Ссылки для упрощенного доступа

Исчерпан ли конфликт между Папой Римским Бенедиктом XVI и международными мусульманскими организациями


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шароградский.



Александр Гостев : Папа Римский Бенедикт XVI выразил сожаление в связи с реакцией, которую вызвали в мусульманском мире его слова, произнесенные во время теологической лекции в университете Регенсбурга. Однако целый ряд видных религиозных и политических деятелей в мусульманских странах посчитал заявление понтифика недостаточным, массовые протесты продолжались. Это новости последних дней. Однако некоторые мусульманские организации (прежде всего, в Германии) выразили удовлетворение данными Бенедиктом XVI объяснениями. Над темой работал Андрей Шароградский.



Андрей Шароградский: Центральный совет мусульман Германии сделал специальное заявление по поводу лекции Папы Римского в Регенсбургском университете. Рассказывает наш корреспондент в Берлине Юрий Векслер.



Юрий Векслер : В заявлении говорится: "Центральный совет мусульман Германии приветствует разъяснения Папы Бенедикта XVI по поводу его высказываний об исламе и выраженное им сожаление. Разъяснения, по мнению Центрального совета, являются важнейшим шагом, чтобы успокоить протестующих в последние дни в разных частях мира.


"Мы категорически осуждаем оскорбления и угрозы насилия в адрес Папы. Мы призываем мусульман, ученых и ответственных политиков всего мира после разъяснений Папы внести свою лепту в дальнейшее успокоение обстановки".


В ответ на мой вопрос, почему, по мнению в Центрального совета, разъяснения были необходимы, спикер Совета Мунир Аццауи ответил.



Мунир Аццауи: Речь Папы фактически привела к недоразумениям. Свою цитату из средневековья он привел, не комментируя и в неясном контексте . Это привело к недоразумению, и мы поэтому считали разъяснения необходимыми. Но мы считаем так же, что речь могла бы быть при необходимом сегодня тонком чутье в отношении острых тем более осторожной и более мягкой в формулировках. В результате же был дан повод для интерпретирования речи радикально настроенными силами и это вызвало явно неадкватную преувеличеснную критическую реакцию.


Мы катергорически осуждаем оскорбления и угрозы насилия в адрес Папы. Им нет оправданий. Как я уже сказал, радикальные силы смогли использовать речь, чтобы накалить обстановку и способствовать дальнешей эксполации.



Юрий Векслер: И все-таки темой речи Папы была "Вера и разум" и как подтема противопоставление веры и насилия, в речи, содержалось предложение диалога с исламом по этой теме. Возможен ли такой диалог, на ваш взгляд?



Мунир Аццауи: Наша позиция в этом вопросе ясна. Мы всегда осуждали насилие. Мы считаем важным, чтобы мусульмане, мечети и общество совместно способствовали изоляции террористов и бандитов. Но мы против и указывания пальцем на ислам со смыслом, что эта религия - причина этих актов насилия. Нужна коалиция против террора, которая бы заклеймила террористов, как преступников. Те же, кто постоянно говорят об исламе и насилии вместе, пострекают к войне культур, к войне цивилизаций. С другой стороны, мы считаем, что мусульмане должны заняться самокритикой и задаться вопросом - как это может быть, что все больше людей совершают акты насилия и оправдывают их своими религиозными убеждениями?



Юрий Векслер: Родившийся в Ливане католический теолог, переводчик Корана на немецкий профессор Кури, из книги которого процитировал Папа тот самый средневековый диалог, не теряет надежды на разъясняющую реакцию и со стороны исламских ученых.



Адель Теодор Кури: Речь Папы была научным докладом перед учеными. Поэтому ее надо рассматривать и анализировать с научных позиций, а не выдергивать цитату из контекста и представлять ее атакой на ислам. В политике Ватикана в отношении ислама не было и нет никаких изменений.



Андрей Шароградский: С немецким теологом беседовал наш корреспондент в Германии Юрий Векслер. Историк религии, доцент Центра сравнительного изучения религий РГГУ Борис Фаликов отмечает, что Папа Римский в своей лекции обсуждал конкретную проблему, которая касается всех религий, в том числе и христианства, и ислама.



Борис Фаликов : Отношение Папы Римского к исламу достаточно сильно отличается от отношения его предшественника Иоанна Павла II . Тот был харизматический лидер, этот Папа, прежде всего богослов, причем богослов с очень ясным и точным мышлением. Вот эта речь, это его, собственно, первая лекция, которая была посвящена в основном вопросам диалога между христианством и исламом, она носила характер попытки такого прямого диалога, где без обиняков, что вполне в его духе (как известно, он был префектом защиты веры, прежде чем стал Папой Римским, в качестве кардинала Рацингера еще), он достаточно прямой, конкретный диалог, богословский, где сразу не то, чтобы ставятся точки над "i ", но делаются какие-то заявления конкретные. Вы знаете, богословие только кажется отвлеченной вещью. Вообще это вещь очень конкретная. И он в этой лекции поставил абсолютно конкретную проблему - о связи религии и насилия. И цитата ему нужна была для того, чтобы фундировать вот этот тезис о том, что, когда в религии происходит разрыв между верой и разумом, религия становится склонна к насилию. Ему показалось, что цитата из Мануила II Палеолога точно это показывает. Потому что тот, в общем-то, сказал очевидную вещь: вера, оторванная от разума, ведет к насилию. И продемонстрировал это на примере ислама.



Андрей Шароградский: Больше того, основная критика в лекции понтифика была направлена не против ислама, а против идеологии протестантизма.



Борис Фаликов: Большая часть лекции посвящена христианской истории, а именно тому, как Логос, то есть Разум с большой буквы, был идеализирован в истории христианства, то есть лишен этого измерения. И он действительно четко - это, кстати говоря, вполне католическая вещь - он четко указывает на то, что во многом здесь виновата протестантская реформация, то бишь отрыв веры от разума и абсолютная как бы ставка реформаторов-протестантов на веру, спасение только верой. И он как бы показывает, что происходит дальше. Дальше следующий логический шаг, это эпоха просвещения, когда разум получает автономию от веры, что уже приводит к дальнейшим последствиям - к рационализму, в отождествлению разума с рацио.



Андрей Шароградский: Высказывания Папы, воспринятые в исламском мире как оскорбление, вызвали поток угроз и оскорблений в адрес понтифика со стороны мусульман. Борис Фаликов с сожалением отмечает, что попытка Бенедикта XVI вести с исламским миром диалог, расставляя все точки над " i ", потерпела неудачу.



Борис Фаликов : Ислам моложе христианства, и поэтому католицизм вел себя достаточно как бы сдержанно, хотя Папа несколько раз ставил вопросы о том, что "все-таки надо отвечать на наши жесты какой-то взаимностью", говорил он, обращаясь к исламским деятелям не раз, об этом тоже надо помнить. Но вот здесь он впервые попытался повести диалог на равных, но оказалось, что ислам к этому не готов.



Андрей Шароградский: Это был историк религии, доцент Центра сравнительного изучения религий РГГУ Борис Фаликов.



Материалы по теме

XS
SM
MD
LG