Ссылки для упрощенного доступа

На Алтае прошли памятные мероприятия, посвященные годовщине гибели Михаила Евдокимова


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Максим Ярошевский, Олег Купчинский, Евгения Назарец.



Кирилл Кобрин: Сегодня годовщина гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Ровно год назад в автокатастрофе погибли сам Евдокимов, водитель и охранник. Родственники губернатора и других погибших так пока и не получили ответа, что стало причиной этой трагедии.



Максим Ярошевский, Москва: Сегодня почтить память Михаила Евдокимова, его водителя и охранника на место гибели приехало несколько тысяч человек. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Олег Купчинский.



Олег Купчинский: На федеральной трассе Ташинта - Новосибирск, на месте автокатастрофы будет открыт мемориальный комплекс и освящена часовня святого Архангела Михаила. Эта часовня строилась по проекту барнаульских архитекторов и на деньги друзей Евдокимова, которые пожелали остаться неизвестными. Часовню окружают 54 березы - именно столько лет прожил Евдокимов.


В Барнауле о сегодняшней дате напоминают щиты с портретом Евдокимова вдоль основных автомагистралей города. А памятные мероприятия начались несколько дней назад в ряде сел Алтая, там прошли вечера памяти. Они начались с минуты молчания и с поминальной молитвы. В селе Паново ученики местной школы рассказали односельчанам о жизни Евдокимова, прозвучали песни и стихи в исполнении самодеятельных коллективов. В селе проходит выставка детских рисунков, посвященных Евдокимову. Местные жители ходатайствовали о присвоении имени Евдокимова одной из улиц села.


Основные мероприятия прошли в родном селе бывшего губернатора - Верховском. Здесь состоялся Кубок Евдокимова - спортивные соревнования среди молодежи района, а также товарищеская встреча по футболу с участием звезд, ветеранов советского и российского спорта.


14 лет подряд Евдокимов проводил на своей малой родине этот спортивный праздник, и теперь его друзья решили продолжить традицию. Вчера на стадионе села Верховское прошли съемки телепрограммы "Аншлаг" и концерт памяти Евдокимова, в нем приняли участие известные артисты и певцы. Многие жители Алтая с теплотой вспоминают народного губернатора.


А между тем вдова Евдокимова, Галина, выступила против того, чтобы по многим регионам открывались фонды имени Евдокимова. Она считает, что созданный ею межрегиональный общественный фонд может сам достойно увековечить память народного губернатора и в будущем осуществлять ряд социальных и культурных проектов. В то же время ряд земляков Евдокимова на Алтае хотят создать в Барнауле самостоятельный фонд, мотивируя это тем, что у них на имя и память Евдокимова больше прав, чем у москвичей.



Максим Ярошевский: Главным обвиняемым в смерти губернатора Евдокимова после трагедии назвали водителя другой машины Олега Щербинского. Обвинение утверждало, что по вине Щербинского "Мерседес" высокопоставленного чиновника совершил на дороге маневр, который привел к аварии. Однако на сторону водителя встали не только его знакомые и родственники, несколько месяцев в России проходили акции протеста автомобилистов в защиту Щербинского. Под давлением общественности Алтайский краевой суд установил, что обвинили Олега Щербинского незаконно. Виновник этой аварии до сих пор не установлен.


Корреспондент Радио Свобода в Екатеринбурге Евгения Назарец беседует на эту тему с председателем Городского комитета защиты прав автолюбителей Георгием Бадьиным.



Евгения Назарец: На ваш взгляд, что изменилось с тех пор в отношения между водителями и ГИБДД, водителями и органами власти? Ведь многие считали, что эта авария послужит уроком.



Георгий Бадьин: Мне кажется, что и судьи, и сотрудники ГИБДД стали понимать, что не всегда возможен такой беспредел, который систематически творится при оформлении таких ДПТ. Не всегда сработает "телефонное право", не исключено повторение именно того, когда из-за засуживания невиновного водителя тысячи его коллег выйдут на улицы и будут требовать законного решения.



