Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Можно ли остановить террористов при входе в самолет? Сорокалетние и несемейные - разрастающийся американский феномен


Юрий Жигалкин: Можно ли остановить террористов при входе в самолет? Сорокалетние и несемейные - разрастающийся американский феномен. Таковы темы уик-энда в рубрике «Сегодня в Америке».


Не содержимое кармана, а выражение лица должно стать главным критерием выявления террористов среди авиапассажиров. Такова одна из многих идей, апробируемых сейчас Министерством внутренней безопасности. Разоблачение террористического заговора с применением жидкой взрывчатки заставило федеральные власти признать неадекватность существующих мер контроля в аэропортах.


О том, с чем в будущем может столкнуться авиапассажир, рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: В вашингтонском аэропорту, в очереди на проход через металлоискатель, стоит мужчина, который то поднимает с пола, то опускает свой рюкзак, скребёт пальцами подбородок, пытается что-то найти в рюкзаке, наконец, достаёт оттуда пачку сигарет, хотя курить в зале аэропорта запрещено. Неподалеку стоят двое сотрудников Транспортной службы безопасности и молча наблюдают за пассажиром. Затем подходят к нему и приглашают пройти на дополнительный, более тщательный досмотр. Это - бехейвористы-детективы из недавно созданного в Америке по израильскому образцу и пока небольшого отделения в Транспортной службе безопасности. Они не занимаются поиском бомб, пистолетов и ножей. Они пытаются предугадать намерения человека.


Пока техника психологического распознавания потенциально опасной личности основана на технике, применявшейся полицией по выявлению в аэропортах наркокурьеров. Здесь играет роль выражение лица, пластика тела, движение глаз, тон голоса и тому подобные показатели волнения. Если кто-то привлёк внимание сотрудника Службы транспортной безопасности, то он вступает в разговор с подозреваемым, задаёт ничего не значащие вопросы, чтобы услышать как звучит ответ, выбирает ли человек слова, что-то скрывая. Таким образом из нескольких сот подозреваемых 50 были переданы полиции для допроса, из которых в свою очередь у пятерых были причины нервничать: они оказались нарушителями иммиграционных законов, обладателями фальшивых документов или скрывающимися от правосудия.


Каковы же те признаки, которые вызывают подозрение у бехейвористов-детективов? Например, чувство страха принято связывать с широко раскрытыми глазами и поднятыми вверх бровями, гнев - с сжатыми зубами, решимость - с сжатыми губами, печаль - с опущенными концами губ и так далее. Но, как говорит специалист по анализу выражения лица Пол Экман, бывший профессор психологии Калифорнийского университета, система, используемая Транспортной службой безопасности, основана на опыте поведения человека, который сидит на допросе, а не стоит в очереди в аэропорту, где его нервозность может быть вызвана тем, что он опаздывает на свой рейс, летит на похороны или попросту боится летать.


Одни американские эксперты считают, что для своевременного выявления террористов надо снабдить аэропорты более чувствительными детекторами оружия и взрывчатых веществ, а другие предлагают больше рассчитывать на опытных детективов-физиономистов.



Юрий Жигалкин: Рассказывал Ян Рунов.


Но можно ли защитить аэропорты с большой степенью надежности? Слово - Аллану Давыдову.



Аллан Давыдов: Чего в данный момент не хватает службам безопасности гражданской авиации, чтобы абсолютно исключить теракты на авиатранспорте? Об этом я спросил Майка Джермана, эксперта по контртерроризму Вашингтонского исследовательского центра « Global Security ».



Майк Джерман: В принципе, система безопасности в аэропортах сейчас работает довольно хорошо. Но гражданская авиация - это самый лакомый кусок для террористов. И, несомненно, у них достаточно ресурсов, изобретательности и времени для создания схем взлома любых существующих систем безопасности. Это значит, что наши системы безопасности, при всей их эффективности, должны находиться в постоянном развитии, террористы не должны подозревать, что их ждет на пути к цели. Но пока мы, к сожалению, идем по следам событий и принимаем меры постфактум. Ричард Рид, пытавшийся пронести бомбу в ботинке на борт самолета, видимо, был уверен, что перед посадкой его не заставят снять обувь. Слава Богу, что он не пытался спрятать ее в брюках. Мы в основном пока исходим из того, как действовали террористы в последний раз, и пытаемся строить стратегию вокруг этого.



Аллан Давыдов: Сегодня многие эксперты предостерегают против того, чтобы полагаться только на технические средства обеспечения безопасности, пусть и самые совершенные. Они предлагают выявлять террористов, основываясь на происхождении человека, его внешних признаках и поведении.



Майк Джерман: Думаю, что анализ поведения людей, их мимики, жестов должны войти в число ключевых методов распознания террористов. Такую методику следует освоить и распространить как можно быстрее. Но я бы предостерег против профайлинга, то есть, проверок на основе расово-этнической предвзятости, которые многие эксперты отстаивают, исходя из тезиса: «Не все мусульмане террористы, но все террористы - мусульмане». Суждения, основанные лишь на внешнем виде человека, рано или поздно приводят к ошибкам наподобие той, что произошла в Лондоне после июльских терактов прошлого года, когда полицейские по ошибке застрелили молодого латиноамериканца, приняв его за террориста. Весь вопрос в том, каким ты себе представляешь террористов.



