Ссылки для упрощенного доступа

В Венеции открывается очередной Международный кинофестиваль


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие кинокритик Андрей Плахов.



Андрей Шарый: Сегодня в Венеции премьерой фильма Брайана де Пальмы "Черная орхидея" открывается очередной Международный кинофестиваль, один из трех крупнейших фестивалей в Европе, наряду с Каннским и Берлинским. За ходом этого события внимательно как всегда следит кинокритик Андрей Плахов, с которым я беседую сейчас.


Андрей, добрый вечер. Вы уже видели фильм Брайана де Пальмы. Какое он на вас произвел впечатление?



Андрей Плахов: Конечно, работа очень серьезного мастера, стилиста, который умеет стилизовать атмосферу, ситуации, темы фильмов 40-х-50-х годов. Все это замечательно сделано технически и стилистически. Хотя сама история - история убийства голливудской старлетки, которая всколыхнула всю Америку (в основе лежит реальная история), потом эта история уходит своими тайными нитями в индустрию порнобизнеса того времени, который, оказывается, тогда тоже существовал и процветал. Сама по себе история немножко разочаровывает, потому что они выглядит достаточно банальной на фоне того, что мы уже сегодня знаем об этой сфере жизни, темных, так сказать, сторонах человеческой души, о том, как на этих сторонах наживаются и создают индустрию.



Андрей Шарый: Еще один фильм, о котором говорят в кулуарах фестиваля, насколько мне известно, это картина патриарха европейского кино португальца де Оливейра. Человек в 98 лет снял римейк известного фильма 40-летней давности. Андрей, я уверен, что вы лучше меня знаете фабулу всего этого дела.



Андрей Плахов: Фильм называется "Красавица навсегда". Первая оригинальная картина называлась "Дневная красавица" ( Belle de jour) . Ту картину снял великий Бунюэль с Катрин Денев в главной роли. Это было 40 лет назад. Она получила главный приз на Венецианском фестивале как раз. А сейчас Мануэль де Оливейра, португальский классик, который ненамного моложе Бунюэля, но в отличие от него жив, сделал картину "Красавица навсегда" ( Belle toujours) . В этом фильме уже не играет Катрин Денев. Однако ее партнер Мишель Пикколи, который играл светского интригана, появляется собственной персоной. А партнершей для него становится Бюль Оже. Дневная красавица и вот этот светский интриган встречаются, спустя много времени после того, как произошли события в фильме "Дневная красавица", и пытаются понять, что произошло с ними. Фактически этот фильм, насколько я понимаю, это разговор двух людей, спустя много лет.



Андрей Шарый: Андрей, что говорит ваш богатый опыт кинокритика? При всем уважении к мастеру в 98 лет про "Красавицу навсегда" можно снять хорошее кино?



Андрей Плахов: Я думаю, что это будет, скорее всего, не кино, а некое эссе на тему Бунюэля, облеченное в форму кино. Конечно, вряд ли можно предположить, что Оливейра всерьез решил сделать римейк знаменитой классической картины.



Андрей Шарый: Понятно, что говорить о фестивальной программе, пока вы не видели фильмов, преждевременно. Тем не менее, по уровню имен, по тому, что пишут о фильмах, если сравнить Венецию с Каннами и Берлином этого года?



Андрей Плахов: Сравнивать, действительно, очень трудно. Но уровень имен вполне соответствует тому, чего ожидаешь от крупного фестиваля. Я думаю, что Венеция, скорее всего, не уступит, во всяком случае, Берлину, а может быть, даже и Канну. Венеция хороша еще и тем, что она не только восхищает большими, знаменитыми именами, но пытается открыть новые территории. Именно вот эти новые территории чрезвычайно важны для Венецианского фестиваля, для его репутации. Здесь даже создано специальное жюри, в котором я сам участвую. 26 новых фильмов, абсолютно новых дебютов со всего мира будут претендовать на главный приз Дино Ди Лаурентиса в 100 тысяч евро, который будет вручен лучшему начинающему молодому режиссеру.



Андрей Шарый: Русское присутствие в Венеции в последние годы заметно, не говоря о победе Звягинцева три года назад фильм "Возвращение". В этом году ретроспектива советских и российских мюзиклов, гламурная вечеринка во дворце, где некогда снималась "Смерть в Венеции", и несколько российских фильмов в разных программах фестиваля. На что следует обратить внимание гостей?



Андрей Плахов: Кое-что уже даже поздно обратить внимание. Потому что фестиваль еще не начался фактически, а уже были показаны фильмы "Весна" Александрова, "Кубанские казаки" Пырьева и "Спасите утопающего" Павла Арсенова. Так вот бурно фестиваль стартовал именно с российской ретроспективы. Дальше будет показано еще большое количество фильмов. Будут две конференции, посвященные этой теме. Российское кино будет присутствовать довольно активно. Кроме того, в конкурсе участвуют, как известно, фильм "Эфория" Ивана Вырыпаева, вне конкурса в программе "Горизонты" картина Бориса Хлебникова "Свободное плавание" и закроется фестиваль, что тоже очень почетно, фильмом Павла Лунгина "Остров".



Андрей Шарый: В чем причина, Андрей? Почему такое внимание к русскому кино, особенно на фоне того, что и в Канне, и в Берлине русские фильмы не очень привечались в последние годы?



Андрей Плахов: Я думаю, что одна из причин в том, что Венецианским фестивалем руководят большие поклонники российского кино - Марко Мюллер, а до него Мориц де Хадельн. Когда еще до Морица де Хадельна были другие директора, которые были более равнодушны к российскому и советскому кино, то и фильмов было гораздо меньше.


Берлинский фестиваль, традиционно очень связанный с Россией, с Восточной Европой, в последние годы немножко поменял ориентацию. Он больше обернулся на Восток, с одной стороны, а, с другой стороны, в сторону Голливуда. России на его восточной карте как-то так, если не совсем пропала, то потеряли свое былое значение. Канны - это Канны. Куда вообще чрезвычайно трудно пробиться. Там своя номенклатура, своя конъюнктура. Только Сакурову из наших режиссеров практически удалось войти туда.


А Венеция - это как раз тот фестиваль, который действительно ищет и новые имена, и в каком-то смысле новые территории. Российское кино для него интересно, привлекательно. Всегда в нем находится что-то, что можно показать.




XS
SM
MD
LG