Ссылки для упрощенного доступа

«Урфин Джюс»: тексты и музыка на равных друг с другом


«Шесть лет жизни. Три студийных альбома. Двадцать пять концертов. Победы на рок-фестивалях. Статус легендарной рок-группы»
«Шесть лет жизни. Три студийных альбома. Двадцать пять концертов. Победы на рок-фестивалях. Статус легендарной рок-группы»

Свердловская, а ныне Екатеринбургская рок-группа «Урфин Джюс» отмечает свое 25-летие. По этому поводу давно не выступавшие вместе музыканты собрались, чтобы сыграть единственный концерт.


Шесть лет жизни. Три студийных альбома. Двадцать пять концертов. Победы на фестивалях в Баку и Вильнюсе. Статус легендарной рок-группы и прозвище «дедушка уральского рока», прилепившееся к основателю «Урфин Джюса» Александру Пантыкину: «Группа "Урфин Джюс" была радикальной, в свое время, и она радикальна по сей день именно одной своей главной фишкой: соотношением музыки и текстов в песнях, — говорит Александр Пантыкин. — Русский рок был изначально роком текстуальным, и все основные группы, которые составлялись в это время были группами текстуальными. Это группа "Машина Времени", "Воскресение", "Аквариум". Все эти группы, прежде всего, обращали внимание на текст. Музыкальная составляющая у этих групп всегда была на втором, а иногда и на третьем, месте. В группе "Урфин Джюс" это соотношение было принципиально другим. Тексты и музыка были всегда на равных друг с другом. И я считаю, что до сих пор, групп равных "Урфин Джюсу", в этом смысле, по большому счету, не появилось».


«Чтобы заработать на жизнь, музыканты играли по ресторанам»


Первый концерт «для своих» «Урфин Джюс» (в составе Александр Пантыкин — бас-гитара, Иван Савицкий — барабаны и Юрий Богатиков — гитара) отыграл 29 декабря 1980 года. Но днем рождения группы музыканты договорились считать день записи первого альбома «Урфин Джюса» «Путешествие», в котором участвовал уже другой барабанщик Александр Плясунов, а все тексты написал будущий автор песен «Наутилуса» Илья Кормильцев. Записывали альбом в мае 1981-го года на Свердловской Государственной Телерадиокомпании. Предприятие было и остается режимным — вахта, охрана, сторожевые собаки — и Пантыкину с сотоварищами пришлось проникать на территорию едва ли не через забор. Но договорились с тамошними звукарями. И пролезли. И абсолютно бесплатно проработали в павильоне три дня. И записали «Путешествие».


Чтобы заработать на жизнь, музыканты играли по ресторанам. А первый настоящий концерт «Урфина Джюса» состоялся в июне 81-го года. В Свердловском Архитектурном институте был организован рок-фестиваль. Событие, по тем временам, невероятное и даже фантастическое. «Формально его пришлось маскировать под студенческий вечер», — вспоминает один из организаторов фестиваля, штатный фотограф "Урфин Джюса", а ныне руководитель сразу двух екатеринбургских телекомпаний Олег Ракович. — Пантыкин — мощный басист, мощный вокалист. Неземная энергетика просто. Тем более, что они открывали фестиваль, их звучание легло на тишину, еще не было послевкусья. Они были первооткрыватели, но это был не салат — это было основное блюдо. С точки зрения музыки».


Вскоре Пантыкину стало ясно — его команда, что называется, «не тянет». Гитариста Богатикова гораздо больше рок-н-ролла интересовал джаз и авангард, а барабанщик Плясунов крепко пил. И тогда Пантыкин решил поменять его на Владимира Назимова, никому в ту пору неизвестного восемнадцатилетнего парня из небольшого городка Верхняя Пышма под Екатеринбургом: «Я умудрился сесть в таком месте, где было слышно текст, — вспоминает Валерий Назимов, — а писал тексты Кормильцев, я был просто прибит… Я понял, что дано человеку писать. А первое впечатление, я бы не назвал его позитивным. Я просто не понял. Качество аппарата, уровень исполнительского мастерства — все было, мягко говоря, в начинающемся режиме. Поэтому восторга большого не было, но общее ощущение было, что люди занимаются серьезным делом. И, потом, Сашка же был знаком с огромным количеством классической музыки. А это оставляет отпечаток, когда человек пишет».


«Урфин Джюс» — азербайджанская группа?


Следующим стал гитарист Егор Белкин. Тоже музыкант из Верхней Пышмы, игравший с собственной командой «Р-Клуб». Уже осенью того же 1981-го Пантыкин, Назимов и Белкин отправились на рок-фестиваль Азербайджанского инженерно-строительного института в Баку. «Это был наш первый крупный выезд, — вспоминает Егор Белкин. — В другую страну, где еще играли застольную комсомольскую музыку. А мы сыграли довольно скованный репертуар, и нас так здорово приняли. Для меня это было важно, потому что это происходило тогда, когда вы еще не знаете, понравится это публике или нет. Важно, чтобы вас, хотя бы поначалу, поддержали. Когда вы уже заматереете, вас трудно будет обидеть, а поначалу эта поддержка была очень важна. Это был фантастический прием. Бедные комсомольцы просто обделались, потому что они не знали, что делать: то ли ментов вызывать, то ли что?»


