что это так. Управлять мужчинами невозможно, как вы понимаете, потому что в каждом сидит "ты - лидер" и желание управлять процессом, просто как-то надо найти возможность их убедить в том, что действительно наши желания совпадают и наши возможности в таком объединенном варианте гораздо выше, чем возможности одного человека.



Татьяна Валович: А какой состав хора, сколько человек?



Ольга Джанаева: Около 30 человек в хоре, причем всех возрастов. У меня самому молодому певцу сейчас 14 лет, а самому почетному - 77.



Татьяна Валович: Что по репертуару? Вы говорили о том, что хоровое искусство Северной Осетии восходит к таким народным гимнам. Исполняете ли вы их или вы сейчас более ориентированы на современную музыку?



Ольга Джанаева: Как любой коллектив, мы, конечно, предпочитаем иметь в репертуаре разнообразные стили, жанры хорового искусства традиционного. У нас очень большое разнообразие репертуара.



Татьяна Валович: А вот насколько трудно исполнять именно вот такие исторические, если можно так выразиться, произведения? За эти годы не потеряна ли вот эта хоровая традиция? Как вы изучали? Занимаете ли вы какими-то историческими исследованиями?



Ольга Джанаева: Да, безусловно. Я просто после окончания консерватории очень этим увлеклась и занимаюсь этим все время своей работы. В первые годы я больше училась. Я и сейчас продолжают учиться. Иногда я могу учиться у певца, который не имеет музыкального образования, но унаследовал от своих родителей какие-то древние традиции. Учеба происходит и таким образом, помимо того, что просто я записываю песни, собираю и много над этим размышляю.



Татьяна Валович: Каково вообще сейчас состояние, если мы говорим о хоровом искусстве, в целом в Осетии?



Ольга Джанаева: В Осетии такие же тенденции, как у нас в стране. Сейчас просто небольшое количество энтузиастов занимаются тем, что они это дело...



Татьяна Валович: Сохраняют.



Ольга Джанаева: Да. Извините, везут на себе. Сейчас просто очень сложно это делать, потому что мы же понимаем, что очень большое влияние негативное со всех сторон идет на культуру, поэтому сейчас задача сделать так, чтобы это все сохранилось. Может быть, слово не подходящее - консервация какая-то должна быть в этом смысле. Из поколения в поколение что-то, если не остается, это потом уже становится музейным экспонатом. У меня мечта, чтобы это все было живой традицией, потому что можно сохранить в записях и прочее, но хочется, чтобы это люди считали за естественное, что поются такие древние песни ежедневно.



Татьяна Валович: В школах Осетии сейчас существуют такие хоровые коллективы, как раньше, в советское время были, есть ли учителя пения?



Ольга Джанаева: Да, конечно. У нас музыкальное общество очень хорошо работает. У нас ежегодные конкурсы хоров общеобразовательных школ проводятся. Ежегодные. Это, конечно, дает свои результаты.



Татьяна Валович: Но это тоже все на энтузиазме педагогов?



Ольга Джанаева: Это Министерство образования какую-то политику проводит.



Татьяна Валович: Сергей, уже четвертый год проходит конкурс. На ваш взгляд, какой самый поющий регион России, кто присылает больше всего заявок?



Сергей Екимов: Вы имеете в виду по линии фестиваля или именно конкурса?



Татьяна Валович: Ну, по линии фестиваля и конкурса. Можно ли так охарактеризовать?



Сергей Екимов: Конечно, большинство участников все-таки, получается, из России и, конечно, огромное количество коллективов из Санкт-Петербурга. Но на самом деле, как показывает нынешний фестиваль, Прибалтика продолжает оставаться в лидерах. В этом году к нам должны были приехать пять коллективов, а приезжает четыре хора и все из столицы Латвии, города Риги: детский хор, два молодежных хора и один взрослый смешанный хор. Это будет интересно послушать.



Татьяна Валович: Хоровые ассамблеи стран Балтии, конечно, известны. То, что касается зарубежных участников, впервые, по-моему, Румыния... Есть ли какие-то отличия хоровых традиций Румынии от русского искусства?



Сергей Екимов: Естественно, какие-то традиции есть у каждой страны, прежде всего, наверное, в каких-то национальных произведениях. Но тем не менее все хоры, которые к нам приехали из Европы, практически нет ни одного, который бы не исполнял сочинения русских композиторов, русских народных песен.



Татьяна Валович: Это условие участия в конкурсе?



Сергей Екимов: Участие в конкурсе - да.



Татьяна Валович: А в фестивале?



Сергей Екимов: В фестивале, конечно, нет. Но тем не менее большинство из этих хоров приезжают не на конкурс, а именно на фестиваль, то есть просто помузицировать, пообщаться, показать себя. Но сочинения, например, Рахманинова, фрагмент из "Литургии", "Всенощной" практически поет каждый коллектив. Ну, это мы знаем давно, что это очень популярно. Кстати, если бы к нам приехал хор из Соединенных Штатов Америки, то это просто их фактически второй национальный композитор.



