Ссылки для упрощенного доступа

Совет Безопасности ООН пока не может определиться с резолюцией по ливанскому кризису


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шароградский.



Кирилл Кобрин : Совету Безопасности ООН на своем заседании в среду вечером не удалось согласовать проект резолюции, призванной положить конец боевым действиям в Ливане и Израиле. Бейрут требует безусловного вывода израильских войск с ливанской территории. Израиль заявляет, что уйдет из Ливана только после полного подавления боевой мощи группировки "Хезболлах". Тему продолжит мой коллега Андрей Шароградский.



Андрей Шароградский : Главным условием принятия резолюции, призывающей к прекращению огня в Южном Ливане, является согласие как Бейрута, так и Тель-Авива на размещение в зоне конфликта международных миротворческих сил. Это подчеркнул и министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, прибывший с очередной посреднической миссией на Ближний Восток.



Франк-Вальтер Штайнмайер : Проект резолюции Совета Безопасности ООН, который будет вынесен на голосование на этой недели, предоставляет реальный шанс для срочного и столь необходимого прекращения огня на Ближнем Востоке. Предпосылкой для этого является то, что обе стороны - и Израиль, и Ливан - согласны на размещение в приграничных районах Южного Ливана международных стабилизационных сил.



Андрей Шароградский : Говорил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.


Премьер-министр Великобритании Тони Блэр, добивающийся скорейшего принятия резолюции ООH, вчера, еще до начала заседания Совета Безопасности, выражал надежду, что документ будет принят немедленно. Вот, что Блэр заявил в Лондоне:



Тони Блэр : Прекращения огня можно добиться только путем соглашения, политического соглашения, оговаривающего условия перемирия. Я полагаю, что это возможно. Я лично надеюсь, что резолюцию ООН удастся согласовать уже в эту среду. И тогда мы сможем начать работать над долговременным решением проблемы.



Андрей Шароградский : Однако надеждам британского премьера не суждено было сбыться - из-за несогласия Ливана и поддерживающих его арабских стран с предлагавшимся проектом резолюции.


Накануне ливанское правительство объявило о готовности разместить в так называемой "буферной зоне" 15 тысяч своих военнослужащих. Однако специально прибывшая в Нью-Йорк делегация министров иностранных дел стран Лиги Арабских государств потребовала также немедленного вывода израильских войск с ливанской территории. В противном случае, заявляют члены делегации, Ливан ждет гражданская война. Эти требования поддержали постоянные члены Совета Безопасности ООН - Россия и Китай. Израиль, в свою очередь, выдвигает в качестве условия вывода своих войск разоружение боевиков группировки "Хезболлах".


Эти принципиальные разногласия не позволили накануне принять проект резолюции Совета Безопасности, предлагавшийся Францией и Соединенными Штатами, и предполагавший совместное патрулирование в зоне конфликта, в том числе и с участием израильских подразделений.


Отвергая этот проект, министр иностранных дел Ливана Тарек Митри отметил, что текст резолюции призывает Израиль только прекратить "наступательные операции". Этого, по мнению министра, явно недостаточно:



Тарек Митри : Мы все знаем, что Израиль никогда не признавал, что его действия в Ливане носили иной характер, кроме оборонительного. Все войны, начатые Израилем в нашей стране, провозглашались акциями самообороны. В этом смысле, такая резолюция оставляет Ливан крайне уязвимым перед Израилем.



Андрей Шароградский : Тарек Митри также обвинил членов Совета Безопасности в бездействии, в то время как в Ливане гибнут мирные жители:



Тарек Митри : Двадцать семь дней назад мы призывали к немедленному прекращению огня. Более девятисот жизней назад мы призывали к немедленному прекращению огня. Более трех тысяч раненых мирных жителей назад мы призывали к немедленному прекращению огня.



Андрей Шароградский : Посол Израиля в ООН Дан Гиллерман в ответ вновь заявил, что боевики "Хезболлах" используют мирных жителей в качестве живого щита.



Дан Гиллерман : Я верю, что народ Ливана, прошедший через боль и страдания последних недель, убедился в абсолютном безразличии к нему боевиков "Хезболлах", которые утверждают, что сражаются за интересы ливанцев, а сами размещают свои боевые позиции рядом со спящими детьми.



Андрей Шароградский : Дан Гиллерман еще раз подчеркнул, что Израиль не пытается разделить Ливан. Это борьба не за территории, а против террористов, сказал израильский посол в ООН.


Сегодня обсуждение проекта резолюции Совета Безопасности ООН по Ливану продолжится. Наблюдатели полагают, что в сложившейся ситуации принятие резолюции возможно только в том случае, если США и Франция пойдут на некоторые уступки требованиям арабских стран. Эксперт вашингтонского фонда "Наследие" Джеймс Филлипс уверен, однако, что без реального разоружения группировки "Хезболлах" даже одобренная Совебезом резолюция не позволит прекратить боевые действия.



Джеймс Филлипс: Я не уверен, что резолюция о прекращении огня коренным образом изменит ситуацию на поле боя. Даже если США и Франция пойдут на значительные уступки арабским странам и резолюция будет принята Советом безопасности, и даже если с ней будут согласны Израиль и Ливан, документ останется просто бумагой, если "Хезболлах" не прекратит огонь, на который Израиль будет вынужден отвечать.


В результате заявления ливанского премьера о готовности ввести правительственные войска в Южный Ливан, возможно, будет достигнуто какое-то соглашение между Тель-Авивом и Бейрутом, но не с движением "Хезболлах". В текст резолюции Совета Безопасности и любого соглашения между Израилем и Ливаном должен быть включён пункт об обязательном и немедленном разоружении организации "Хезболлах". Но я не думаю, что организация разоружится сама, а ливанская армия сделать это силой не сможет.



Ян Рунов: Как вы оцениваете позицию российского правительства в этом конфликте, и может ли Россия взять на себя более заметную роль?



Джеймс Филлипс: Я думаю, Россия играет положительную роль, выступая за прекращение военных действий обеими сторонами. Но, видимо, Москва могла бы активнее использовать свои связи с Ираном и Сирией, чтобы те оказали давление на организацию "Хезболлах", потребовав от неё прекращения нападений на Израиль.



Ян Рунов: Вы сказали «могла бы», но будет ли?



Джеймс Филлипс: Я не уверен, что иранцы или сирийцы хотят этого.



Андрей Шароградский : Это был эксперт по Ближнему Востоку вашингтонского фонда "Наследие" Джеймс Филиппс. Вопросы ему задавал мой нью-йоркский коллега Ян Рунов.



Материалы по теме

XS
SM
MD
LG