Ссылки для упрощенного доступа

Мэра Кондопоги хотят сделать "козлом отпущения"


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие специальный корреспондент Радио Свобода в Кондопоге Михаил Соколов.



Андрей Шарый: В Карелии задержан 33-летний житель Кондопоги, затеявший, как считают правоохранительные органы, в ночь на 30 августа драку в ресторане "Чайка". В прокуратуре Карелии сообщают, что в ближайшее время ему будет предъявлено обвинение по статье "Умышленное причинение легкого вреда здоровью". Всего по факту массовых беспорядков, убийств и поджогов возбуждены 14 уголовных дел, однако ситуация в Кондопоге успокоилась. Это свидетельствует и корреспондент Радио свобода в Кондопоге Михаил Соколов, который прибыл в город сегодня.



Михаил Соколов: Сегодня Кондопога вполне внешне спокойна. Люди гуляют на улицах. На въезде в город, правда, дежурят наряды милиции. Периодически проверяют документы у пассажиров транспорта. Кроме того, когда я появился в самом центре города у сгоревшего ресторана "Чайка", то немедленно ко мне подошли сотрудники милиции и переписали паспортные и журналистские данные, объяснив это тем, что местное отделение Федеральной службы безопасности потребовало регистрировать всех журналистов, прибывающих в город. Наверное, это тоже мера безопасности. Граждане обходят вот этот ресторан "Чайка" обычно по другой стороне улицы. Окна в этом здании забиты досками. На крыльце, где, видимо, происходило побоище, выложены красные гвоздики. Символично, что ровно напротив этого здания памятник погибшим в Чечне, и в Афганистане и периодически на нем звонят колокола. Вот на фоне этого сгоревшего здания позируют операторам репортеры федеральных каналов.



Андрей Шарый: Михаил, люди гуляют по городу, сказали вы. А какие это люди? Есть ли люди неславянской внешности?



Михаил Соколов: Есть люди разные, внешности, например, финно-угорской. Выходцев с Кавказа я на центральной улице не видел, хотя потом мне сказали, что там есть киоск, в котором так и торгует выходец из Осетии, никаких проблем у него нет. Люди, с которыми я разговаривал в центре города, они, собственно, жаловались не на представителей какой-то национальности, а на представителей вполне определенной группировки, которая в большинстве своем действительно состояла из выходцев с Кавказа. Эти люди действительно вели себя абсолютно неадекватно. Если бы милиция в этом городе работала так, как ей положено, они давно уже, как минимум, были бы наказаны за разнообразные проявления того, что квалифицируется по статье "Хулиганство". Граждане ругают даже не столько местную власть, которая абсолютно бессильна, поскольку там происходила реорганизация, вот это создание разноуровневого местного самоуправления, и как раз на последние два года власть исчезла. Ругают именно районную милицию в Кондопоге, которая идейно близка или карманно близка, или криминально близка по своему поведению той самой группировке, которая и терроризировала город.



Андрей Шарый: Столько начальства понаехало в город. Наверное, Кондопога со времен своего основания не видела такого количества представителей центральной и карельской власти.



Михаил Соколов: Я должен вам сказать, что я никакого центрального, федерального и даже республиканского начальства сегодня в Кондопоге не встретил. Это мне, видимо, не повезло. Кто-то приезжал, кто-то уезжал. Работает следственная группа прокуратуры, куда вызывают мэра, в частности, города. Дело в том, что там есть Кондопожский район, вот это городское поселение. Этот мэр сидит в обшарпанном кабинете, где у него есть трое или четверо подчиненных, никаких полномочий, никаких денег, и вот его выставляют сейчас "козлом отпущения", поскольку он не принадлежит к команде губернатора Сергея Катанандова. Его зовут Анатолий Папченков.



Андрей Шарый: Михаил, а приехали чеченские представители? Из Чечни ведь какая-то делегация направлялась в Карелию.



Михаил Соколов: Никого он из Чечни не видел, никто к нему не приходил. Граждане тоже никого не видели. Может быть, это для них даже и хорошо. Скорее всего, вся эта чеченская делегация, которой, наверное, сейчас в этой напряженной обстановке совершенно не место, она где-то затормозилась в Петрозаводске.



Андрей Шарый: Что вообще говорят люди? Как они относятся к идее сосуществования разных народов на территории Кондопоги? Вот после этой ситуации чеченские семьи смогут вернуться в город, как вы думаете?



Михаил Соколов: Ну, я думаю, что пройдет небольшое время, они, конечно, смогут вернуться. Я был еще в поселке Березовка, который находится в пяти километрах от города. Там выходцы из Чечни поселились примерно 20 лет назад. Они работали в местном зверосовхозе, а потом взяли и мебельный цех создали. И вот этот мебельный цех кто-то (ясно, что не житель поселка, потому что все, с кем я разговаривал в самом маленьком этом поселке, где живет 700 человек, конечно, это осуждают) поджег. Сгорел там запас леса. Погорело здание. Люди, которые там работали - и чеченцы, и нечеченцы, потеряли рабочие места. Разговаривал я с владельцем этого цеха Алексеем Муртазаевым, который сказал, что восстановит производство, никуда он оттуда не уйдет, никаким бандитам он не сдавался, рэкетиры на него наезжали несколько раз, но у него будут работать люди разных национальностей, и его дело будет продолжаться.



Андрей Шарый: Несколько дней назад был какой-то сход жителей Кондопоги, и там было 2000 человек, они якобы требовали выселения чеченцев и говорили о том, что этот город должен быть русским. Кто там главный подстрекатель? Это вот эти люди из Движения против нелегальной миграции, которые приезжали из Петербурга и Москвы, или есть какие-то местные радикалы, которым все это не нравится?



Михаил Соколов: Сход действительно в значительной степени был созван благодаря разнообразным объявлениям в интернете, ну, и естественно, обеспокоенности людей тем, что там происходит. Люди считают, что не будет справедливого судебного процесса, не будет осуждения тех, кто, собственно, совершил эти убийства, тем более что за несколько лет до этого было уже несколько преступлений, когда люди, нарушившие закон, имея те или иные ресурсы влияния, получили минимальные сроки за нарушения закона. Вот эта незаконопослушность, независимо от национальности, она больше всего раздражает местное население. Вот эти радикальные требования, которые вы назвали, они были переведены в другое русло - наведение порядка, законность и так далее, собственно, большинство людей с этим согласилось. Что касается погрома, ну, это инициатива групп достаточно неуправляемой местной молодежи, которая была подогрета спиртными напитками. Сейчас в городе распространяются листовки, неизвестно кем, листовки распространяются на комбинате целлюлозно-бумажном, где работает 5000 человек, с которым связано большинство населения города. Листовки требуют борьбы с коррупцией, они призывают созвать 8 сентября в 6 часов у мэрии очередной сход, потребовать приезда в Кондопогу представителя президента на Северо-Западе, создания комиссии Государственной Думы для расследования того, что происходило, призывают жителей создавать народные дружины по наведению порядка, не продавать в городе в эти дни спиртное. Другие призывают еще объявлять бойкот выходцам с Кавказа.



Андрей Шарый: А подписаны эти листовки или нет?



Михаил Соколов: Они не подписаны.



Андрей Шарый: Продается сейчас алкоголь в Кондопоге?



Михаил Соколов: Думаю, что никаких запретов нет.



Андрей Шарый: Прокуратура Карелии выявила случаи недобросовестности сотрудников милиции в Кондопоге. Об этом в интервью Радио Свобода заявил заместитель прокурора республики Петр Клемешев.


XS
SM
MD
LG