Аллан Давыдов: Несмотря на то, что никто из авиапассажиров не хочет стать жертвой теракта, многих людей сильно тяготят все эти очереди, бесконечные проверки с раздеванием, запреты и ограничения. Возможен ли баланс между комфортом и соображениями безопасности?



Майк Джерман: Думаю, что такого баланса можно достичь. Действительно, многое из того, что выводит из себя авиапассажиров, на их взгляд, бессмысленно. Например, дотошный досмотр старушек с их малолетними внуками. Этого вряд ли избежишь, но уверен, что есть пути делать это более эффективно. Даже в условиях значительно участившихся проверок всегда надо давать людям понимать, что они ведутся беспорядочно, наугад, а не на основе того же профайлинга. И тогда люди будут себя чувствовать намного комфортнее.



Аллан Давыдов: Сказал Майк Джерман, эксперт по контртерроризму вашингтонского исследовательского центра « Global Security ».



Юрий Жигалкин: Рассказывал Аллан Давыдов.


Становится ли Америка страной одиноких людей? Очень может быть, если верить статистике. 22 процента мужчин в возрасте от 35 до 40 лет никогда не состояли в браке. Недалеко от них отстают и ровесницы. Все это сулит неприятные демографические последствия для страны.


Слово - моей коллеге Рае Вайль.



Рая Вайль: Газета «Нью-Йорк Таймс» в последнее время посвятила этой теме целую серию статей: сокращается количество традиционных американских семей. Приводятся цифры, рассматриваются причины, но чем больше об этом говорят, тем очевиднее становится, что если это не кризис, то очень близко к тому. Только за последние 25 лет на 12 процентов увеличилось количество мужчин среднего возраста, которые никогда не были женаты. Почему?


Говорит инженер Джон Айелло.



Джон Айелло: Тут целая комбинация причин. 25 лет назад Америка была другой, женщины были другими. Чем независимее становились женщины, тем более зависимыми от них становились мужчины. Так называемое женское движение - это палка о двух концах. С одной стороны, хорошо, что они так многого добились, сплошь и рядом на высоких постах, хорошо зарабатывают, а, с другой - посмотрите, насколько больше одиноких людей в Америке стало. Да и сексуальная революция укреплению американской семьи не поспособствовала. Чего торопиться, когда сами женщины готовы на интимные отношения вне брака. Секс стал более свободным, хотя и более опасным, чем раньше.



Рая Вайль: «Нью-Йорк Таймс» рассказывает в основном о мужчинах в возрасте от 34 до 49 лет и приходит к заключению, что многие из них не смогли жениться по причине отсутствия у них высшего образования. На самом деле, это, конечно, не так. Взять, к примеру, того же Джона Айелло, у которого и высшее образование есть, и за 50 уже перевалило, а до сих пор не женат...



Джон Айелло: Я не женился потому, что слишком много негативного опыта было. Как только с кем-то сближался, она первым делом изменить меня старалась. И одеваюсь я не так, и ем не то, и машина у меня не той марки, и зарабатываю я мало. Нет, я не против семьи, детей, но без женитьбы. Да и кто сказал, что человек непременно моногамен. Все сегодня хотят быть свободными, независимыми, и мужчины, и женщины, не связывать себя навечно брачными узами.



Рая Вайль: Джон размахивает руками, приводит в пример знаменитостей, которые только и делают, что сходятся да расходятся, говорит, что по мере роста его счета в банке, растет и его желание оставаться холостяком. А вдруг не получится? Тогда развод, адвокаты, судьи, дележка имущества, полное безумие, нет, этого он допустить не может.


Развода и раздела имущества бояться теперь не только мужчины, но и добившийся своим трудом материального благополучия слабый пол. Это про них, очевидно, в народе возник анекдот: «Какая еда вызывает у женщин антисексуальное настроение?» - «Свадебный торт».


Но пойдем дальше. Кристофер Дженкс, 44 года. Закончил Колумбийский университет. Никогда не был женат. Почему?



Кристофер Дженкс: Во-первых, не встретил еще ту самую единственную. А во-вторых, и это самое главное, недостаточно зарабатываю, чтобы начать семейную жизнь.



Рая Вайль: К слову сказать, зарабатывает Крис нормально - 55 тысяч в год. Раньше женились и с меньшим окладом. Он согласен.



Кристофер Дженкс: Да, мои родители в моем возрасте уже 22 года как женаты были и троих детей вырастили. Тогда все раньше женились, и детей раньше заводили. Тогда в Америке другие приоритеты были.



Рая Вайль: Ну, а что говорят женщины? У 38-летней Дженифер Старбакс и карьера успешная, и муж есть, и двое детей. «Статистике не доверяю, - говорит она, - а пресса всегда склонна все преувеличивать».



Дженифер Старбакс: Даже сегодня, несмотря на то, что женщины стали больше думать о своей карьере, они по-прежнему хотят иметь и семью. И в этом смысле мы не изменились. Изменилось другое. Если раньше иметь ребенка без мужа считалось неприличным, то сегодня это нормальное явление. Многие женщины даже имеют детей от разных отцов и при этом никогда не были замужем.



Юрий Жигалкин: Репортаж вела Рая Вайль.


Завершить рубрику «Сегодня в Америке» остается лишь песней группы «Америка» - «Одинокие люди»…


XS
SM
MD
LG