Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Оливер Стоун: «Многие не готовы увидеть мой фильм сейчас»


В Москве прошла премьера картины американского режиссера Оливера Стоуна «Башни-близнецы»

В Москве прошла премьера картины американского режиссера Оливера Стоуна «Башни-близнецы»

В Москве прошла премьера картины американского режиссера Оливера Стоуна «Башни-близнецы». Голливудский мэтр рассказал в своем фильме о героях-полицейских, бросившихся спасать людей после того, как в здание Всемирного торгового центра в Нью-Йорке врезались самолеты. В основу сюжета легла реальная история ветерана полицейского управления сержанта Джона Маклахлина и офицера Уилла Химено. Они первыми в составе небольшой группы военных приехали на место трагедии, сами отправились в башни и попали в ловушку, когда здания рухнули. В живых остались только двое, Маклахлин и Химено. Джон и Уилл оказались погребенными под шестиметровым слоем искореженного металла и глыб бетона. Полицейские не могли видеть друг друга, но общались, говорили о своих семьях, о работе, о мечтах и разочарованиях в течение 12 часов, пока их не обнаружили спасатели. В фильме также показаны их жены и дети, которые прошли круги ада, не имея информации о своих близких.

Оливер Стоун намеренно избежал в этой картине политических оценок трагедии, упоминаний о террористах и полностью сосредоточил свое внимание на простых людях, которым пришлось выполнять профессиональный долг. С этих слов он начал свою пресс-конференцию в Москве: «Мы сразу поставили задачу — привлечь к работе над фильмом тех людей, которые стали свидетелями этой катастрофы, тех, кто принимал участие в спасательных работах, и в особенности тех, кого извлекли из-под завалов. Вы знаете, что из почти трех тысяч погибших во Всемирном торговом центре, выжило всего 20 человек, среди них были Джон и Уилл. Героями картины стали они и их жены. В наших съемках принимали участие около 40-50 настоящих спасателей, которые работали на месте катастрофы 11 сентября 2001 года. Мы также вплотную сотрудничали с администрацией города Нью-Йорка, со многими его агентствами и компаниями. Мы пытались быть точными в деталях, скрупулезными в мелочах. И, конечно же, очень важно было передать те чувства, которые испытали люди, оказавшиеся участниками и свидетелями этой трагедии. Что же касается реакции зрителей на мой фильм, то на первый просмотр мы пригласили только тех людей, которые работали на месте, где стояли башни, это были и полицейские, и пожарные, и родственники погибших. Мы получили колоссальную моральную поддержку от них».


Необходимость «фактора узнаваемости»


Оливеру Стоуну кто-то из журналистов бросил упрек, что в таком фильме, как «Башни-близнецы», где показывается трагедия 11 сентября, не должны мелькать лица узнаваемых голливудских звезд. А главную роль — сержанта Джона Маклахлина — сыграл известный актер Николас Кэйдж.


Оливер Стоун не согласился с такой логикой: «Мы работаем в Голливуде и разговор о деньгах здесь уместен. Эта лента очень дорогая. Поверьте, все съемочные площадки, которые нам приходилось готовить в Лос-Анджелесе, обошлись нам в немалые суммы. Построить внутренние интерьеры башен-близнецов, реконструировать все завалы — все это очень тяжелая и кропотливая работа, я бы даже сказал кошмарная. Плюс учитывайте, сколько денег требуется на компьютерную графику. Поэтому, чтобы фильм был успешный и окупился, без фактора узнаваемости не обойтись. И Ник Кэйдж, на мой взгляд, идеально вписывается в эту картину. Я бы назвал его лучшим актером своего поколения. К тому же он внешне очень похож на Джона Маклахлена, и во время подготовки этой картины немало времени провел вместе с ним. Плюс учитывайте, пожалуйста, и правила драмы. События разворачиваются в 24 часа, нам нужно было все это время втиснуть в двухчасовой формат. Если говорить о чистой "документалке", то она строится, конечно, по другим правилам, это другой жанр. Наш фильм — это традиционная голливудская драма, и поэтому нам нужна была очень сильная узнаваемость. Думаю, если бы в России снимали фильм о теракте такого масштаба, то играли бы по тем же правилам. И не только в России, но и в Мадриде, в Лондоне. Если бы фильм был посвящен цунами в Юго-Восточной Азии — все было бы по тем же законам кинобизнеса».


Кто-то из журналистов высказал мнение, что кассовые сборы «Башен-близнецов» оказались очень скромными. Оливер Стоун не согласился с такой оценкой: «Показатели сборов по кинотеатрам в США достаточно хорошие. И фильм вполне будет прибыльным для студии, которая его сняла. Плюс ко всему сейчас идет мировой прокат этой ленты. Действительно, многие не готовы увидеть этот фильм сейчас, многие пытаются забыть 11 сентября. Те, кто забыли, не хотят его вспоминать, хотят стереть из своей памяти. Для многих это слишком печальное зрелище, они, наверное, сейчас не пойдут в кинотеатр смотреть эту ленту. Но это подлинная картина тех событий, переживаний пятерых главных героев. Я абсолютно уверен, что если не сейчас, то потом, через какое-то количество лет те, кто сейчас не пошли смотреть эту картину, к ней обязательно вернутся. И плюс вырастут новые поколения. Любой ребенок, который сейчас не готов смотреть картину «Башни-близнецы», когда-нибудь увидит этот фильм и поймет, что же это был за день — 11 сентября».


