Ссылки для упрощенного доступа

Президент Грузии проходит курс тренировок в лагере резервистов


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Георгий Кобаладзе и военный эксперт Коба Ликликадзе.



Андрей Шарый: Президент Грузии Михаил Саакашвили считает, что базовые навыки резервиста должен получить каждый житель республики в возрасте до 40 лет. Главнокомандующий грузинской армии сам проходит курс тренировок в лагере резервистов Осиаури. Свободное время, как сообщают журналисты, Саакашвили посвящает чтению "Искусства войны" на английском языке. По словам командира батальона, президент хорошо справляется с обязанностями резервиста. Подробнее об этом корреспондент Радио Свобода в Тбилиси Георгий Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе : По росту военных расходов Грузия опередила большинство стран мира. Если в 2003 году на нужды армии правительство Шеварднадзе истратило около 50 миллионов долларов, то в 2006 фактические расходы на нужды обороны (не только из бюджета, но и разных фондов) увеличились в десять раз и достигли полумиллиарда долларов.


Однако Михаил Саакашвили считает наиболее важным направлением привлечение широких слоёв населения к строительству вооружённых сил. Любимым детищем грузинского лидера стало движение резервистов. Ежегодно тысячи людей на добровольной основе проходят подготовку по специальной программе в лагерях резервистов, разбросанных по всей территории страны, в том числе вблизи зон конфликтов вокруг Абхазии и Южной Осетии.


В нынешнем году президент Грузии решил личным примером поддержать резервистов и заявил, что проведёт свой десятидневный отпуск не на черноморском побережье (как в прошлые годы), а в обычном лагере резервистов в меле Осиаури, что в 25 километрах от Цхинвали.


Рядовой резервного батальона Михаил Саакашвили живёт в обычной палатке вместе с несколькими депутатами грузинского парламента, членами пропрезидентской партии «Единое национальное движение», которые, конечно, тут же воспылали желанием послужить родине в одном строю с президентом. Михаил Саакашвили спит на обычной кровати, встаёт в шесть часов утра, стоит в строю, обедает вместе с сослуживцами. Согласно программе подготовки резервистов, Михаилу Саакашвили предстоит 25-километровый марш-бросок, строевая подготовка, стрельба из нескольких видов оружия. Все резервисты, в том числе и Михаил Саакашвили, после завершения сборов получат в подарок свою военную форму, за ним будет закреплён номерной автомат Калашникова, который будет храниться в районном отделении полиции по месту жительства резервиста.


Конечно, Михаил Саакашвили почти ежедневно встречается с журналистами и делает важные политические заявления, усиливая, тем самым, государственное значение формы и содержания своего отпуска.



Михаил Саакашвили : В тех условиях, когда против нас скрежещут зубами, мы должны быть готовы в любое время поставить под ружьё сто тысяч резервистов. Я уже дал распоряжение министру обороны построить в лагерях резервистов коттеджи вместо палаток, чтобы резервистов можно было подготавливать весь год, а не только летом. Кроме того, каждый гражданин страны от 25 до 40 лет, согласно новому законопроекту, будет обязан ежегодно проходить двухнедельные сборы резервистов.



Георгий Кобаладзе : Дополнительный штрих к инициативе главы государства добавил командующий национальной гвардией Акакий Бобохидзе, который сообщил, что двухнедельные военные сборы станут обязательными не только для мужчин, но и для женщин. Представительницы прекрасной половины резерва могут рассчитывать на небоевые специальности.



Андрей Шарый: О концепции военной политики президента Грузии Михаила Саакашвили, о том, что сейчас представляет собой грузинская армия, я беседовал с тбилисским военным экспертом Кобой Ликликадзе.



Коба Ликликадзе: Одно из основных обещаний в программе президента, когда он еще после "революции роз" встречался с военными, он сказал, что сделает все, чтобы военная служба была приоритетной. Тогда и создавалась идея такой широкомасштабной мобилизации грузинской армии, хотя из-за ограничения финансов в прошлом году подготовлено около 3 тысяч человек. В обществе смотрят на это по-разному. Потому что первый поток мобилизации все-таки касался так называемому административному ресурсу. Тут же в обществе и в прессе появилось такое сравнение, что Саакашвили создает как бы другой "Мхидриони".


Последнее заявление Саакашвили мотивировано тем, чтобы как бы обществу показать, что на самом деле мобилизации подлежат все граждане, но не только административный ресурс. Саакшвили очень хитрый политик. Он этим делает как бы тест оппозиции.



