Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Что хотел сказать папа


Демонстранты в Басре сжигают чучело главы католиков мира

Демонстранты в Басре сжигают чучело главы католиков мира

Папа римский Бенедикт XVI выразил сожаление в связи с реакцией, которую вызвали в мусульманском мире слова из произнесенной им в университете Регенсбурга теологической лекции. Ряд видных религиозных и политических деятелей в мусульманских странах посчитал заявление понтифика недостаточным, массовые протесты продолжаются. Более того, в адрес Бенедикта XVI прозвучали угрозы. Чтобы понизить градус разгоревшихся страстей, Центральный совет мусульман Германии сделал специальное заявление.


В заявлении говорится: «Совет приветствует разъяснения Бенедикта XVI по поводу его высказываний об исламе и выраженное им сожаление. По мнению Центрального совета, разъяснения являются важнейшим шагом, чтобы успокоить протестующих в последние дни в разных частях мира. Мы категорически осуждаем оскорбления и угрозы насилия в адрес папы.


Мы призываем мусульман, ученых и ответственных политиков всего мира после разъяснений папы внести свою лепту в дальнейшее успокоение.


Мы надеемся также, что Ватикан в ближайшие месяцы вступит в диалог с представителями мусульман, дабы споры последних дней не оказали долгосрочного влияния и не ухудшили бы отношения христиан с мусульманами».


Представитель Центрального совета мусульман Германии Мунир Аццауи, с которым побеседовал корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер, поясняет, в чем он видит непосредственный повод для конфликта: «Свою цитату из средневекового текста он (папа – РС) привел без комментария и в неясном контексте. Это привело к недоразумению. Мы считаем, что сегодня, когда требуется особая чуткость в отношении острых тем, речь могла быть построена более осторожно, выдержана в более мягких формулировках. В результате же был дан повод для интерпретирования речи радикально настроенными силами, и это вызвало явно неадекватную, преувеличенно критическую реакцию».


Одной из тем научного сообщения папы было противопоставление веры и насилия. Понтифик предложил представителям исламского духовенства обсудить этот предмет более детально. По мнению Мунира Аццауи, при непременном условии уважительного отношения к позиции противоположной стороны такой диалог вполне возможен: «Наша позиция ясна. Мы всегда осуждали насилие. Мы считаем важным, чтобы мусульмане (духовенство и умма) совместно способствовали изоляции террористов и бандитов. Но мы против того, чтобы на ислам указывали пальцем как на причину этих актов насилия. Те же, кто постоянно говорят об исламе и насилии в едином контексте, подстрекают к войне культур, к войне цивилизаций».


Родившийся в Ливане католический теолог и переводчик Корана на немецкий Адель Теодор Кури, выдержку из книги которого привел папа в своем выступлении, не теряет надежды на то, что исламские ученые со своей стороны примут меры к разъяснению недоразумения: «Речь папы была научным докладом перед учеными. Поэтому ее надо рассматривать и анализировать с научных позиций, а не выдергивать цитату из контекста и представлять ее атакой на ислам. В политике Ватикана в отношении ислама не было и нет никаких изменений. И я верю в способность исламского научного мира разобраться в тексте и понять, что папа хотел сказать».


Выступление Бенедикта XVI и разгоревшуюся вокруг него дискуссию Радио Свобода прокомментировал доцент Центра сравнительного изучения религии РГГУ Борис Фаликов.


«Отношение [ нынешнего ] папы к исламу достаточно сильно отличается от отношения его предшественника Иоанна Павла II, - отмечает историк. - Тот был харизматический лидер. Этот папа прежде всего богослов, причем богослов с очень ясным и точным мышлением. Эта его лекция, которая была посвящена в основном вопросам диалога между христианством и исламом, несла попытку такого прямого диалога, где без обиняков, что вполне в его духе (как известно, прежде чем стал папой, он был префектом защиты веры ((Конгрегация по вопросам вероучения трактует спорные канонические вопросы – РС)), он [ высказался за ] прямой, конкретный диалог богословский, где сразу не то, чтобы ставятся точки над «i», но делаются заявления конкретные.


Богословие только кажется отвлеченной вещью. Вообще это вещь очень конкретная. И он в этой лекции поставил абсолютно конкретную проблему - о связи религии и насилия. И цитата ему нужна была для того, чтобы подкрепить этот тезис о том, что, когда в религии происходит разрыв между верой и разумом, религия становится склонна к насилию. Ему показалось, что цитата из Мануила II Палеолога точно это показывает. Я думаю, что ему, как умному богослову, было чрезвычайно интересно и приятно обнаружить в византийском императоре XIV века своего единомышленника. Потому что тот, в общем-то, сказал очевидную вещь: вера, оторванная от разума, ведет к насилию. И продемонстрировал это на примере ислама».


Собеседник РС подчеркивает, что выступление папы вообще неверно воспринимать в узком контексте отношений между католицизмом и исламом. Так, приведенная им цитата принадлежит представителю другой христианской церкви: «Это говорит об очень широком, вселенском подходе Бенедикта XVI к христианству. Многие пытаются изобразить его эдаким сторожем католицизма, ротвейлером Господа. Нет, папа в данном случае выступил как христианин в самом широком смысле».


Больше того, основная критика в лекции понтифика была направлена в адрес протестантизма: «Б ольшая часть лекции посвящена христианской истории, а именно тому, как Логос, то есть Разум, был деэллинизирован в истории христианства, то есть лишен этого измерения. И он действительно четко (это, кстати говоря, вполне католическая вещь) указывает на то, что во многом здесь виновата протестантская реформация, то бишь отрыв веры от разума и абсолютная ставка реформаторов-протестантов на веру. Это знаменитой "Солофидос" Лютера, "спасение только верой". И он как бы показывает, что происходит дальше. Следующий логический шаг - это эпоха Просвещения, когда разум получает автономию от веры, что приводит к дальнейшим последствиям - к рационализму, к отождествлению разума с рацио. И он, будучи очень толковым и знающим историком христианства, очень хорошо показывает христианские истории.


Ислам моложе христианства и поэтому католицизим вел себя достаточно сдержанно (в отношении него – РС), хотя папа несколько раз ставил вопросы о том, что… "все-таки надо отвечать на наши жесты взаимностью", говорил он, обращаясь к исламским деятелям не раз, об этом тоже надо помнить. Но вот здесь он впервые попытался повести диалог на равных. Оказалось, что ислам к этому не готов».


Высказывания папы, воспринятые в исламском мире как оскорбление, вызвали поток угроз и оскорблений в адрес понтифика. Борис Фаликов с сожалением отмечает, что Бенедикт XVI пока не преуспел в попытке навести мосты с исламским миром.


XS
SM
MD
LG