Ссылки для упрощенного доступа

В Воронеже отметили годовщину массовых расстрелов


В ямах может находиться не менее восьми тысяч расстрелянных с августа 1937 года по ноябрь 1938 года жителей Воронежской и соседних областей
В ямах может находиться не менее восьми тысяч расстрелянных с августа 1937 года по ноябрь 1938 года жителей Воронежской и соседних областей

К 69-й годовщине появления оперативного приказа НКВД, положившего начало массовому уничтожению так называемых «активных антисоветских элементов», в Воронеже приурочили перезахоронение останков 255 жертв сталинизма.


На начало последнего летнего месяца приходится одна из скорбных дат отечественной истории. 69 лет назад , 10 августа 1937 года, заработал конвейер большого террора. Оперативный приказ наркома внутренних дел СССР Ежова за номером 00447 предписывал начать с этого дня, как говорилось в документе, «операцию по репрессированию активных антисоветских элементов и бывших кулаков». Для проведения так называемого упрощенного судопроизводства на местах создавались тройки НКВД. Советское плановое хозяйство и в этом случае не смогло обойтись без контрольных цифр расстрелов и направлений в лагеря.


В Воронеже к нынешней скорбной дате отделение историко-просветительского общества «Мемориал», поисковики и Партия Русской православной церкви приурочили перезахоронение останков 255 человек, найденных в одной из общих ям на территории близ дачного поселка Дубовка, где в 1937 - 1938 годах находился полигон НКВД. Первые расстрельный ямы были обнаружены по информации местного жителя Ивана Текутьева, ставшего невольным свидетелем тех событий. Еще в 1938 году он уведомил поселковые власти о странностях, происходящих на полигоне. В 1990 году активисты регионального отделения историко-просветительского общества «Мемориал», получив в областном отделении КГБ разрешение на проведение земляных работ, обнаружили на месте предполагаемых захоронений останки человеческих тел, сброшенные в несколько общих ям. Исследование установило однотипность причины смертей.


Говорит краевед Вениамин Глебов: «Тройка осудила списком, она даже не видела в глаза этих людей. Подписывался руководитель Компартии, начальник НКВД и прокурор. Список на 200, на 300 человек сразу. Им не объявляли ничего, вызывали - одних туда везли, а других на месте расстреливали. Заводили во внутреннюю тюрьму, водили перед этапом как в баню, помыться, - все верили. Перед баней раздевались догола, заводили туда и стреляли. Потом люк открывали, а там на первом этаже стояла машина грузовая, и из люка сбрасывали тела».


В ходе архивных изысканий возникло предположение относительно общей численности захоронений на полигоне в Дубовке. В ямах может находиться не менее восьми тысяч расстрелянных с августа 1937 года по ноябрь 1938 года жителей Воронежской и соседних областей. На сегодня обнаружены и перезахоронены лишь 1179 тел. В 1993 году работы по эксгумации были прекращены из-за отсутствия финансирования. Воронежское отделение «Мемориала» высказывало претензии к властям по этому поводу, как и по поводу того, что места захоронений не охраняются. Заинтересованные в сохранении памяти о погибших в годы сталинского лихолетья неоднократно высказывали предположения, что появление на месте расстрелов под Воронежем часовни позволит изменить ситуацию. Воронежская епархия приняла решение выстроить храм-часовню в память обо всех невинно убиенных. Областные и городские власти обещают найти средства для продолжения обследования территории полигона. Раскопки на месте расстрелов продолжатся нынешней осенью.



XS
SM
MD
LG