Ссылки для упрощенного доступа

Психологические проблемы школьников


Программу ведет Татьяна Валович. Принимают участие доцент кафедры детской психиатрии и психотерапии Петербургской медицинской академии последипломного образования Игорь Добряков и корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Татьяна Валович: Накануне нового учебного года в Петербурге были подведены первые итоги реализации национального проекта «Образование». 58 школ города, активно внедряющих инновационные программы, получили в рамках проекта по 1 миллиону рублей. В чем заключаются новые технологии, которые будут применяться в петербургских школах, расскажет Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская: В этом году материальную поддержку от государства получили 3 тысячи школ, внедряющих у себя инновационные образовательные программы. По миллиону рублей эти школы получили, выиграв конкурс, целью которого была поддержка именно лучших школ. На эти деньги можно будет купить «умные» интерактивные доски, позволяющие проводить цифровые уроки, нравящиеся всем ученикам, и многое другое. Как потратить деньги, в школах знают, - говорит заместитель директора петербургской школы №239 Максим Пратусевич.



Максим Пратусевич: Фонд зарплаты нашей школы 16 миллионов. На ремонт в этом году за счет спонсорских средств мы потратили 4 миллиона. На дополнительное оборудование - полтора миллиона. Поэтому проблемы, как потратить миллион... У нас в 2002 году были компьютерные классы, которые нам подарил Microsoft , соответственно, они уже с 2002 года немножечко устарели, поэтому мы полностью обновляем три компьютерных класса, которые у нас есть.



Татьяна Вольтская: Другое дело, что в погоне за техническим переоснащением школ нельзя забывать, что это не самоцель, а только средство обучения.



Максим Пратусевич: Если мы можем сделать что-то инновационное в плане педагогическом, методическом с помощью компьютера, интерактивной доски, проектора, не знаю чего, значит, мы должны это делать. Можем добиться без этого - очень хорошо, сэкономим порядка 300 тысяч, которые все это стоит.



Татьяна Вольтская: Не все учителя с радостью принимают технические новшества, не все в состоянии научиться пользоваться интерактивными досками и другой техникой. Но даже те, для кого это не трудно, все равно вынуждены тратить дома много времени на подготовку цифровых уроков, не получая за это дополнительных денег, а это серьезный минус при общей загруженности учителей. К тому же, в передовых школах хорошо знают, что если среднему учителю никакая техника еще может помочь проводить уроки лучше, то для талантливого учителя рамки типового цифрового урока могут быть узкими. Есть и еще одна проблема - не увеличат ли новые технологии нагрузку на учеников, здоровье которых, по свидетельству врачей, оставляет желать лучшего.



Татьяна Валович: Сегодня у нас в гостях кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии и психотерапии Петербургской медицинской академии последипломного образования Игорь Добряков. Сегодняшняя наша программа посвящена началу нового учебного года. Расскажите самое основное, на что следует обратить внимание родителям, учителям для того, чтобы и мотивировать ученика к обучению, с другой стороны, чтобы не перегнуть палку.



Игорь Добряков: Я хочу поздравить всех с Днем знаний. Это действительно праздник. И, действительно, есть даже такой термин у нас - школьные неврозы, то есть неврозы, связанные со школьными проблемами. Чаще всего мы встречаемся с тем, что называется невротическими реакциями. Если ситуация ухудшается, то возникает уже невротическое состояние, это уже болезнь, это уже невроз, а дальше может быть невротическое развитие личности, это совсем плохо. Так вот, избегать невротических реакций очень важно. Есть много классификаций, но различают, как правило, три невротические реакции. Это невротическая реакция по астеническому типу, астения - это усталость, когда с ребенка спрашивают больше, чем он может, это сейчас очень распространено, когда родители очень хотят, чтобы ребенок учился обязательно на пятерки, такие перфекционисты - все должно быть на "отлично". Даже есть такой термин сленговый - психология отличника, отличниц (особенно девочки от этого страдают). И ребенок просто очень-очень устает, это ребята, как правило, очень и очень добросовестные, они в результате требуют с себя тоже очень много и срываются, и очень по этому поводу переживают. Возникают различные нарушения сна, повышенная тревога и так далее. Следующая невротическая реакция - это реакция по истерическому типу, это чаще всего дети, которые являются кумирами семьи, которым многое позволялось, и, когда они идут в школу и она предъявляет к ним какие-то большие претензии, они не хотят просто этого ничего делать, они не привыкли работать, они привыкли, что все дается им легко, все делают за них папа, мама, а часто бабушка (которая в российском менталитете играет вообще особую роль, нигде бабушка такой роли не играет, как у нас в России), и они просто отказываются выполнять это. И тогда возникает так называемый уход в болезнь по истерическому типу, когда начинает болеть голова, начинает болеть живот, причем они не притворяются, у них действительно начинает это все болеть, они очень подвержены самовнушению.



