Ссылки для упрощенного доступа

Ефим Фиштейн: «Сказка станет былью»


Казалось, что, предписав идеальную кривизну бананов и допустимую вонючесть сыров, европейский чиновник исчерпал запасы своего деструктивного воображения. Как бы не так! Недавно Еврокомиссия приняла Свод правил по регистрации, оценке и разрешению химических продуктов, который принято обозначать английской аббревиатурой REACH. Чтобы оценить этот плод интеллектуальных усилий еврокомиссаров, необходимо сделать небольшое отступление.

В последние полтораста лет продолжительность жизни в развитых странах стремительно растет – на 15 секунд в минуту! Иными словами, каждые 4 года жизнь европейцев и американцев удлиняется на целый год. А в развивающихся странах и того пуще – на 20 секунд в минуту! Сказать спасибо за это надо прежде всего химической промышленности.

Медикаменты, препараты и прочие химические продукты практически сводят на нет большинство смертельных детских заболеваний, уничтожают болезнетворные зародыши, дезинфицируют ранения и облегчают хирургическое вмешательство. Пестициды охраняют поля от саранчи и прочих тварей, сложные лекарства помогают человеческому организму бороться с раковыми, сердечно-сосудистыми и бог весть, какими еще заболеваниями. У всего на свете есть своя оборотная сторона – есть она и у большинства химикалий, как природных, так и синтетических: в больших дозах они могут убить. Как известно, любое лекарство может быть ядом и наоборот – все зависит от дозировки. Впрочем, это относится ко всему, что встречается в природе – если перебрать, можно отравиться чем угодно, даже кислородом. Взгляните на упаковку мультивитаминов: в каждой таблетке вы найдете две дюжины составляющих, из которых любая может вас отправить на тот свет, если не знать меры.

Человечество давно научилось находить баланс между потенциальным вредом и пользой химикалий – об этом свидетельствует и утешительная статистика в начале этой колонки. Но чиновники ЕС так не считают. Упомянутый Свод правил под названием REACH предписывает, что ни один из 30 тысяч употребляемых препаратов, ныне и присно, не должен содержать ни одного компонента, который может быть вреден для организма в любых количествах. С медицинской точки зрения такое требование – пример чистого лунатизма, с экономической – настоящее бедствие для фармацевтов. Разработчики аргументируют тем, что в настоящее время от передозировки медикаментов гибнет в среднем 4 с половиной тысячи европейцев в год. Логика явно сомнительная: реально ли запретить все, чего можно перебрать? Зато не вызывает сомнения, что в результате запрета высокоэффективных препаратов, опасных лишь при передозировке, под угрозой окажутся здоровье и жизнь тысяч, если не миллионов европейцев. Не говоря уже о том, что необходимость отозвать с рынка свои продукты больно ударит по крупным и пустит ко дну малые и средние фармацевтические предприятия Европы. Безработицу в Европе эта мера наверняка не снизит. Разве что придется нанимать толпы новых чиновников, чтобы проследили за претворением невозможного в жизнь.
XS
SM
MD
LG