Андрей Шарый: А каков престиж армии в Грузии? Хотя грузинские юноши служить в армии или ситуация примерно, как в России?



Коба Ликликадзе: Бюджет армии Министерства обороны вырос чуть ли не в 10 раз. Тратятся очень большие деньги на обучение, на оснащение, на питание, на ремонт казарм. Из-за этого престиж армии растет. Уклонистов становится все меньше и меньше.


С другой стороны, Саакашвили обещает каждому человеку после демобилизации найти работу. Чуть ли не перед каждым новостным выпуском идут такие ролики, чисто пропагандистские. Естественно, численность армии растет. Но есть и обратная сторона медали. Армейские структуры, Министерство обороны сейчас являются самыми замкнутыми для общества.



Андрей Шарый: У вас довольно экстравагантный молодой министр обороны. Как он воспринимается в обществе?



Коба Ликликадзе: Его рейтинг очень высокий, несмотря, как вы сказали, на его экстравагантность. Наверное, это показывает какие-то очень опасные тенденции в грузинском обществе. Потому что не только экстравагантные, но и силовые призывы нынешней Грузией воспринимаются очень на высоком уровне. Люди доверяют им. Люди доверяют Окруашвили, который сказал, что он в январе встретит Новый год в Цхинвали. Люди не задумываются, как это он встретит, но им это нравится. Последние опросы общественности показывают, что у него рейтинг большой.



Андрей Шарый: Что собой сейчас представляет грузинская армия - это чуть обновленная советская армия или как-то уже все перестроено?



Коба Ликликадзе: По своим структурам она формируется по структурам НАТО. Уже четыре года в грузинских подразделениях обучение проводят американские инструктора. Может быть, сейчас чуточку симбиоз такой остается. Естественно, есть какие-то советские элементы. Допустим, обязательной войсковой службы. Наверное, не все офицеры переквалифицировались сейчас.



Андрей Шарый: Оружие российское?



Коба Ликликадзе: Оружие остается российским.



Андрей Шарый: Грузия закупает российское оружие новое?



Коба Ликликадзе: Закупает у "Укрспецэкспорта". Часто вооружение поступает из бывших стран Восточной Европы.



Андрей Шарый: Военно-воздушные силы существуют? Какие там самолеты, например, "Су-27"?



Коба Ликликадзе: Нет, у нас "Су-27" нет. У нас есть "Су-25", который модернизируется на базе Тбилисского авиационного завода. У нас есть, естественно, "Ми-28" и "Ми-24" (это уже вертолеты) и "Ирокезы" американского производства. Они применялись еще в войне во Вьетнаме. Естественно, они старого образца, но они отремонтированы и пригодны.



Андрей Шарый: При разделе советского Черноморского флота Грузии отошла часть флота, по-моему, четыре военных корабля. Верно это или нет?



Коба Ликликадзе: Это период истории такой, который дает больше спекуляций, чем реальные факты. На самом деле, никто ничего не знает. Даже если Грузия и получила что-то из Черноморского флота, то это было разграблено в период гражданской войны. Потом постепенно, когда начали налаживаться отношения со странами Запада, появились договоры о военном сотрудничестве, первые два-три катера нам подарила Греция, потом мы что-то из Румынии получили, из Болгарии. Вот так грузинские вооруженные силы, военно-морские силы накапливались. Украинцы продали за очень низкую цену три катера, по-моему, МДК.



Андрей Шарый: А численность сухопутных войск?



Коба Ликликадзе: Она колеблется от 20 до 30 тысяч человек.



Андрей Шарый: Это все боеспособные структуры? Есть ощущение у военных экспертов, что в случае, не дай бог, военного конфликта, грузинская армия способна что-то выиграть. Доблестей таких особых военных, насколько я понимаю, у грузинской армии пока что нет.



Коба Ликликадзе: Внешне грузинская армия сейчас выглядит более прилично, чем это было даже года 3-4 назад. Говоря о том, что боеспособность выросла у грузинской армии, эту гипотезу многие военные эксперты ставят под сомнение. Потому что грузинская армия освобождается от тех людей, которые имели боевые навыки, людей, которые прошли Абхазию и Южную Осетию. Зато сейчас вырастает число тех, которых американцы готовят на полигонах, которые прошли Ирак, Косово. Беда грузинской армии была не в том, что у кого-то отсутствовала храбрость, а в единоначалии.



XS
SM
MD
LG