Ссылки для упрощенного доступа

Генассамблея ООН: Буш и Ахмадинеджад избежали прямого столкновения


В речи Джорджа Буша с трибуны ООН наблюдатели усмотрели намек на возможность договориться с Ираном
В речи Джорджа Буша с трибуны ООН наблюдатели усмотрели намек на возможность договориться с Ираном

Президент Буш в своей речи на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН дал свою оценку происходящему в мире, осудил терроризм и экстремизм и обещал поддержку тем странам, кто выбрал демократический путь развития.


«Свобода по своей природе не может быть навязана. Она должна быть выбрана. От Бейрута до Багдада люди проголосовали за свободу. И собравшиеся в этом зале тоже должны сделать свой выбор. Америка его сделала. Мы будем помогать сторонникам умеренной политики и демократических реформ», - сказал Джордж Буш.


Давний критик президента, губернатор штата Нью-Мексико, а в прошлом полномочный представитель США в ООН и член администрации президента Клинтона Билл Ричардсон в речи президента усмотрел намек на возможность договориться с Ираном: «Я заметил некие новые перспективы в словах о том, что мы намерены добиваться уступок с помощью дипломатии, что мы уважаем исламский мир. Мне также понравилось то, что Буш сказал по поводу Израиля и Палестины. Но я ожидал, что президент назначит специального посланника по проблемам мира на Ближнем Востоке точно так же, как он объявил о назначении своего специального посланника по проблеме Дарфура в Судане. Сейчас мы столкнулись с таким количеством международных кризисов и конфликтов, что Госсекретарь Кондолиза Райс не может сама справиться с объемом работы. В целом речь президента на Генеральной Ассамблее, несмотря на её примирительный тон, была жесткой», - так Ричардсон прокомментировал выступление президента Буша.


В то же время президент США признал важную роль ООН: «Вместе мы должны поддерживать тех, кто стремится к позитивным реформам в проблемных регионах. Делая это, мы будем следовать высоким идеалам, на которых Организация Объединенных Наций была основана».


По словам Ричардсона, Буш прав, когда говорит, что для очень многих государств Азии, Африки, Латинской Америки ООН является единственной возможностью быть услышанными. Да и для США эта трибуна остается весьма важной. Он сказал, что выступление президента США на Генеральной Ассамблее ООН – важнейший момент и для самой Америки, которая нуждается в Организации Объединенных Наций и в международной поддержке.


Выступление на сессии Генеральной ассамблеи ООН президента Ирана по понятным причинам также вызвало интерес.


Махмуд Ахмадинеджад не присутствовал во время выступления президента США на утреннем заседании Генассамблеи ООН. Буш ответил взаимностью, когда Ахмадинеджад вышел на трибуну ООН вечером. В своем выступлении иранский лидер обвинил Соединенные Штаты и Великобританию в нарушениях международного права и в гегемонизме: «К сожалению, настойчивость некоторых держав-гегемонов, которые взяли на себя право оказывать давление на международные органы, принимающие важные решения, включая Совет Безопасности, вызывает растущее недоверие к ним со стороны мирового общественного мнения, подрывает надежность и эффективность этой наиболее универсальной системы коллективной безопасности».


В ходе маневров в ООН и за ее стенами Джордж Буш явно хочет избежать прямого столкновения с иранским президентом. Вечером во вторник госсекретарь США Кондолиза Райс встретилась со своими европейскими партнерами, которые, особенно этого не афишируя, проводят переговоры с Ираном уже несколько недель. Райс пытается выяснить, каковы шансы приостановки иранской стороной обогащения урана и возврата Тегерана за стол переговоров.


США тем временем говорят о возможности жестких антииранских санкций. Как заявил на заседании сенатского комитета по иностранным делам заместитель госсекретаря Николас Бернс, американские дипломаты пытаются предупредить международное финансовое сообщество о высоком риске инвестиций в Иран. По его словам, ряд европейских и азиатских банков уже существенно сворачивают свои операции в Иране.


На заседании того же комитета короткое замешательство вызвала хлесткая реплика сенатора-республиканца Джорджа Войновича об иранском лидере Ахмадинеджаде: «Этот человек напоминает мне Гитлера. Он открыто заявляет, что хочет уничтожить Израиль и отрицает факт Холокоста. Мы все прекрасно знаем, что он собой представляет».


Страсти по Ирану подогрела и большая статья в последнем номере еженедельника Time , где утверждается, что военная акция США против Ирана может вполне стать реальностью, несмотря на ее высокую цену.


Вместе с тем в Соединенных Штатах остается много сторонников воздействия на Иран силой убеждения. « Важно, чтобы нынешний иранский лидер понял, какова позиция Соединенных Штатов и почему они скептичны в отношении Ирана. В свою очередь и мы должны быть с ним честными и понимать, чем вызван антиамериканский скепсис Ирана, как достичь большего взаимопонимания и доверия. Мне бы хотелось убедиться, понимает ли президент Ахмадинеджад суть проблемы», - говорит Джим Уолш, аналитик из Массачусетского технологического института. Он входит в небольшую группу американских представителей, которая, как ожидают, в среду утром за завтраком проведет переговоры с президентом Ирана.


Падающих цен на нефть и нескольких речей президента Буша, разъясняющих стратегию администрации в Ираке, хватило, чтобы в течение недели заметно изменить настроения американского электората. Согласно опросу, проведенному телекомпанией CNN и Институтом Гэллапа, 44% респондентов положительно сейчас оценивают деятельность президента Буша - это на 5% больше, чем неделю назад. Мнения о том, стоило ли начинать иракскую кампанию, разделились ровно наполовину: 49% «за», 49% «против». Еще два месяца назад 54% американцев были настроены скептично. И, возможно, самое главное, - опрос не дает особых поводов для оптимизма демократам, надеющимся отобрать контроль над конгрессом у республиканцев на осенних выборах. 48% опрошенных намерены проголосовать за демократов и столько же за республиканцев.


XS
SM
MD
LG