Ссылки для упрощенного доступа

Перемирие в Ливане: что дальше


«Победа» на руинах: бойцы «Хезболлах» возвращаются в Бейрут
«Победа» на руинах: бойцы «Хезболлах» возвращаются в Бейрут

Вступило в силу перемирие в Ливане. Израиль уже начал выводить свои наземные войска из южных районов этой страны. При этом он предупреждает, что возобновит военные действия в случае новых ракетных обстрелов его территории. В свою очередь, группировка «Хезболлах» заявляет о своей победе в конфликте. Эксперты и дипломаты выражают сомнение, что война действительно будет остановлена.


Резолюция Совета Безопасности ООН предусматривает следующие шаги. «Хезболлах» прекращает ракетные обстрелы Израиля, и Израиль прекращает военные операции на ливанской территории. В Южный Ливан вводится 15-тысячный контингент международных миротворцев и части ливанской армии. По мере размещения этих сил приграничные районы Ливана покидают израильские войска.


В целом перемирие соблюдается, сообщает наш корреспондент Ровшан Гусейнов. При этом Израиль по-прежнему блокирует Ливан с моря и воздуха. Сохраняется много неясностей и по поводу механизма реализации пункта резолюции СБ ООН о прекращении огня. У израильской армии пока нет четких инструкций о том, остается ли в силе приказ о превентивных ударах, и о том, как следует относиться к боевикам, все еще остающимся на территории южного Ливана. Министр обороны Амир Перец заявил, что армия готова к любому развитию событий и «на огонь ответит огнем».


Глава израильского МИД Ципи Ливни, выступая в защиту решения правительства согласиться с резолюцией Совета Безопасности, отметила как особо выгодный для Израиля такой пункт документа: «Мы получим более сильные войска UNIFIL , боеспособные, с мандатом, дающим им широкие полномочия, в том числе на применение в случае надобности силы». Речь идет о размещении дополнительного 15-тысячного военного контингента ООН на юге Ливана, который, как предполагается, совместно с регулярными частями ливанской армии станет гарантом сохранения мира на границе.


Однако о сроках прибытия этих сил и их составе точно не известно. Этот процесс может растянуться на несколько недель и больше, и до тех пор израильские силы останутся в Южном Ливане. «Хезболлах» заявляет, что фактическое прекращение огня наступит для нее лишь после того, как последний израильский солдат покинет ливанскую территорию.


Особое недовольство в Израиле вызвал тот факт, что вопросы разоружения «Хезболлах», а также возвращения захваченных солдат упомянуты лишь в вводной части резолюции, а не в ее содержательной части, то есть при определенных условиях могут считаться необязательными.


Ливанское правительство пока также не дало ответа на вопрос, когда на юг страны будут введены его силы (премьер Фуад Синиора заявлял о таком намерении ранее, когда работа над резолюцией СБ ООН затормозилась). Посол Ливана в ООН заявил, что даже если ливанская армия и войдет в южные районы страны, она не станет заниматься разоружением «Хезболлах».


Сомнение в том, что радикальная шиитская группировка прекратит враждебные действия в отношении Израиля, разделяет заместитель директора Института востоковедения Российской академии наук Владимир Исаев:


- В этом как раз у меня уверенности нет. «Хезболлах», скорее всего, будет добиваться своих целей и будет продолжать обстрел (северных районов Израиля – РС). Ведь одно из условий принятия «Хезболлах» решения (согласиться с резолюцией СБ - РС) заключалось в том, что «Хезболлах» требует вывода израильтян с юга Ливана. Пока еще, несмотря на перемирие, израильские войска находятся около реки Литани.


- Насколько исламистской группировке выгодно перемирие? С одной стороны, это передышка, возможность перегруппировать свои силы. С другой, резолюция СБ содержит требование о ее разоружении. Как показал конфликт, для «Хезболлах» очень важно, как ее показывают в западных. Вряд ли они выступят инициаторами нового витка насилия?


- Кое в чем я здесь с вами не согласен. Для «Хезболлах» не столь важен свой образ в глазах Запада, ей это достаточно безразлично. А вот, например, образ победителя в войне против Израиля очень важен. Перегруппировать силы [ тоже ] очень важно. С этой точки зрения уже возникает другая проблема: а как долго может продержаться это перемирие? как быстро смогут разъединить силы «Хезболлах» и Израиля силы ливанской армии и, что очень важно, международные силы? какими функциями будут обладать международные силы? Статус этих международных сил, честно говоря, для меня до сих пор не ясен.


- Все ли политические группы в Ливане поддерживают перемирие?


- Прежде всего, конечно, поддерживают те силы, которые хотят просто-напросто нормального мирного развития Ливана, в чем заинтересованы, прежде всего, предпринимательские круги и районы, населенные друзами, христианами, суннитами.


- Как отнесется к перемирию Сирия, которая является в Ливане очень важным игроком?


- Сирия как раз оказалась заложницей ситуации, на мой взгляд. Сирия достаточно серьезно зависит от финансовых вливаний со стороны Ливана и, в общем-то, я не думаю, что именно сирийцы (у которых достаточно серьезные проблемы с шиитской общиной на своей территории), так охотно поддерживают «Хезболлах» исключительно из-за того, чтобы досадить Израилю или Соединенным Штатам.


Нет, скорее всего, это было сделано по настоянию иранских властей, которые не имеют прямого доступа в Ливан и пользовались территорией Сирии для того, чтобы перекачивать через нее оружие. Если будет граница между Сирией и Ливаном достаточно плотно заблокирована теми же самыми международными силами или ливанской армией, то в этом случае этот канал прервется.


Кроме того, не следует забывать, что у Сирии тоже есть свои позиции в Ливане и достаточно крупные группы населения, которые ее поддерживают, что сирийцы давали работу очень многим ливанцам.


Сирия всегда открыто говорила, что Ливан и Сирия - это единый народ (упирая в основном на тот факт, что в послевоенный период существовала уния между Ливаном и Сирией). А если мы посмотрим позднее средневековье, то просто-напросто существовала единая Великая Сирия, куда также входила и территория Ливана. Поэтому вплоть до последних событий в Сирии не было ливанского посольства и наоборот, в Ливане не было сирийского посольства, и граждане двух стран свободно пересекали границу.


Сирия, конечно, хочет по-прежнему продолжать преследовать свои экономические цели в Ливане. Ну а то, что ей приходится расплачиваться за тесное сотрудничество с Ираном… будем надеяться, что, во всяком случае, в военной области влияние Ирана будет слабее.


XS
SM
MD
LG