«Если вам кто-нибудь скажет, что «Урфин Джюс» — азербайджанская группа, верьте, — шутит теперь барабанщик Владимир Назимов. — Там буква "ж" звучит очень мягко, и я помню, мы от этого очень сильно тащились, а они еще говорили "Урфин Дж-ж-жю-ю-юс, да?"»


После возвращения из Баку музыканты обосновались в Верхней Пышме, в клубе при заводе игрушек «Радуга». Руководство игрушечной фабрики так гордилось «собственной» рок-группой, что когда «Урфины» задумали писать на Свердловской киностудии свой новый альбом, безропотно оплатило аренду тон-ателье и работу звукооператоров. Александр Пантыкин теперь называет эту запись самым ярким событием в истории группы: «Это когда, несмотря ни на что, был сделан абсолютно колоссальный вклад в культуру нашей страны (как сейчас я это понимаю), потому что альбом "Пятнадцать" — классический альбом, равных которому, с точки зрения текстов, музыки, аранжировок, использования оркестра — нет. Плюс, мы были пионерами на канальной записи. Тогда еще никому и не снилось так записываться. То есть, это альбом, который я могу совершенно откровенно отнести к неким вершинам своей творческой деятельности», — гворит Александр Пантыкин.


«За группу взялись партийные функционеры»


С песнями из «Пятнадчика» группа отправилась на рок-фестиваль «Опус» в Вильнюс, где получила Гран-при, а Егор Белкин был признан лучшим гитаристом. «Я Саше очень благодарен за то, что он меня заставлял клавишные вещи, которые он писал, исполнять на гитаре, а это удовольствие особого рода, но зато у меня выработался свой стиль игры, — говорит Егор Белкин. — Дело в том, что тогда считалось, что в группе не должно были играть больше троих. Все должно быть на гитаре. Насколько я понимаю, в качестве модели выбраны были Led Zeppelin и канадская группа Rush, которые тоже играли втроем».


И тут началось. За группу взялись партийные функционеры. Играть «Урфину Джюсу» практически не давали — в составе «официальной» группы «Глобус» музыканты «лабали» песни советских композиторов на праздниках в ЦПКиО, где вместе с ними «пилил» на гитаре, живший тогда в Свердловске Юрий Шевчук. Жил он то в парке, в каморке за сценой, то на балконе в квартире у Пантыкина… Впрочем, Шевчук — это совсем другая история… А «Урфин Джюс»? Как это ни странно, катался по стране — концерты в Волгограде, Челябинске, Казани — везде успех, овации, поклонники. А дома — вызовы в обком партии и назидательные многочасовые беседы. Вскоре подключилась пресса. «Кому нечего сказать, громче всех кричит», — обвиняла газета «Литературная Россия», «Злой волшебник "Урфин Джюс"», — обзывалась «Вечерняя Казань». Пантыкин пытался объясняться: «" Урфин Джюс " мне понравился тем, что из злого военачальника, который случайно нашел некий порошок, с помощью которого оживлял деревянных солдат, превратился в доброго садовника, который, под конец своей жизни, начал выращивать цветы и приносить людям красоту».


«Наутилус Помпилиус»


Третий альбом «Жизнь в стиле heavy-metal» записывали труднее всего. И получился он какой-то усталый и блеклый. «Залитовать» его так и не удалось. И 21 ноября 1984 года городской отдел культуры официально объявил о расформировании группы. Свой последний концерт на первом фестивале Свердловского рок-клуба «Урфин Джюс» отыграл в июне 1986-го. Вместе с «Наутилусом» и «Чайфом». Выступление, как теперь вспоминает очевидец событий Олег Ракович, вышло провальным: «Самое яркое отрицательное событие в истории группы " Урфин Джюс " — это появление группы " Наутилус Помпилиус " . Потому что Славка стал успешным и всех утянул за собой. И " Урфин Джюс " доразломался…»


Конечно, никто никуда не делся. Пантыкин организовал собственную студию. Пишет музыку для театра и кино, детские сказки, симфонии. Много работает на заказ. Кормильцев прошел шумный путь с «Наутилусом», перебрался в Москву, где ныне возглавляет издательство «Ультра.Культура». Назимов играл в «Чайфе», в «Наутилусе», в «Апрельском марше». Ушел в бизнес. Потом вернулся и часто работает с Пантыкиным в качестве сессионного музыканта. Белкин поработал с Бутусовым, вместе с Настей Полевой организовал группу «Настя» и переехал в Питер. Все отлично выглядят, да и чувствуют себя, кажется, тоже отлично. А раз в пять лет собираются и играют юбилейный концерт.


Действительно, судьба разных людей и сложилась по-разному.


XS
SM
MD
LG