Татьяна Валович: В прошлом году приезжали, насколько я помню из Соединенных Штатов участники.



Сергей Екимов: Возможно. Естественно, все культуры отличаются, но что-то, конечно, объединяет.



Татьяна Валович: Ольга, какую программу привезли в Петербург, как составляли ее, на что хотели сделать акцент?



Ольга Джанаева: Хотелось показать петербуржцам и гостям города наиболее интересные образцы нашего искусства традиционного. Хор наш представляет именно национальное традиционное искусство. Конечно же, было бы интересно и было бы... я считала бы свою задачу выполненной, если бы все, что мы подготовили, было принято с пониманием и с интересом. Я думаю, что многое из того, что мы будем представлять сегодня, никогда не звучало в Петербурге. Я говорила с председателем осетинской диаспоры, и он говорил, что никогда подобный хор не приезжал (а он уже 40 лет здесь живет), никогда в Петербурге не звучала такая музыка. Это тем более для нас радостно хотела спрашивать, будете ли встречаться с осетинской диаспорой, потому что она очень многочисленна в Петербурге и достаточно активно работает, поддерживает, во всяком случае, соотечественников, ребят молодых, которые приезжают в Петербург учиться. Будут ли у вас с ними специальные встречи?



Ольга Джанаева: Да, у нас в день отъезда будет с ними специальная встреча. Но дело в том, что август - такое время, когда многие в отъезде. Но все равно у нас здесь очень много учится студентов и тех, кто пели...



Татьяна Валович: В том числе и в консерватории?



Ольга Джанаева: И в консерватории, да.



Татьяна Валович: А с маэстро Гергиевым у вас есть контакты, поддерживает ли он вас?



Ольга Джанаева: Прямых контактов у нас пока нет, но он знает о существовании хора, и хор был приглашен на Пасхальный фестиваль в позапрошлом году в Москву, где с успехом выступал. Большое внимание со стороны маэстро вообще к развитию культуры на его родине. Поэтому, я думаю, что и вот этот приезд будет для него приятной неожиданностью, и он будет очень рад, что мы можем на его второй родине, в Петербурге... Постараемся его не подвести.



Татьяна Валович: Сергей, я посмотрела список участников. А вот мужской хор из Осетии - это единственный мужской хор, который принимает у вас участие?



Сергей Екимов: Дело в том, что мужской хор - это, вообще, большая редкость. Только что мы обменивались с Ольгой мнениями о том, что большая проблема, например, в Санкт-Петербурге существует с мужским хоровым пением. Огромное количество смешанных хоров, камерных хоров, есть замечательные профессиональные хоровые коллективы, небольшое количество женских хоров, хотя в нашем фестивале как раз в этом году подобралось большое количество женских хоров из Санкт-Петербурга. А вот мужские хоры, к сожалению, по ряду обстоятельств, практически прекращают свое существование в Петербурге.



Татьяна Валович: Как вы считаете, в чем эти обстоятельства? В том, что это, действительно, только на энтузиазме, а мужчине надо кормить семью?



Сергей Екимов: В общем-то, наверное, это один из таких основополагающих моментов.



Татьяна Валович: А ведь Петербург всегда славился мужскими коллективами.



Сергей Екимов: Пожалуй, можно назвать наше хоровое училище, где есть хор мальчиков, и мужской хор Санкт-Петербурга, который существует под управлением маэстро Афанасьева. Все, к сожалению, в Петербурге больше мы не можем назвать мужских хоров.


Поэтому, конечно, когда в Оргкомитет нашего фестиваля поступило такое предложение - принять такой хор, мы с большой радостью откликнулись. Составляя фестивальную программу, я с особым пиететом и трепетом отношусь к приезду этого коллектива. Это очень интересно. Во-первых, потому что мужской хор - это большая редкость, а, во-вторых, потому что в принципе это необычная такая часть национального фольклора, которая будет представлена. Я убежден, что все будут с большим вниманием и нетерпением ждать выступление этого коллектива в Санкт-Петербурге. На все концерты нашего фестиваля вход свободный.



Татьяна Валович: В этом году вы, по-моему, даже пресс-конференцию не проводили. С чем это связано? Такого широкого освещения я не увидела, кроме афиш.



Сергей Екимов: Дело в том, что все те телеканалы, которые обычно приезжают к нам, уже знают, когда и что. Какой-то специальной необходимости для пресс-конференции у нас нет. Потому что все приезжают на открытие, знакомятся с материалами... Как раз все фестивали сейчас заканчиваются. И вот этого период - первая половина августа - очень удобен для проведения подобного рода фестиваля.