«Я делал фильм не для Белого дома»


И все-таки разговоров о политике Оливеру Стоуну не удалось избежать. Журналисты спросили о реакции Белого дома на картину: «Может быть, и была какая-то реакция, но, я ничего об этом не знаю. Я делал фильм не для Белого дома, хочу это особо подчеркнуть. Для меня этот фильм не политический. Хотя, в какой-то степени в Америке он слегка вышел политическим, но только слегка. Заметьте, что герои фильма ни слова не говорят о политике. Меня уже критиковали за то, что якобы я ввязываюсь в политику, после съемок фильма «Взвод». Но как тогда, так и сейчас, я готов настаивать на том, что это фильм о чувствах, это фильм об отзывчивости обычных американцев, о том, как они в один день смогли подняться над собственными интересами. Это фильм о духовных и семейных ценностях, и о том, что духовные ценности на определенном этапе могут оказаться сильнее любых физических. Фильм об обычном человеке, не более того. Это картина не о том, мы за Буша или против Буша, за войну в Ираке или против войны в Ираке. Это фильм просто об обычных людях. Поэтому я очень прошу вас посмотреть эту картину прежде, чем говорить и делать какие-то заключения. Посмотрите эту картину об обыкновенных людях».


В фильме, как уже же говорилось, нет ни слова о политике, но на пресс-конференции Оливер Стоун высказал все же свое отношение к администрации Белого дома: «Я уже не раз затрагивал эту тему. Я считаю, что после 11 сентября администрация Джорджа Буша позволили себе нарушить те основы, на которых строилась наша страна. То, что сейчас происходит в Ираке, к сожалению, мы все понимаем, что это надолго — это ошибка. Но как эта ошибка будет исправляться — непонятно. То, что Джордж Буш назвал войной, он мог бы назвать войной с таким же успехом все, что угодно — и войну с наркоманией, и войну с бедностью, и войну с неграмотностью. Решение таких задач требует определенных усилий и большого-большого времени. Нужна правильная модель, как решить эти проблему. А сейчас реализуется только одна модель — нагнетания страха.


Те президенты, которые были у нас раньше, вспомним Эйзенхауэра, его основной идеей было успокоить население, дать ему почувствовать, что все хорошо, что все можно исправить. Вспомним Рузвельта, который пришел к власти тоже в смутное время, такое же смутное, как и сейчас, когда наша страна была в состоянии экономической депрессии. Рузвельт тогда говорил, что страх – это единственная вещь, которую мы должны бояться. Это мудрый подход и правильный подход. Что мы слышим от Джорджа Буша сейчас? Сплошные обещания: "я защищу", "я дам вам безопасность"… Все это напоминает слегка утопию Оруэлла, потому что сводится к каким-то противоречиям. "Со мной вы будете в безопасности, — говорит он. — Голосуйте за меня, и тогда вы получите еще больше денег. Отдайте мне взамен свободу, отдайте свои чувства, отдайте свои мысли и идеи". Все это либо "за", либо "против" приводит к сильнейшей и опасной поляризации общества, а также к разрушению моральных устоев».


И под финал Оливер Стоун поделился своим мыслями о том, какое влияние на него лично оказывают его картины: «Думаю, каждая лента, с которой я работаю, меняет меня в какой-то связи. Я всегда нахожусь в плотном контакте с каждой картиной, над которой я работаю. Скажем, 1997 год или 1993 год — я, прежде всего, думал о картинах, над которыми тогда работал. Идет ретроспективное мышление или, может быть, иногда по кругу. Например, после фильма "Александр", над которым я работал очень много и очень долго, мне было очень приятно после этого вернуться в Нью-Йорк и работать в городе, в котором я родился. И когда завершились съемки, мы почувствовали огромное наслаждение, потому что верили в успех. Мы отмечали то мужество, с которым люди, ставшие героями нашего фильма, их коллеги и друзья преодолевали трудности в тот день. Все мои картины, наверное, построены по такому принципу, будь то "Взвод", "Уолл-стрит" или "Рожденный 4-го июля"».


Критики по-разному отнеслись к картине Оливера Стоуна «Башни-близнецы». Кто-то назвал фильм плоским плакатом, не отражающим всю полноту трагедии 11 сентября, кто-то упрекнул мэтра в отсутствии политической позиции. Циникам эта драма может показаться излишне сентиментальной. Но если посмотреть эту трагедию глазами человека, который, так же как и миллионы американцев, пережил этот кошмар, случившийся 11 сентября 2001 года, — то героизм, семейные ценности, патриотизм и мужская дружба, показанные в картине, не выглядят декоративными. Оливер Стоун выполнил свой гражданский долг, как смог.


XS
SM
MD
LG