Ссылки для упрощенного доступа

Джордж Буш официально признал наличие секретных тюрем ЦРУ за пределами США


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Праге Кирилл Кобрин, в Нью-Йорке Ян Рунов и в Вашингтоне Аллан Давыдов.



Андрей Шароградский: Власти Соединенных Штатов признали существование тайных тюрем ЦРУ за пределами страны. Президент Соединенных Штатов Джордж Буш заявил, что содержавшиеся там подозреваемые в подготовке терактов против американских целей будут переведены в тюрьму на военной базе в Гуантанамо. Буш также объявил о распространении Женевской конвенции на лиц, которые, как считали ранее юристы его администрации, не подпадали под ее действие. Правозащитники приветствовали эти решения, а эксперты обсуждают политические аспекты выступления президента.



Кирилл Кобрин: Накануне пятой годовщины терактов 11 сентября президент США Джордж Буш выступил с важной и даже несколько неожиданной речью. Главная неожиданность заключалась в том, что Буш признал существование тайных тюрем ЦРУ за пределами Соединенных Штатов. Теперь международные правозащитники, обвинившие США в создании такого рода тюрем, получили возможность оказывать дальнейшее давление на специальную комиссию Евросоюза, которая изучает возможности того, что тайные центры ЦРУ были размещены в странах-членах ЕС. Организация «Хьюман Райтс Уотч» приветствовала выступление американского президента и его заявление о том, что самые опасные - по мнению властей США - подозреваемые в терроризме будут переведены из тайных тюрем в Гуантанамо, и к ним будут применяться нормы Женевской конвенции. О выступлении Джорджа Буша рассказывает корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.



Ян Рунов: Президент Буш рассказал о том, что американское правительство планирует делать с пленными террористами. Вопреки ожиданиям, президент не объявил о закрытии тюрьмы Гуантанамо. Даже наоборот: в эту тюрьму будут переведены особо опасные террористы, которые затем будут преданы военному трибуналу как военные преступники, нарушивших американские и международные законы. Президент говорил о важности информации, получаемой от взятых в плен террористов. Благодаря этой информации в течение пяти лет удавалось предотвращать новые теракты на территории Соединенных Штатов.



Джордж Буш: Я хочу абсолютно искренно заверить наших граждан и весь мир, что Соединенные Штаты не пытают заключённых. Это противоречит нашим законам, нашим взглядам, я не давал разрешения на это и не дам.



Ян Рунов: Далее президент Буш объявил, что 14 наиболее опасных террористов, которые находятся в американском плену, будут переведены в тюрьму Гуантанамо для последующего предания их военному суду. Другими словами, ЦРУ передаст их под юрисдикцию министерства обороны США. Но суду их предадут после того, как конгресс утвердит предложение Буша о создании военной комиссии, которая будет судить террористов за военные преступления.



Джордж Буш: Эти люди будут содержаться в тюрьме Гуантанамо. Представители Международного Красного Креста смогут посещать заключённых. Обвиняемые будут иметь право на юридическую защиту. Адвокаты смогут помочь им приготовиться для защиты, ибо до признания их вины судом они считаются невиновными. У них будет та же пища, та же одежда, та же медицинская помощь, что и у других заключённых. Их будут допрашивать по правилам, соответствующим новым инструкциям министерства обороны, обнародованным сегодня. С ними будут обращаться гуманно, хотя сами они отказывали в таком обращении другим.



Ян Рунов: Как сказал генерал-лейтенант Джон Киммонс...



Джон Киммонс: Новое руководство устанавливает единый стандарт обращения с пленными, независимо от их положения и независимо от обстоятельств. Установлены методы допросов, и не допускаются иные.



Ян Рунов: Новая инструкция вполне соответствует требованиям Женевской конвенции. Президент Буш заявил, что Америка - страна закона и останется таковой.



Кирилл Кобрин: Эксперты по-разному оценивают политические и правовые аспекты выступления Джорджа Буша. Многие говорят о политической конъюнктуре - ведь эта речь была произнесена за четыре дня до пятой годовщины терактов 11 сентября. Ряд политологов считает, что администрация президента пытается улучшить отношения с европейскими странами - особенно с теми, кто критиковал США за нарушения прав человека в ходе так называемой «войны с международным терроризмом». Наш корреспондент в Вашингтоне Аллан Давыдов побеседовал с сотрудником калифорнийского института "Индепендент" Айваном Иландом.



Аллан Давыдов: Доктор Иланд, как вы оцениваете тот факт, что президент Буш распорядился предоставить права военнопленных 14-ти задержанным по подозрению в терроризме, которые переводятся из секретных тюрем ЦРУ в лагерь Гуантанамо? Что это - уступка критикам?



Айвен Иланд: Для нынешней администрации эта проблема - как синяк под глазом: она тянется еще со времен скандала с неподобающим обращением с заключенными в багдадской тюрьмы Абу-Граиб. Если ты жестоко обращаешься с пленниками - это еще не гарантия, что ты получишь от них важную и правдивую информацию. А хотим ли мы, чтобы американские граждане, попадающие в зарубежные тюрьмы, подвергались пыткам? Так что администрации ничего не остается, как, после долгого периода упрямства, перейти к соблюдению международных стандартов. Я считаю это позитивным шагом и примирительным жестом навстречу международному сообществу, оказывающему давление на американскую администрацию. Честно говоря, чтобы сделать данный шаг, от Соединенных Штатов не требовалось больших усилий.



Аллан Давыдов: Буш объявил об этом закрытии в канун пятилетней годовщины терактов 11 сентября. Простое ли это совпадение?



Айвен Иланд: Думаю, президент хочет представить общественности некий позитивный итог его борьбы с терроризмом. Выполнение других пунктов его программы - война в Ираке, иммиграционная реформа, цены на бензин - выглядит в глазах американцев куда бледнее. К тому же, когда риторика президента пополняется такими терминами как "исламо-фашизм" и "тоталитаризм", люди начинают задаваться вопросом: а как это соотнести с несоблюдением Женевской конвенции, с содержанием секретных тюрем и с необеспечением обвиняемым в терроризме должной защиты. Скорее всего, именно эти соображения являются основными.



Кирилл Кобрин: Но вернемся к позиции правозащитных организаций. Приветствуя решение администрации Джорджа Буша распространить действие Женевской конвенции на 14 подозреваемых в терроризме, которых переводят в Гуантанамо и ввести новые правила допросов, «Хьюман Райтс Уотч» подчеркивает, что предыдущая практика американских властей нанесла серьезный удар по образу США как оплота демократии. Говорит вашингтонский представитель организации Томас Малиновски...



Томас Малиновски: Громадный ущерб репутации Америки, нашим возможностям способствовать установлению власти закона и демократических ценностей в различных странах, ущерб для отношений с мусульманами во всем мире - а они столь важны для борьбы с террором. Я не думаю, что этот ущерб - окончательный. Мне кажется, у Соединенных Штатов по-прежнему есть возможность восстановить свой статус главного защитника прав человека. Но для этого нужны правильные поступки и мне кажется, что президент понимает, что, в конце концов, надо делать.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG