Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Кража экспонатов из фондов Эрмитажа заставила задуматься о состоянии российских музеев и об отношении государства к культуре


Программу ведет Полина Ольденбург. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербург Татьяна Вольтская.



Полина Ольденбург: Кража 221 экспоната из фондов Эрмитажа заставила не только музейное сообщество, но и всех, кому дорого культурное наследие России, задуматься о состоянии российских музеев, об учтенных и неучтенных ценностях, хранящихся в них, а также об отношении к культуре, демонстрируемом на государственном уровне.



Татьяна Вольтская: Эрмитажная кража, много дней не сходившая с первых полос газет и со всех новостных лент, всколыхнула все общество. В одном из своих выступлений по поводу случившегося директор Эрмитажа Михаил Пиотровский с сожалением заметил, что не ожидал такой острой реакции общества и средств массовой информации.



Михаил Пиотровский: Резонанс общества, в общем, оказался несколько неожиданным и не таким, как был в предыдущих ситуациях, скажем так, и это нас и огорчает, и обижает, и беспокоит. Он оказался менее адекватным ситуации, чем нам казалось.



Татьяна Вольтская: И все-таки и Питровский, и многие его коллеги, в целом поддержавшие его в этой непростой ситуации, признали, что хранение экспонатов в российских музеях часто не полностью соответствует инструкциям. Мнения разделились. С одной стороны, кто-то вспоминает скандальные результаты аудиторской проверки Эрмитажа на 98-99 годы, когда выяснилось, что музейные экспонаты часто путешествуют за границей не по несколько недель, как значится в договоре, а по несколько месяцев, что иногда отсутствуют финансовые отчеты по выставкам, а бесценные картины остаются за рубежом и тогда, когда сроки их страховки давно истекли. Еще тогда в Эрмитаже было найдено и много других нарушений, но эта история не получила хода. С другой стороны, директора многих музеев в один голос говорят, что музеи работают хорошо, что плановые проверки проводятся непрерывно, а вот государственное финансирование остается очень скудным.


Кроме того, жизнь крупных музеев весьма отличается от проблем маленьких музеев, без которых российскую культуру тоже невозможно представить. Музеи выстояли в самые трудные времена, - напоминает директор Красноярского краевого музея Валентина Ярошевская.



Валентина Ярошевская: Каждый год у нас появляется 5 тысяч новых экспонатов, и на это не выделяются никакие средства. Хранилища не растут. Власти местные должны понять, что музей – это прежде всего государственное хранилище, и основная функция всех властей – помогать, создавать условия. Если мы этого не донесем, то все останется по-прежнему. По-прежнему будет выглядеть только фасадная часть музейного дела. Все, что касается заботы государства о музеях, это не наша вина, а наша беда.



Татьяна Вольтская: Музейные работники считают, что их усилия могут пойти прахом без национальной программы по поддержке культуры.


XS
SM
MD
LG