Евгения Назарец: Как вы полагаете, что нужно сделать для того, чтобы на дорогах стало безопаснее?



Георгий Бадьин: Вы знаете, вопрос настолько риторический. Что-то делать, конечно, нужно, и даже сам президент нашей страны обратил на это внимание. Нужна полная, комплексная, всеобъемлющая программа. Но, к сожалению, та программа безопасности дорожного движения, которая была разработана по заданию президента правительством, мне, откровенно говоря, после ее изучения показалось, что она создана не для того, чтобы повысить безопасность на дорогах, а для того чтобы освоить миллиарды и миллиарды рублей, которые возможно получить теперь из государственного бюджета. Просто хорошие дороги, скорее всего, приведут к снижению безопасности. Смотрите, улица Космонавтов у нас, сделали ее хорошую - и стали там люди биться, потому что появилась возможность гонять по улицам. То есть нужно изменение законодательства - адекватность наказания опасности нарушения. Скажем, в настоящее время проезд на красный свет - штраф 100 рублей. Либо, скажем, управление тонированным автомобилем - штраф 50 рублей. Ясно, что такие наказания не остановят.



Максим Ярошевский: Акции в поддержку Олега Щербинского, казалось бы, на время объединили автомобилистов по всей России. Изменилось ли на самом деле автомобильное сообщество после этих выступлений? На этот вопрос Радио Свобода лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.



Виктор Похмелкин: История с гибелью Евдокимова и с осуждением Олега Щербинского, прежде всего, показала, что власти, наша правоохранительная система свою несостоятельность. Вопрос должен был решаться не на улицах, а в зале суда, был перенесен просто на улицу недальновидным, неумным решением суда. Если помните, ему предшествовали некоторые заявления президента Российской Федерации, который сам до суда осудил водителя автомобиля праворульной машины, по вине которого якобы погиб Михаил Евдокимов. Кроме того, было выяснено, что была огромная запредельная скорость у этой машины, под 200 километров в час. Это тоже, в общем, вызвало бурю негодования у людей по отношению к номенклатурным автомобилям, их водителям и пассажирам.


Да, конечно, хорошо, что удалось провести несколько массовых акций, хорошо, что многие водители и не только приняли это близко к сердцу. Но, честно говоря, я не стал бы пока еще говорить, что вот именно эти уличные выступления - показатель консолидации водительского сообщества и превращение его в серьезную социальную силу.



Максим Ярошевский: Как вы считаете, чего не хватает российским автовладельцам, автолюбителям для того, чтобы объединиться в какую-то силу, заявить о себе не просто двумя-тремя акциями в защиту одного водителя?



Виктор Похмелкин: Вы знаете, я не вижу в этом необходимости, чтобы объединиться в одну какую-то общую силу. Сейчас действует много различных организаций автомобилистов, каждая из них преследует свои цели и действует на своем участке. Это такой чисто, знаете, подход - обязательно всех объединить в одну организацию. К сожалению, все, так или иначе, общественные объединения и не только они переживают период борьбы за власть, за влияние и так далее. Лучше бы этого избежать. Пусть будет много организаций автомобилистов, но они между собой взаимодействуют и самое главное преследуют общие цели. Поэтому, скажем, мы создали не партию, не организацию, а движение автомобилистов, я считаю, что именно такое массовое движение, к которому может присоединиться кто угодно, где важнее результат, а не какие-то конкретные акции. Все больше и больше людей за рулем начинают сознавать, что у них есть права, что у них есть человеческое достоинство и, в конце концов, это достоинство, эти права очень часто нарушаются из определенного места, а именно там, где расположена наша российская власть. Вот такое понимание приходит. Станут ли автомобилисты политической силой, пока говорить трудно. Важно, что просто с людьми за рулем уже начали постепенно считаться власти.


XS
SM
MD
LG