Татьяна Валович: В прошлом году закрытие фестиваля было в Большому зале филармонии. Но сейчас филармония закрылась на реконструкцию. Где будет закрытие?



Сергей Екимов: Хочу сказать, что 1200 человек вмещает Большой зал петербургской филармонии. В прошлом году за 15 минут до начала церемонии пришлось охране Большого зала закрыть двери. По-моему, около 200 человек просто не смогли пройти на эту церемонию, ввиду определенных мер безопасности. Мы не ожидали такого. Мы приносим извинения за ту ситуацию, которая была в прошлом году. Чтобы избежать ее в этом году, на единственный наш концерт - церемонию закрытия - мы ввели совершенно символические билеты стоимостью в 10 рублей.


В связи с тем, что Большой зал филармонии закрыт на реконструкцию, мы планировали и очень бы хотели провести закрытие в зале Академической капеллы, которая, наконец, недавно открылась после многолетней реконструкции, реставрации. Нам "повезло", потому что за два дня до открытия нашего фестиваля пришли деньги на грант, которые выделил президент Российской Федерации, на реставрацию органокапеллу. Начинается его разборка. Поскольку федеральные деньги, их надо сразу реализовывать, то дирекция капеллы просто известила нас о том, что невозможно проведение концерта фестиваля в это время. Но нам пошли навстречу. Концерт будет проходить в зале Театра музыкальной комедии.



Татьяна Валович: Сергей, в прошлом году были тематические концерты. В этом году есть такие же тематические программы или просто идут концерты?



Сергей Екимов: Слава богу, никаких траурных мероприятий не случилось. Таких программ не будет. Но будет несколько других. Самый основной в этом смысле концерт будет у нас 6 августа, который будет посвящен светлому юбилею. Один из наших ведущих санкт-петербургских композиторов Юрий Фалик отмечает свое 70-летие.



Татьяна Валович: Есть ли уже постоянные какие-то участники, или вы специально приглашаете каждый год новые коллективы?



Сергей Екимов: Мы стараемся все-таки делать так, чтобы по возможности каждый год состав обновлялся. Но, приятно было мне вчера получить звонок из Оренбурга. Позвонила руководитель Оренбургского хора. Она приехала специально на один день в Петербург, чтобы побывать на церемонии открытия. Она очень хочет в следующем года на 5-й юбилейный фестиваль снова привезти свой камерный оренбургский хор.



Татьяна Валович: Ольга, насколько вам будет интересно? Какие вы хотите посмотреть программы других участников фестиваля?



Ольга Джанаева : Расписание очень плотно составлено, потому что очень большое количество участников. Я постараюсь побывать на тех концертах, которые не совпадают с расписанием наших фестивальных концертов. Для руководителя это необходимая вещь - надо слышать очень много, чтобы иметь базу для развития. Мне нравится, что очень много коллективов из разных областей России.



Татьяна Валович: Поможет ли это завязать какие-то контакты, чтобы, может быть, потом приглашать друг друга?



Ольга Джанаева : Да, это просто очень настойчивое желание моих певцов - пообщаться.



Татьяна Валович: Не запланировано ли каких-то "круглых столов"?



Сергей Екимов: В принципе, у нас таких мероприятий не было запланировано. Если вы посмотрите программу нашего фестиваля, то, действительно, в первой половине дня мы даем возможность коллективам, которые приезжают, посмотреть наш город. А, начиная с 3 часов, практически каждый час или каждые 2 часа начинаются в разных точках концерты, в которых принимают участие от 3 до 5, а то и 6-7 коллективов. Концерты проходят в разных точках города. Поэтому коллективам как-то встретиться и пообщаться... Хотя идея такая есть. Мы все время ее обсуждаем. Но, к сожалению, все упирается в организационные проблемы, связанные с тем, где, например, нам найти такое поле, где можно бы 900 человек вместе свести.



Татьяна Валович: А такой сборный хор на 1 тысячу человек не планируете?



Сергей Екимов: Сегодня у нас будет сводный хор более 100 человек, который будет исполнять гимн фестиваля в конце церемонии открытия. А в конце церемонии закрытия фестиваля именно этим хором в 900 человек будут исполнять церемонию закрытия в сопровождении симфонического оркестра.



Татьяна Валович: Можно ли говорить о возрождении интереса к хоровому искусству в России?



Сергей Екимов: Нам бы очень хотелось в это верить. По нашему фестивалю такое ощущение складывается.



Татьяна Валович: Ольга, удается собирать полные залы? Ваше ощущение по поводу существования хорового искусства на сегодняшний день в России?



Ольга Джанаева : Я думаю, что при всех сложностях, которые сейчас испытывает наш жанр, тенденция к подъему явная. Есть желание людей сделать что-то для этого жанра. Это уже очень много. Есть самое главное - люди, которые способны это сделать.



Татьяна Валович: Спасибо.




XS
SM
MD
LG