Ссылки для упрощенного доступа

В Душанбе прошли похороны лидера Партии исламского возрождения Таджикистана Саида Абдулло Нури


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Душанбе Малика Рахманова.



Андрей Шарый: Сегодня в Душанбе прошли похороны лидера Партии исламского возрождения Таджикистана Саида Абдулло Нури, вождя таджикской оппозиции. Он, создав первую в Центральной Азии исламскую партию, возглавил вооруженную объединенную таджикскую оппозицию во время гражданской войны в Таджикистане в начале 90-х годов. Он же стал одной из ключевых фигур национального примирения. Нури скончался в среду в возрасте 59 лет.



Малика Рахманова: Саид Абдулло Нури попал в поле зрения специальных служб Советского Союза в 70-е годы, когда создал подпольную Исламскую партию в Таджикистане. Был приговорен к двум годам лишения свободы. Наказание отбыл в Сибири. Создатель первой и единственной Исламской партии в Центральной Азии в 1975 году. Во время гражданской войны в 90-е годы в Таджикистане Нури возглавил вооруженные формирования объединенной таджикской оппозиции и стал влиятельной политической фигурой. Он являлся сторонником умеренного ислама. Своим авторитетом Нури удавалось балансировать отношения между внутрипартийными силами, радикальными и умеренными исламистами. Его бывший соратник и заместитель, ныне – член высшей палаты парламента Таджикистана Ходжи Акбар Тураджонзода отзывает о Нури как о человеке, который сумел найти компромисс во благо интересов нации.



Ходжи Акбар Тураджонзода: Учитель Нури имел уникальную натуру. В течение своей недолголетней жизни он совершил огромное количество положительных дел, был одним из тех, кто попытался предотвратить гражданскую войну в 1992 году и позже пытался вернуть стране мир и стабильность.



Малика Рахманова: Власти Таджикистана пошли на контакт с оппозицией в 1997 году, при подписании мирного соглашения в Москве. Россия выступила одним из главных гарантов выполнения соглашения о мире в Таджикистане. Из пяти раундов межтаджикских переговоров три встречи прошли в Москве. В итоге мирное соглашение было подписано в Кремле 27 июня 1997 года при участии Ельцина.



Борис Ельцин (архив): Этот день должен войти в историю Таджикистана памятной светлой страницей. Только что подписан документ между президентом республики Таджикистан и объединенной таджикской оппозицией.



Малика Рахманова: Многие эксперты считают, что, несмотря на большое количество сторонников, Исламская партия возрождения так и не смогла занять устойчивую позицию в Таджикистане. На двух последних парламентских выборах партия получила по 2 места в Маджлиси. По мнению экспертов, президенту республики Эммомали Рахмонову удалось не только устранить с политической арены влиятельных полевых командиров, поддерживающих оппозицию, но и подавить влияние самого Нури. Снижение влияния Нури убеждало молодых лидеров партии в необходимость создать коалицию с правящей партией президента. Говорит руководитель душанбинского отдела оппозиционного Демократической партии Таджикистана Раджаби Мирзо.



Раджаби Мирзо: Я думаю, если бы даже господин Нури не ушел из жизни, он бы не имел серьезного влияния ни на политическую ситуацию в стране, ни на предстоящие президентские выборы. Так как хорошо помню, что в последнем интервью местной газете он говорил о возможной перспективе создания предвыборной коалиции с правящей Народно-демократической партией Рахмонова.



Малика Рахманова: К России оппозиция Таджикистана всегда относилась настороженно. Она обвиняла Москву во вмешательстве в политику страны и поставках оружия правительству республики. Присутствие таджикской оппозиции в государственных структурах и ее возможные связи с исламским миром вызвали озабоченность России.


Таджикский аналитик Рашид Гани отвечает на вопрос о том, насколько серьезно Россия воспринимала Партию исламского возрождения как исламского движения в Таджикистане и партию бывшего вооруженного объединения.



Рашид Гани: Россия воспринимала господина Нури чрезвычайно серьезно, адекватно его месту вначале и адекватно его роли в организации. России угрозы в 90-е годы исходили для прежде всего в результате тех процессов, которые происходили прежде всего в самой России, что она никак не могла определиться со своим путем развития, не могла определиться с адекватной политикой в России бывших советских республик, не могла выстроить баланс своих интересов между ориентацией на Запад и на Восток, и так далее. Поэтому никакие партии не могли создавать какую-то угрозу безопасности России. Угрозу для России составляло неадекватное восприятие процессов в самой России.



Малика Рахманова: О том, кто может занять место лидера оппозиции после смерти Нури, говорит независимый эксперт Умет Бабаханов.



Умет Бабаханов: Мухиддин Кабири как бы по статусу является заместителем председателя партии, и наверняка его кандидатура будет обсуждаться. И я думаю, что власти Таджикистана хотели бы видеть именно этого человека на месте председателя партии. Однако господин Кабири человек модернистский, европеизированный, поэтому большой вопрос – хватит ли ему влияния, чтобы стать лидером партии, большинство членов которой смотря в противоположную от Запада сторону?



Малика Рахманова: Официальная причина смерти Саида Абдулло Нури – рак. Эксперты считают, что смерть вождя таджикской оппозиции не вызовет заметных изменений в политической жизни страны.


XS
SM
MD
LG