Татьяна Валович: Тут, наверное, очень важно понять родителям. Иногда ведь говорят: что ты притворяешься, иди в школу и делай. А вместо этого, может быть, пора уже обратиться к врачу.



Игорь Добряков: Совершенно верно, потому что иногда бывает противоречивое воспитание: папа говорит, что надо выдрать, надо требовать больше, а мама и бабушка говорят, что оставь ребенка. И вот эта противоречивость часто тоже приводит к истерическим нарушениям. Но и папина позиция, и мамина позиция, и бабушкина позиция в данном случае не верны, потому что, когда с ребенка начинают много требовать, у такого ребенка просто усиливаемся симптоматика: если просто болел живот, то начало рвать и в школе вырвало. И ребенок может реагировать ухудшением симптоматики. Лучше, конечно, обратиться к психологу или еще лучше - к психотерапевту.



Татьяна Валович: Что делать внутри самой семьи, особенно когда возникает такая ситуация, что один родитель говорит - делай это, другой говорит - нет не надо. Нужно ли это демонстрировать, обсуждать при ребенке?



Игорь Добряков: Очень хороший вопрос, потому что именно обсуждение при ребенке, именно то, о чем вы сейчас сказали, называется противоречивым воспитанием, когда один тащит в одну сторону, другой - в другую. Именно это часто является неврогенной ситуацией. Родители и, вообще, все члены семьи (бабушка, дедушка) должны собраться вместе и без ребенка обсудить и выработать общие требования к ребенку. Некоторые дети теряются, не знают, что делать, у них возникает тревога, это третий тип невротической реакции, о которой я сейчас скажу, а некоторые дети начинают манипулировать взрослыми, сталкивать их лбами, и это очень плохо кончается. Ни в коем случае родители не должны делать друг другу замечания, отменять распоряжения друг друга при ребенке. Вот если папа разрешил ребенку что-то, что маме не нравится, она может потом папе все сказать, но отменять и ругаться при ребенке, говорить, что не надо этого делать, она не должна. То же самое, конечно, касается и папы, и бабушки. Бабушка разрешила - родители должны стерпеть, если им это не нравится, потом бабушке сказать. То есть все нужно обсуждать без ребенка, ругаться при ребенке нельзя. У них должна быть одна из самых начальных таких стадий семейной психотерапии при детских неврозах - это обсуждение и создание общих требований к ребенку, общих правил поведения с ним, тогда это приводит к улучшению ситуации.



Татьяна Валович: Какие бы периоды адаптации к школе вы выделили?



Игорь Добряков: Я сейчас скажу еще о третьей невротической реакции, чтобы не забыть, а потом мы поговорим об адаптации к школе. Третья невротическая реакция - это когда у ребенка очень высокий уровень тревоги, он может быть связан с повышенным уровнем притязаний к ребенку, когда с него спрашивают больше, чем можно, может быть связан с неблагополучием в семье, может быть связан с неблагополучием во взаимоотношениях со сверстниками и так далее. Когда возникают вот эти навязчивые реакции (это называется невротической реакцией по навязчивому типу), как правило, взрослые, вообще окружающие ведут себя неверно, вот по этому поводу мне хочется сказать. У ребенка возникают защитные бессознательные реакции, которыми он подавляет свою тревогу. Эти реакции могут быть - он как бы себя символически наказывает, например, он кусает губы или кусает ногти, что очень распространено, начинает дергать себя за волосы или даже выдергивать волосы, махать рукой, мигать, вот это все навязчивые реакции. Это все связано с повышенным уровнем тревоги и с заниженной самооценкой. Как ведут себя при этом взрослые? Они начинают бить по рукам: не кусай ногти. Вы понимаете, что при этом тревога резко падает и самооценка возрастает или наоборот. Поэтому вот такие невротические реакции могут длиться очень долго, приобретать хронический характер, справиться с ними трудно. Поэтому нужно иметь в виду, что, если ребенок такие реакции дает, это сигнал, это звоночек: мне плохо, я в состоянии дискомфорта, мне тревожно. Нужно делать так, чтобы ребенку было не тревожно, а наоборот, не повышать его тревогу и не снижать самооценку.



Татьяна Валович: Что касается проблем адаптации, есть разные возрастные группы, в каждой – какие-то свои особенности. Понятно, что ребенок, идущий в первый класс, это совсем другая жизнь, есть проблема детей, которые сейчас переходят из начальной школы в среднюю школу, и это тоже, как отмечают психологи, достаточно сложно. Давайте сначала про первоклассников.



