Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

На руководство Эрмитажа наложат взыскания


Составить полный перечень пропавших в Эрмитаже ценностей можно было бы быстрее, если бы музее хотя бы существовал электронный каталог

Составить полный перечень пропавших в Эрмитаже ценностей можно было бы быстрее, если бы музее хотя бы существовал электронный каталог

Еще один предмет искусства, пропавший из Государственного Эрмитажа, вернулся назад. Накануне к дверям отдела ГУВД по борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей была подброшена очередная икона, которая числилась в списках похищенных из музея. Между тем, в связи с хищением в Эрмитаже 221 предмета ювелирного искусства во всех крупных федеральных музеях России будут проведены дополнительные проверки фондов. Об этом заявили накануне на пресс-конференции руководитель Росохранкультуры Борис Боярсков и глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. Особое внимание решено уделить Эрмитажу.


За минувшие выходные частными владельцами в добровольном порядке были возвращены шесть пропавших из Эрмитажа экспонатов. Если учитывать два более ранних случая, то получается, что найдены уже восемь произведений искусства. И все это - благодаря широкой огласке. Если бы на нескольких сайтах не появился список похищенного с подробнейшими описаниями, добросовестные приобретатели-антиквары так и не узнали бы, что купленные ими вещи на самом деле принадлежат одному из главных музеев страны.


О ходе следствия Борис Боярсков и Михаил Швыдкой говорить отказались, а на вопрос, отчего общественности стало известно о крупной краже лишь недавно (ведь проверка, обнаружившая хищение, проводилась весной), говорят: в Эрмитаже сначала пытались выяснить, не затерялись ли экспонаты где-то внутри обширнейших фондов. Впрочем, «такого вопроса не возникло бы, если бы, прямо скажем, не в самом бедном музее страны, существовал электронный каталог», - заявляет Борис Боярсков.


«В учете материальных, культурных ценностей в Эрмитаже проблемы существуют достаточно давно. Несколько проверок подтвердили подобного рода выводы, руководству музея указывалось на несовершенство учета. Мы, проводя проверку вместе с Роскультурой, совсем недавно убедились в том, что учет этот носит очень запутанный формат, он не позволяет отслеживать в реальном времени фактическое нахождение предметов в хранилище, на выставках, внутри других подразделений и это создает значительные проблемы с инвентаризацией».


Инвентаризация проводится постоянно, как выразился Борис Боярсков, «в текущем режиме», только вот о конечных результатах проверки мы сможем узнать еще очень нескоро. По планам инвентаризационной деятельности, которые утверждены руководством Эрмитажа в 1999 году, некоторые из фондов должны быть окончательно инвентаризованы лишь в 2014-м: «Это действительно серьезная, большая работа, которой конечно помогло бы, с нашей точки зрения, внедрение современных средств учета материальных ценностей. Казалось бы, что проще, форматировать в современных базах данных, осуществлять фотографирование, описание культурных ценностей. Но, если в Эрмитаже приказ о введении электронной базы данных в музейной коллекции был подписан в 1999 году, то за прошедшие семь лет было, таким образом, оприходовано 153 тысячи единиц хранения из 2 миллионов 800 с лишним тысяч единиц хранения всего в музейной коллекции. Простые арифметические подсчеты показывают, что, если двигаться нам дальше такими темпами, то нормальный, современный учет в Эрмитаже будет достигнут через 70 лет».


Ни в Росохранкультуре, ни в Роскультуре такой срок никого, естественно, не устраивает. Электронные каталоги - это хорошее средство для предотвращения краж в хранилищах, ведь именно они, как это ни грустно, случаются теперь чаще всего.


«Мы ежегодно фиксируем от 50 до 100 случаев хищения культурных ценностей в наших музеях, - говорит руководитель Росохранкультуры. - И, если в результате усовершенствования технических средств внимание к вопросам охраны, которое проявляет и музейное сообщество, государство, финансируя эту работу, удалось сохранить количество вульгарных хищений из наших хранилищ, то мы наблюдаем рост скрытой преступности, возникшей в результате предательства элиты нашего музейного сообщества - хранителей. Сначала это истории подобного рода относятся, наверное, к 2000 году, когда более 300 произведений исчезли из Государственного исторического музея. Мы были свидетелями подобного рода хищений 180 предметов из оружейной коллекции Петропавловской крепости, по результатам которой так никто и не понес заслуженное, с моей точки зрения, наказание. После этого события совсем недавнего прошлого в Таганрогском музее, где уехавшей за границу хранительницей были переданы достаточно формально и приняты совершенно формально художественные произведения, в результате чего лишь в прошлом году удалось на рынке уже обнаружить картину, пропавшую из этого музея».


Перечень можно было бы еще долго продолжать. Как заявляет глава Федерального агентства по культуре Михаил Швыдкой, музеи слишком уж увлеклись выставочной деятельностью - в ущерб другому направлению работы:


«Существенный перекос, который произошел в ряде музеев, особенно тех, которые интересны для мирового музейного сообщества, прежде всего по выставочной работе, это беда 90-х годов. Это беда, связанная с недостаточным финансированием музеев, с тем, что музеи сидели даже не зарплате, ну а чаще всего только на зарплате и надо было зарабатывать деньги, и музейная выставочная деятельность в ряде музеев, особенно, повторяю, самых первых, она превалирует. Но хочу сказать сразу, именно тогда, когда вещи выезжают на выставку, они экспертируются, в том числе и со стоимостной точки зрения, и на подлинность, и так далее. Если говорит, скажем, о составе эрмитажных коллекций, то наиболее часто вывозимые вещи, а это западное искусство, прежде всего, в Эрмитаже экспертировалось регулярно и это приблизительно 86% коллекции. В худшем смысле было действительно ювелирное искусство, та часть его, которая не вывозилась, русская часть в частности. Эти коллекции действительно не рассматривались, начиная с 1949 года, всерьез».


По мнению Михаила Швыдкого, проблема Эрмитажа связана с методикой учета и хранения. И то, что в Эрмитаже нарушались и инструкции Министерства культуры и собственные инструкции - это очевидно. «И в этом смысле мы, как орган, который призван как бы управлять имущественным комплексом, учреждениями культуры, курировать их, мы, конечно, наложим все необходимые взыскания руководству Эрмитажа, которые нужно сделать, безусловно».


Каким будет наказание, Михаил Швыдкой не сообщает, только говорит, что не избежит его и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.



XS
SM
MD
LG