Ссылки для упрощенного доступа

Ученый Оскар Кайбышев признан виновным в передаче технологий Южной Корее


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.



Дмитрий Волчек : Сегодня Верховный суд Башкирии вынес обвинительный приговор уфимскому ученому физику, директору НИИ проблем сверхпластичности металлов Оскару Кайбышеву, обвинявшемуся в незаконной передаче технологии двойного назначения южнокорейской компании. Он приговорен к 6 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года. Помимо этого суд запретил Кайбышеву занимать руководящие должности в научных учреждениях в течение 3 лет. Подробности в репортаже Карэна Агамирова.



Карэн Агамиров: По убеждению обвинения, информацию, переданную Оскаром Кайбышевым, можно было использовать при создании вооружения и военной техники. Суд не внял экспертным оценкам. В заключениях специалистов Российской Академии наук и Министерства экономического развития и торговли сделан вывод о том, что состав преступления в действиях ученого отсутствует. Адвокаты и сам Оскар Кайбышев убеждены: за всем этим стоит месть спецслужб. Дело в том, что в НИИ проблем сверхпластичности металлов работал человек ФСБ по фамилии Глухов, и он при закупке оборудования присвоил крупную денежную сумму. Директор НИИ Кайбышев подал заявление в суд, и тогда Глухов пригрозил: если не заберешь заявление - получишь уголовное дело по «двойным технологиям». Так и произошло. Итог - 6 лет лишения свободы условно.


Как только Оскар Кайбышев вышел из здания суда, мы с ним связались по телефону.


Вы все равно не довольны приговором, да?



Оскар Кайбышев : Естественно. Если невиновного человека осуждают, кто будет доволен! Здесь оказано беспрецедентное давление на судью. Они просто там не вылезали. Вчера три часа они председателя Верховного суда держали в ФСБ, пока не добились этого решения. То, что прокуратура записала, он все и зачитал. Были свидетели, которые все показывали, все было фактически разрушено, никаких двойных технологий, конечно, нет и в помине. Но машина уже ФСБэшная она здесь работала вот и все.



Карэн Агамиров: Дальше обжаловать будете приговор?



Оскар Кайбышев : Сейчас адвокаты мои изучат дело, и мы придем к какому-то выводу. Работают они на жуликов. Жулики соединились теперь. Даже местного ФСБэшника, когда спросили, что, мол, Кайбышев говорит, что ты работаешь по заказу этого жулика. Он сказал, что это не жулик, у них спор с Кайбышевым, двух хозяйствующих субъектов. Вор и жертва, оказывается, у нас два хозяйствующих субъекта.



Карэн Агамиров: А как фамилия этого представителя ФСБ, чтобы народ знал своих героев?



Оскар Кайбышев: Его фамилия Черноков.



Карэн Агамиров: Черноков.



Оскар Кайбышев : Да, генерал.



Карэн Агамиров: У вас еще какая-то осталась надежда на справедливость? Может быть, президенту написать, в конце концов.



Оскар Кайбышев : (Смеется) Нет. Я не знаю, вы вообще владеете ситуацией, которая сейчас у нас в России идет? Сейчас писать президенту и писать в ФСБ - это одно и тоже.



Карэн Агамиров: А вот размышления о деле Кайбышева академика Российской Академии наук Юрия Рыжова.



Юрий Рыжов : Есть ли у нас такое огромно количество спецслужб в стране, которое не справляется с основными своими обязанностями, например, сегодняшний Дагестан, когда убивают прокурора, взрывают министра внутренних дел. А у нас есть ФСБ, ФСО, МВД, не говоря уже о других спецслужбам, то им ничего не остается, как зарабатывать себе право на существование путем преследования самых безобидных людей - ученых людей. Эта тенденция по нарастающей идет все время. Потому что они всевластны. Над ними контроля никакого нет, потому что у них во главе стоит их человек. У нас произошло сращение коррумпированного государства и спецслужб этого государства с криминалом на всех уровнях, начиная от палаточной какой-то торговки и кончая самым верхним уровнем экономики страны.



Карэн Агамиров: Что дальше? Это и других ученых могут также на крючок...



Юрий Рыжов: Во-первых, сейчас уже люди сидят по 13-15 лет получили ни за что, сидят сейчас. Сидят под следствием, еще не осужденные, но уже посаженные в следственные изоляторы люди Королева, из головного института ракетно-космической промышленности. Накаты идут на другие отраслевые институты ракетно-космической и авиационной отрасли. Институты, которые создавали научно-техническое обеспечение всей нашей авиационной и космической ракетной техники.



Карэн Агамиров: И со стороны президента ничего?



Юрий Рыжов : К президенту обращались. Президент не отвечает. Мы же обращались! И я, и Гинзбург писали по всем этим делам и по всем инстанциям. Последней инстанцией была Общественная палата. Они опубликовали... Кучерена подготовил такое заявление Общественной палаты и тихо вывесил его на сайте 30 июня. Я ему звоню и говорю: "Анатолий, мы бы хотели, чтобы это обращение было с адресом - к президенту, прокурору и так далее". "Ну, вот мы забыли". А сегодня мне звонят с НТВ что ли. Они пытались обратиться к Кучерене. Он сказал, что комментариев не дает. Потому что они все там ангажированы. Общественная палата известно, как формировалась.



Карэн Агамиров: Какой-то свет в конце тоннеля есть?



Юрий Рыжов : Не вижу.



Карэн Агамиров: Грустно вывел академик Рыжов.



XS
SM
MD
LG