Игорь Добряков: Первоклассники – это самое серьезное. Очень часто ребенок идет в школу с удовольствием, потом очень быстро разочаровывается, когда встречает там какие-то трудности. Это часто, опять-таки, связано с тем, что родители возлагают на него какие-то повышенные надежды. Быть не оправдавшим надежды очень страшно. Поэтому даже если у ребенка в первое время что-то не получается, ни в коем случае нельзя за это его ругать и так далее. Очень важно создать… Готовность к школе включает в себя очень много понятий, должен быть определенный уровень внимания, интеллектуальное развитие, запас общих сведений и так далее, но обязательно нужно иметь в виду мотивацию к обучению, это прекрасно делал наш российский психолог Шалва Александрович Амонашвили. Советую родителям почитать его книжки «Здравствуйте, дети»… Они не потеряли своей актуальности, хотя написаны достаточно давно. Как создать мотивацию у ребенка, сделать так, чтобы ребенок учился с удовольствием? У Амоншвили дети писали книжки, они не писали, как Амонашвили говорил, глупую фразу, как мы все, «мама мыла раму»… Что ребенку до этой мамы, которая мыла раму, или еще какая-то странная Луша? Они писали какие-то любимые пословицы, поговорки, стишки, рисовали к этому рисунки, а потом он все это скреплял, и получалась книжка, ребенок создавал книгу, которой он гордился. И вот создать что-то и посмотреть, что ты что-то сделал – мотивация повышалась во много раз, и ребята, которые занимались у Амонашвили по его методике, писали в десятки раз больше, чем другие первоклассники, но делали это с наслаждением, еще учителя уговаривали: дай, я напишу новую книжку, дай, я сделаю еще это. Вот надо создать мотивацию. Не стоять с линейкой и говорить: пиши сейчас же три страницы мягкого знака или еще какой-нибудь закорючки. Надо, чтобы ребенок сам хотел это сделать.



Татьяна Валович: Надо ли родителям в этот период, когда ребенок – первоклассник, сидеть и делать с ним уроки? Потому что одни говорят: ну как же, я приучаю его к самостоятельности, он будет сам. Как себя вести?



Игорь Добряков: Если возникают трудности, здесь вопрос очень индивидуальный. Есть ребята, у которых уровень внимания не очень высокий, поэтому нужно сидеть и мягко помогать им. Родитель говорит: почему он сам-то не может? Я сижу рядом – делает. Отвернулась – не делает. Нужно какое-то время посидеть. Но, вообще, лучше здесь обратиться к специалистам.



Татьяна Валович: Не произойдет ли такого, что ребенок привыкает: вот мама со мной сидит?



Игорь Добряков: Может произойти.



Татьяна Валович: Это ей нужно. А я так…



Игорь Добряков: И могут возникнуть те реакции, который мы называли истерическими, то есть ребенок таким образом требует внимания матери и заставляет с мамой общаться лучше, чем ей бы, может быть, хотелось. Поэтому здесь надо разобраться, что здесь есть, и найти где-то какую-то «золотую середину», лучше обратиться в этой ситуации к специалисту. Многие родители заблуждаются, они говорят: он же может. Они переоценивают возможности ребенка. То есть, когда я стою над ним, он пишет хорошо, только я ушла – начинает писать плохо. Просто когда ребенок очень сильно стимулируется, иногда страхом стимулируется, наказанием стимулируется, он может собраться и что-то сделать хорошо, но это часто не отражает его средние способности. Обычно я привожу такую метафору: вы можете пробежать очень быстро 100 метров, и вы не можете с этой скоростью бежать 1000 метров. То есть он может на короткий период собраться, но это не значит, что это его средние способности. Вот это надо учитывать. И психологи здесь могут очень помочь. Посмотреть, что ребенок может. Сейчас у нас есть неплохие препараты, которые улучшают, например, внимание.



Татьяна Валович: Кстати, о препаратах. Насколько нужно осторожно их принимать? Сейчас синдром гиперактивности стал уже диагнозом, и очень многие родители соглашаются: я дам ему таблетку, и это решение моих проблем, и решение проблем ребенка.



Игорь Добряков: Это совершенно не верно. Обязательно вначале идут психологические методы воздействия, потом мы переходим только к медикаментозным, и обязательно препараты давать только по назначению врача, и очень-очень выполнять все требования. Например, известный многим ноотропил – его обязательно надо давать натощак, иначе он действовать не будет, обязательно глотать в капсуле, потому что иначе просто он тоже не будет действовать. Часто ко мне приходят пациенты, говорят: а, вот это лекарство мы давали, оно не действует. Они принимали его неправильно. Только психологические воздействия, психотерапия, и на фоне психотерапии какие-то медикаментозные воздействия, которые могут помогать.


XS
SM
MD
LG